Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 06.01.14


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 06.01.14

1 фильм
«Географ глобус пропил»
Россия, 2013

+ссылки: фото, арт

1 фильм
«Географ глобус пропил»
режиссер: Александр Велединский
сценарий: Александр Велединский, Рауф Кубаев, Валерий Тодоровский
оператор: Владимир Башта
В главных ролях: Константин Хабенский, Елена Лядова, Александр Робак, Евгения Брик и др.
Россия, 2013

Информация с «кинопоиск.ру»: «Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом и дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет десятиклассников в поход — сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет…

Фильм снят по мотивам романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» (написано в 1995 году, опубликовано в 2003 году).
Съёмки фильма прошли в 2011-2012 годах в Перми, Закамске, микрорайоне Нижняя Курья, посёлке Усьва Гремячинского района».

Первое впечатление приятное. Живое получилось кино. Если так можно сказать, ощущательное. С нервом. И смотрится на одном дыхании; иногда, правда, сбиваясь, но об этом ниже. Мастерская операторская работа. С хорошей актерской игрой: как бы я к творчеству этого актера ни относился, но, конечно, в первую очередь, надо отметить Константина Хабенского, и, безусловно, плюс режиссеру, у которого нормально смотрелись юные исполнители. Все это создает убедительную иллюзию достоверности, правды, за которую и любим кино.
Если к этому прибавить то «безрыбье», которое представляет современный отечественный кинематограф, то неудивительно, что фильм осыпан наградами.

Но, мама родная, что за сценарий?! Что за типаж главный герой?! Что за надуманные, если хоть немного копнуть, ситуации?!

Однако можно, да, ограничиться и «если понравилось, так чего еще в этом копаться». Можно удовлетвориться точкой зрения, что «ну кино же!», что незачем сильно придираться к художественной реальности.

(Тем, кто считает, что только так и никак не иначе, дальше читать не рекомендуется.)

Но можно и задуматься, и тогда получившаяся мешанина мифов, фантазмов, банальностей, ложных стереотипов, алогичности в угоду драматической напряженности превращает удовольствие от просмотра чуть ли не в презрение к фильму, его создателям.
Обстановка в школе, в классе максимально упрощена. У меня, педагога, немного знакомого с современными школьными реалиями, вопросы возникали постоянно. Но главный вопрос, все-таки, зрителям-родителям – доверили бы они своих детей такому учителю? И, тем более, разрешили бы своим детям пойти в поход(!) с таким учителем?.. Факт, что это еще дети, что у них есть родители, авторами сценария просто игнорируется. И это при том, что в фильме прослеживается линия «вот какими должны быть настоящие учителя». Просто феерическая глупость, извините.
А взаимоотношение главного героя со своей женой и любовницами? Хочется хорошо протереть глаза – что это было?! Понятно, что человек существо сложное, но не настолько же нечеловеческое! На мой взгляд, получилась просто абсурдная смесь болезненности, неадекватности, психологических противоречий, принципов «свободной любви» (доходящей до свингерства), безответственности, всепрощения на уровне амнезии… Финальная сцена, из которой понятно, что жена вернулась, это вот как оценивать?!

В общем, парадоксальное кино – картинка качественная и динамичная, есть настроение, но на уровне смысла очень многое надумано, поверхностно и, в целом, получилась пустышка: о чем фильм-то?

Одноименную книгу Алексея Иванова не читал, но, по опыту своего знакомства с его творчеством, кажется, что экранизация адекватная. В книгах у него все такое же. Почему они мне и не нравятся.
ссылки
Алексей Варсопко. «Ночное» (фото-серия, декабрь-2012 - декабрь 2013; Иматра, Санкт-Петербург, Тверь, Псковская область, Москва, Ленинградская область, Мурманск, Карелия, Нижний Новгород, Московская область)


Инсталляция из разноцветных шерстяных нитей от Адриана Эспарзы (Adrian Esparza)


"Свободные линии". Концептуальный стрит-арт. Проект Алексея Варсопко


В избранное