Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 08.09.13


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 08.09.13


1 книга (фильм)
Джин Брюэр
«Планета Ка-Пэкс»

1 полуфильм
«Ледяной»
США, 2013
1 недофильм
«Судная ночь»

США, 2013

+ ссылки: фото, арт

1 книга (фильм)
Джин Брюэр
«Планета Ка-Пэкс»

K-Pax
Переводчик: Е. Золот-Гасско
АСТ, Хранитель, 2007 г.
Серия: Альтернатива. Фантастика
288 стр.

Аннотация от издателя: «Невероятная история Прота - пациента психиатрической больницы, называющего себя пришельцем с далекой планеты Ка-Пэкс, - и талантливого психиатра Марка Фуллера, который пытается излечить загадочного безумца.
Сколь тонка грань, отделяющая фантазию от сумасшествия, а сумасшествие - от чуда?
И что произойдет, если однажды безумие станет реальностью?
Читайте интеллектуальный триллер Джина Брюэра, который лег в основу сценария легендарного фильма Йена Софтли с Кевином Спейси и Джеффом Бриджесом в главных ролях!»

«Планета Ка-Пэкс»
K-PAX
Режиссер: Иэн Софтли
В главных ролях: Кевин Спейси, Джефф Бриджес
США, Германия, 2001 г

Аннотация для DVD: «В Манхэттенский психиатрический институт привозят странного человека в черных очках. Он зовет себя Протом и утверждает, что его родина - далекая планета Ка-Пэкс, откуда он мгновенно перенесся на Землю в луче света. Несмотря на все усилия, опытному доктору Пауэллу не удается разгадать загадку таинственного пациента, который охотно и весьма убедительно доказывает всем свое внеземное происхождение и заранее назначает дату своего возвращения на Ка-Пэкс. Вскоре Марка Пауэлла, так и не сумевшего приоткрыть тайну личности своего самого удивительного подопечного, начинает тревожить невероятная, но навязчивая мысль: может быть, Прот вовсе не сумасшедший и в его словах есть доля правды…»

К этой книге у меня был сложный путь.
Когда (уже более 10 лет назад) вышел фильм, то многим он понравился. На меня не произвел впечатления и не отложился в памяти: почему, не помню – может, потому, что не подпадаю под актерское очарование Кевина Спейси?..
Но этим летом прочитал рецензию о книге, из которой, в т.ч., узнал, что она (книга) есть. Очень заинтересовался сюжетом, прямо загорелся. Решил почитать. Прочитал. А потом решил пересмотреть и фильм. Пересмотрел.

Если коротко, то от книги в восторге. Сюжет увлекательный, написано хорошо, и сама идея, по-моему, замечательная, хотя знатоки фантастики считают, что не слишком оригинальная: инопланетяне во многих художественных произведениях сравниваются с сумасшедшими. Но, в конце концов, изюминка данной книги, на мой взгляд, не столько в том, инопланетянин главный герой или нет (можно ли, таким образом, относить эту историю к жанру фантастики или это психологическая/психиатрическая драма?), – роман Брюэра дает возможность поразмышлять о том, а насколько можно путать сумасшествие (не поддающийся логике хаос безумия) и другое сознание. Насколько люди готовы выйти за рамки своего нормального, чтобы понять и принять других. Возьмем бытовой уровень. Когда мы сталкиваемся с тем, что воспринимаем как неадекватное, ненормальное, чего в этом больше – некоего неправильного отклонения другого человека или нашего неумения перестроиться, чтобы в этом разобраться?
В общем, книга дает обильную пищу для размышлений, переоценки, изменения точки зрения не только на то, что вокруг, но и, как говорится, посмотреть внутрь себя. Отличный повод задуматься, поспорить или, наоборот, перестать спорить;0)

Конечно, Брюэром для облегчения восприятия такой идеи выбран спокойный, доброжелательный другой. С таким разбираться не опасно и даже приятно. Представить, если бы прот был агрессивен и в припадке агрессии (как, например, в сцене семейного праздника, когда включились поливальные устройства) стал бы вести себя жестко, а то бы и покалечил кого-то (учитывая, кто был его вторым «я», его физические способности), то ситуация воспринималась бы иначе – признали бы буйным, искололи лекарствами, успокоили и на этом закрыли проблему (дверь в другой мир).

