Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 19.10.14


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 19.10.14: 1,5 фильма

+ссылки: фото, арт, социальное, политика

«Два дня, одна ночь»
Deux jours, une nuit
Режиссеры: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
В главной роли – Марион Котийяр
драма
2014, Бельгия, Италия, Франция

Аннотация с сайта санкт-петербургского Дома кино: «Эксперимент над человеческой природой от двукратных обладателей «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Тончайшая психологическая история с Марион Котийяр в главной роли.

Судьба Сандры зависит от решения нескольких человек, вынужденных выбирать между ней и деньгами. Пытаясь склонить людей на свою сторону, она ищет в их сердцах то, что они, кажется, давно потеряли.

Номинация на "Золотую пальмовую ветвь" 67-го Каннского кинофестиваля».

Я бы пошел на фильм братьев Дарденнов, какую бы аннотацию ни прочитал. Творчество этих режиссеров обожаю, честно, считаю их гениями.
Смотрел все их фильмы, некоторые по несколько раз, – все шедевры.
(В общем, пристрастен:0)
Но, сразу, рассчитано их кино не на всех. Как почитаешь отзывы на их фильмы на форумах, где преобладает «массовый зритель», хочется закрыть лицо руками и расплакаться, серьезно – настолько не понимают, настолько несправедливо!.. (Но, если без эмоций, не надо забывать о многообразии эстетических ожиданий/установок: имея разный – не плохой и не хороший, а разный – культурный багаж, люди воспринимают искусство, исходя из него. Проблема в том, как отличить то искусство, которое компетентен оценивать, а какое нет. Я сам часто «попадаю не в ту комнату» – сужу о фильмах/книгах, не являясь представителем их «целевой аудитории».)

Фабула «Двух дней…» вкратце. Молодая женщина после болезни захотела вернуться на работу, но руководство небольшой фирмы, где она работала, провело среди остальных сотрудников голосование: хотите, чтобы Сандра вернулась, но тогда надо будет платить ей зарплату, или хотите премию за счет сэкономленных средств? Первое голосование оказалось не в пользу Сандры. Но удалось уговорить босса провести повторное голосование. Два выходных дня остаются, чтобы убедить коллег…
В аннотации не совсем точно расставлены акценты (что обидно для сайта не простого кинотеатра). Не Сандра «ищет в их сердцах то, что они, кажется, давно потеряли», а режиссеры, конечно. Сослуживцы должны не выбирать не только между ней и деньгами, но и между ней и собой, между ней и отношением к себе сослуживцев и начальства, между ней и желанием «не выделяться».
Во многих аннотациях, отзывах главный конфликт описывается как «Сандра или 1000 евро», но и это не совсем верно, так как, например, у одного из персонажей премия будет значительно ниже этой суммы и для него уж точно не в деньгах дело.

В общем, сколько персонажей, которых Сандра просит проголосовать за себя, столько и позиций.

И позиция самой главной героини далеко не так однозначна – ей важна эта работа, но конфликт «хочу сохранить работу – не хочу выглядеть попрошайкой» есть и преодолен не сразу; но конфликт «хочу сохранить работу – не хочу быть источником конфликта» есть и решения ею принимаются не однозначные.

В фильме много конфликтов и все они разнообразны, благо за короткое время фильма (полтора часа) нужно пройти через галерею 16 человек, и авторам фильма нигде, ради динамичности и демонстрации «богатства» человеческого мира, нельзя повторяться.
Сценарий, в этом смысле, хоть и простой (пошла к одному, потом к другому, к третьему, и т.д.), но не подкопаешься: только задашься вопросом («А как же…?»), как тут же получаешь на него ответ; только предполагаешь, что неужели опустятся до … – нет, придумали изящный, нетривиальный выход; только хмыкнешь («А сейчас вот она, конечно же…»), но нет, по-другому.
Разве что босс компании и бригадир выглядят излишне демонически, нарисованы одной краской, и это слабое место сценария. С названием фильма тоже что-то не так: «два дня» – суббота и воскресенье – понятно, но почему «одна ночь»? Зачем, вообще, было вводить «ночь»?..

Как всегда у Дарденнов, никто не задвигает многозначительных телег, никаких задумчивых образов, – но получается тонко и глубоко. По-прежнему, гипер-реалистичный стиль (ах, какие крупные планы!), но отметил бы, что не было в «Двух днях…» эстетических изысков (завораживающих сцен). Впрочем, к фильму, который просмотрел на одном дыхании, вроде и претензии не стоит предъявлять.

Марион Котийяр играет великолепно. Выглядит отлично.

В фильме очень сильна морализаторская составляющая («как выжить людям, если каждый будет сам за себя?»), Дарденны прям давят на зрителей, и, с одной стороны, немного режет такая прямота; с другой – а где еще в современном кино-литературе дадут задуматься над этими важными, пусть и немного в лоб вопросами?..

Не я один отметил схожесть по структуре сюжета фильма с советской «Премией». А по уровню нравственной проблематики вспомнилась проза Юрия Трифонова.

Обязательно посмотрю фильм еще раз.

*****
В прошлом выпуске рассказывал о впечатлениях от книги и фильма «Расплата». Собирался посмотреть «Выстрел в упор» (1967) по той же книге.
Посмотрел.
«Выстрел…» имеет еще более отдаленное отношение к сюжету книги. Смотреть было скучно, а многое просто раздражало. Для того времени, наверно, в фильме было много новаций, оригинальных фишек, но сегодня, на мой взгляд, все это смотрится нарочито, излишне вычурно. Как говорится, приемы ради приемов. Впрочем, с модой всегда так.
Ли Марвин в главной роли не произвел никакого впечатления, скорее даже отрицательное – в свои 43 года смотрится стариком, никакой харизмы и драйва.
ссылки
15 октября был в Кронштадте. Фото


Новые «Свободные линии» (концептуальный стрит-арт)


Адвокаты пересели на велосипеды: акция против растущего числа машин


Репортаж ТВ-Дождя «Солдат Люда. История женщины, которая объявила войну войне в Украине»

17 октября 73-летняя Людмила Богатенкова, инвалид второй группы, задержана и помещена в СИЗО…


В избранное