Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.18.11.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 18.11.12


1 книга
Иэн Бэнкс
«Пособник»
1 фильм
«Экипаж»
США, 2012
3 фильма (кратко)
«Патруль», «Грязная кампания за честные выборы», «Доля ангелов»

+ ссылка: арт

1 книга
Иэн Бэнкс
«Пособник»

(Complicity)
Перевод с англ.: Сергей Буренин, Григорий Крылов
Эксмо, Домино, 2009 г.
Серия: Интеллектуальный бестселлер
368 стр.

Аннотация от издателя: «Камерон Колли – акула пера и шакал ротационных машин, опытный ас информационной войны, любитель экстремального адюльтера и всевозможных веществ, раб компьютерной игры "Деспот" – находится в шаге от очередной сенсации. Да еще какой! Безымянный осведомитель – по телефону, через синтезатор речи – сливает ему наивкуснейший компромат о коррупции в самых верхах, о высокопоставленных покойниках, якобы ставших жертвой международного заговора. Тем временем другие трупы громоздятся в опасной близости от самого Колли, навлекая на него подозрения полиции...»

У Бэнкса нравятся «Улицы отчаяния», «Бизнес». Серьезный литератор, глубокий, качественный. Приятный язык, в меру насыщенный, ироничный. Такого рода литература – это как хороший собеседник, которого так трудно бывает найти.
В «Пособнике» все достоинства Бэнкса присутствует. Но получается, на мой взгляд, как-то технично, строго по нормам. Как будто книга пишется по пособию «как написать крепкий роман»: должно быть вот это, вот это, вот этого немного, а потом, чтобы читатель не заскучал, сразу вот это. Немного эротики, не мягкой. Немного журналистского расследования. Немного наркотиков и психоделических трипов. Рассуждения о состоянии нравов, роли морали в политике и бизнесе. Философские темы «сверх-человека» и прочий интеллектуальный наркотик. Параллельно идет линия садиста-убийцы, действующего по непонятным мотивам. (Почему, кстати, убийце нужно было быть садистом, с точки зрения маркетинга, понятно – «пощекотать нервишки», но, с точки зрения идеи произведения, кажется, мягко говоря, странным.)
Постепенно сближается линия серийных убийств с главным героем, как будто бы никак не причастным – но понятно, что в жанровой литературе не может быть случайного сведения двух линий, – понятно, что темы сойдутся. Сойдутся. Типа, сюрприз.

В общем, средний такой современный британский роман. С чрезмерным уклоном автора в описание природы, пейзажей, не создающих настроения, а лишь утомляющих необязательностью.

Читать можно, но можно и не читать.
1 фильм
«Экипаж»
(Flight)
Режиссер: Роберт Земекис
В ролях: Дэнзел Вашингтон, Дон Чидл, Келли Райлли, Джон Гудман, Джеймс Бэдж Дэйл, Брюс Гринвуд, Мелисса Лео.
Жанр: драма
США, 2012

Аннотация, на которую купился: «История опытного пилота Уипа Вайтекера, который чудом избегает крушения самолета, и, совершив аварийную посадку, сохраняет жизни практически всех пассажиров.
Уипа чествуют, как героя, но чем больше появляется подробностей о катастрофе, тем больше вопросов возникает: что же на самом деле произошло на борту».

Чтобы сразу прояснить тем, кто собрался и ожидает, что вскроется какая-то тайна, – никакой тайны нет. Все сведется к банальной, скажу грубо из-за раздражения, тупой, скомканной, в лоб – до идиотизма – высказанной идее, что «человек это звучит загадочно». (Дело не в идее, конечно, а в том, как к ней подводят.) Нет, хочется даже ущипнуть себя, что фильм не приснился.

Разочарование – не то слово, чтобы выразить свое отношение к «Экипажу». Это просто какое-то даже оскорбление зрителей, так как невозможно представить, тем более от такого замечательного кинорежиссера, настолько слабый, беспомощный сценарий.

Особый подвох еще в том, что в течение первого часа и даже больше ничто не предвещало. (Фильм идет почти два с половиной часа.)
Все разворачивается как такая серьезная драма, с большим количеством сюжетных линий, входящих персонажей. Великолепная актерская игра – просто наслаждение. Драматизм авиакатастрофы! Сильный психологический конфликт, когда начинается расследование…
А потом как поехало!..
Никакой мистики нет. Главный герой оказывается алкоголиком, что от зрителя вначале скрывали. Объяснения мотивов, почему он пьет и принимает наркотики, нет.
Сюжетные линии оказываются оборванными, как будто сначала придумали, а потом забыли зачем и бросили, от чего пребываешь в недоумении – зачем это вплели в фильм?.. К чему была эта основательная лирическая линия с наркоманкой, волшебным – незаметным для зрителя – образом сумевшей завязать?!..
Интересная психологическая линия о возможностях человека, его индивидуальных особенностях, о сложности поведения в экстремальных условиях начата, и думаешь, что вот сейчас… но никак не развита, а завершается убивающей наповал своей неуместностью финальной фразой главного героя: «Кто же я, действительно?»…
Сложнейшая тема реабилитации зависимых людей, мотивации выздоровления показана не просто наивно плоско, а даже смешно – как можно верить главному герою, что он, находясь в тюрьме, считает себя выздоровевшим и делает выводы о своей свободе, если не знает, как поведет себя, когда окажется вне строгостей тюремных условий?!..

Не-е-е, какой-то ужас просто!.. И это режиссер, который снял «Контакт»!

Кстати, почему название переведено, как «Экипаж», не понятно.

3 фильма

Посмотрел «Патруль». Режиссер Дэвид Эйер. (США, 2012) В одной из двух главных ролей Джейк Джилленхол. Про такое кино говорят «Снято по заказу Полиции Лос-Анджелеса». Такие прямо все правильные, однозначные, крутые!.. Для очень невзыскательного кинозрителя.
Есть фильмы с ограничением по возрасту, а перед некоторыми надо предупреждать: «Внимание, возможно, начнет подташнивать» и раздавать гигиенические пакеты.

На следующей неделе в прокат выходит «Грязная кампания за честные выборы» (The Campaign; США, 2012). Режиссер Джей Роач. В одной из двух главных ролей Уилл Феррелл. В остальных ролях по большей части комедийные актеры. Вроде как комедия про предвыборную кампанию в одном из американских штатов. Снято той же студией, что и «В доме отца», который мне понравился.
«Грязная кампания…» вообще не понравилась. Туалетный юмор, пошлые, плоские шутки, примитивный сюжет. Зацепиться, чтобы выделить какие-то достоинства, не за что. Потеря времени.

Чтобы общая кинокартина не выглядела так печально, посоветую британо-французский фильм «Доля ангелов» (The Angels' Share) известного режиссера Кена Лоуча. 2012.
Местами жесткая, в целом крепкая британская драма с элементами авантюрной комедии. В основе сюжета история молодого мужчины из социальных низов, с преступным прошлым, пытающимся стать взрослым, изменить свою жизнь, но выбирающим для этого криминальный способ… Радующая глаз картинка (виды Шотландии, архитектурная эстетика британской провинции), качественная актерская игра, трогательные человеческие чувства, теплые эмоции, увлекательная интрига и простой, добрый юмор.

ссылка


Алексей Варсопко. «ПРИЗНАКИ (навстречу юбилею)»
концептуальная фото-серия
http://varsopko2.narod.ru/priznaki_12/symptoms.html


В избранное