Но в том, что прот такой добрый, такой понимающий, отзывчивый, умеющий слушать-слышать-видеть, что так располагает к нему, – другая замечательная «фишка» книги, тонкий психологический ход автора. Писатель как бы показывает читателю зеркало – и тот видит свою мечту – себя: ему хочется, чтобы все люди были такими, т.о., читатель показывает, выявляет себя.
Попадая в мир, который описывает прот как свой, начинаешь испытывать удовольствие от воплощения какой-то подсознательной мечты, начинаешь постоянно улыбаться, ощущая себя в комфортной обстановке, идеальном обществе. Ловишь себя на том, что и тебе, как проту, хочется так же смеяться над заблуждениями людей с планеты Земля (это при том, что сам же одним из них и являешься – такая реальная шизофрения!). Сживаешься с героем, который может смотреть на жизнь людей глазами счастливого, знающего, как решать все проблемы, представителя мира избранных. Сказка! Рай!

Конечно, это моя субъективная трактовка. Но потому мне так и понравилась книга, что попала в самое-самое.

Много хочется рассказать об этой книге, но и так уже достаточно.

К сожалению, разочаровал финал. Можно даже сказать, сильно разочаровал, так как после такой духоподъемной большей части содержания все как-то вдруг скисло – завершающая часть сюжета (где «прот покидает Землю» и что происходит после) оказалась скомкана, шита белыми нитками, обрублена. А!
Единственное оправдание, что у «Планеты…», как оказалось, есть несколько книг продолжения. Правда, не переведенных на русский. (Значит ли это, что они не достойны перевода, хотелось бы, конечно, узнать.)

Фильм после книги было просто невозможно смотреть. Поверхностное, голливудообразное (в плохом смысле) кино. Брюэр специально насыщает книгу подробностями личной жизни психиатра, детальным описанием других пациентов психиатрического отделения, чтобы создать своеобразную перекличку разных «ненормальных» и чтобы была возможность соотносить происходящее с миром как бы нормальных (который так же полон неразрешимых проблем, страхов, тревог). В фильме всего этого нет. Есть упор на некую мистику, непостижимость чуда, но, по сравнению с романом, сделано все грубо, топорно, в лоб. Нет и детективной линии.
Джефф Бриджес играет еще ничего, а вот остальные, в т.ч. и Кевин Спейси, плохо, заштампованно.
Не.
(Но, очередной пример парадоксального пути хорошей книги к русскоязычному читателю – без фильма с популярными актерами она бы, наверно, никогда не была бы издана у нас.)
1 полуфильм
«Ледяной»
The Iceman
Режиссер: Ариэль Вромен
В ролях: Майкл Шэннон, Вайнона Райдер, Рэй Лиотта, Крис Эванс, Дэвид Швиммер, Роберт Дави, Дэнни А. Абекейзер, Джон Вентимилья, Райан О’Нан, Стивен Дорфф
Жанр: драма/криминал/триллер
США, 2013

Официальная аннотация: «Криминальный байопик с соблазнительной атмосферой неонуара проливает свет на историю реально существовавшего наемного убийцы Ричарда Куклински, сумевшего долго время параллельно вести две абсолютно взаимоисключающие жизни: с одной стороны, он жестокий киллер, с другой — образцовый семьянин. За 20 лет Куклински убил сотни человек и прославился под прозвищем «Ледяной» за то, что замораживал трупы своих жертв в промышленных рефрижераторах. Однако зыбкое равновесие между криминальными делами и семейными проблемами обречено было однажды разрушиться».

Не столько заинтересовала история очередного преступника, сколько актер в главной роли. Майкл Шэннон понравился в телесериале «Подпольная империя» и по сильной роли в триллере «Укрытие».

«Ледяной» – слабое кино, не-пойми-что. Вообще, байопики – на мой взгляд, совершенно несамостоятельный жанр (во всяком случае большинство). Не самодостаточный. Годящийся только в качестве киноиллюстрации к уже хорошо известной истории.
Разобраться с главным героем «Ледяного» невозможно – «правдивая» история «жестокого киллера» показана как набор мало связанных между собой сцен с его участием-присутствием, из которых не понять, что он чувствует, что им движет, какой он, вообще, человек. Не художественный портрет, а только не слишком внятная хронологическая фабула.
Про заглавную тему я вообще мало что понял – по-моему, хранить трупы в холодильнике и не его идея-то была, а напарника. Да и вообще в фильме этому посвящен небольшой эпизод. И судя по фильму, «ледяной» скорее потому, что слишком невозмутим, холоден. С другой стороны, хм, в ярости бешен и явно мог быть нежен с женой и дочерьми, хотя это показано как-то вскользь. Впрочем, в этом фильме все каким-то только боком показано.

Вроде столько известных и неплохих актеров играет, а никто из них как-то по-новому не раскрывается. Разве что грим под 70-е (вот уж нелепое, в этом смысле, время было) делает их не сразу узнаваемыми.

Надо же так написать – «с соблазнительной атмосферой неонуара»! Так и хочется обратиться к авторам таких рекламных анонсов: «Ну, пожалуйста, перестаньте! Пе-ре-стань-те!»...
И конечно, никакого света на историю Куклински фильм не проливает, а только ставит вопросы.

То, что главного героя, в итоге, поймали (разрушили «зыбкое равновесие», которое, кстати, в фильме особенно никак не показано), выглядит нелогично, странно. Типа, не смог расшифровать агента, которого принял за одного из своих. Но из фильма ведь вообще не понятно, а он мог кого-то раскусить, обладал каким-то особым интеллектом, способен был быть бдительным, осторожным?.. В общем, зачем сняли фильм, не понятно.

1 недофильм

«Судная ночь»
Purge
Режиссер: Джеймс ДеМонако
В ролях: Лена Хиди, Итан Хоук, Эдвин Ходж, Макс Буркхолдер, Тони Оллер, Риз Уэйкфилд
Жанр: фантастика/триллер/ужасы
США, 2013

Официальная аннотация: «Мир будущего – мир без преступности… безработицы… войн. И все это благодаря одной ночи в году, когда можно отправить на тот свет любого – злобного босса, шумных соседей, надоевших родственников. В Судную ночь дозволено все – главное дожить до рассвета».

Якобы это снижает агрессивность во все остальные 364 дня года.

Когда фильм только выходил, прочитал аннотацию и ничего не понял. То есть понял, но не понял, как такая, извините, примитивная фантастическая идея не только пришла кому-то в голову (с этим-то ладно – все-таки культура создает механизмы выплеска злобы, нерастраченной энергии, безопасные для окружающих, и на их основе можно придумать художественное обобщение – некий идеальный способ компенсации человеческой агрессии), но как такая идея в совершенно сыром виде могла кого-то из кинодеятелей прельстить, чтобы вложиться и снять кино?!
Однако участие Итана Хоука как-то не давало уверенности в том, что фильм надо проигнорировать. Возможно, думал, в анонсах чего-то упустили, какую-то глубокую мысль, неожиданный поворот.
Представилась возможность посмотреть.

Нет, все-таки первая реакция была правильной... А Итана Хоука, интересного актера, подававшего в свое время надежды, просто жаль, что снимается в таком.
Фильм поражает невообразимым количеством абсурдных допущений, нестыковок, к которым вдобавок (вроде куда-то уж хуже и так!) полный комплект банальностей из второсортных хоррор-фильмов.

ссылки


Алексей Варсопко. "Неделя в августе - 3". Фото. Псковская область.

 


Алексей Варсопко. Новые «Свободные линии» (концептуальный стрит-арт, гофрокартон, 2013, Петербург)


Человек и "культурные модели". Новые «знаки зоодиака». Проект Алексея Варсопко


Цикл работ художника Fesson Ludovic «Back to Nature» («Назад к природе»), перекликающийся с известным тезисом философа Ж.-Ж. Руссо, - это удивительный пример, когда рукотворные чудеса становятся органичной частью ландшафта. Простые, на первый взгляд, геометрические скульптуры стоят того, чтобы их внимательно рассмотреть.
http://www.kulturologia.ru/blogs/010913/18775/


Pierre Bastien -- Mecanologie. Видео. 2 мин. 30 с
Кинетические арт-объекты, саунд-арт.
http://youtu.be/UE7eSN63N7Y


В избранное