Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.09.09.12


<

К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 09.00.12

1 книга
Джонатан Литтелл
«Благоволительницы»

+много ссылок: арт, фото, культурологическое

1 книга
Джонатан Литтелл
«Благоволительницы»

Les bienveillantes
Переводчик Ирина Мельникова
Ад Маргинем Пресс, 2012 г.
800 стр.

От издателя: «Исторический роман французского писателя американского происхождения написан от лица протагониста – офицера СС Максимилиана Ауэ, одного из рядовых исполнителей нацистской программы "окончательного решения еврейского вопроса". Действие книги разворачивается на Восточном фронте (Украина, Северный Кавказ, Сталинград), в Польше, Германии, Венгрии и Франции.
В 2006 году "Благоволительницы" получили Гонкуровскую премию и Гран-при Французской академии, книга стала европейским бестселлером, переведенным на сегодняшний момент на 20 языков. Критики отмечали "абсолютную историческую точность" романа, назвав его "выдающимся литературным и историческим явлением" (Пьер Нора). Английская "The Times" написала о "Благоволительницах" как о "великом литературном событии, обращаться к которому читатели и исследователи будут в течение многих десятилетий", и поместила роман в число пяти самых значимых художественных произведений о Второй мировой войне».

Очень долго не решался начать читать. Несмотря на большое количество положительных откликов, причем от людей, чьему мнению доверяю, отпугивал объем – все-таки 800 страниц не шутки. Читал в несколько приемов. Параллельно с «Благоволительницами» прочитал еще несколько – менее объемных – книг.

Книга произвела очень сильное впечатление! Настолько сильное, что – такого не было не знаю уже сколько, если и было вообще – сразу начал перечитывать и не мог остановиться. Потом просто волевым решением решил прекратить...
Что-то подобное бывает с музыкой – когда альбом можно бесконечное число раз переслушивать, и с кино – когда ничего не хочется смотреть больше даже по истечении нескольких дней, чтобы не испортить, не спугнуть внутреннее состояние!

Поразительно, очень много вопросов по фабуле-сюжету (особая тема – размытость позиции рассказчика – то ли автора, то ли главного героя), но важно не это – так как несмотря на вопросы все равно получаешь настоящее художественно-литературное Удовольствие!
Какая – не знаю, как по-другому сформулировать, – повествовательная мощь!
Повторюсь, но уже не помню, чтобы книга оказывала на меня такое сильное эмоциональное воздействие! Уже думал, что и нет таких…
Читаешь – и полностью погружаешься, растворяешься. Книга наполняет чем-то очень значимым, важным, очень осмысленным! И после чтения долгое время ходишь как зачарованный, честное слово!.. [перечитал, что написал, – напоминает рекламные отклики на последней странице обложек, хм… Но ведь если восторг, действительно!]

У Литтелла больше ничего не читал. (Вот только узнал, что совсем недавно на русском вышла еще одна его книга – журналистская – про Чечню. Обязательно почитаю. Большой интерес к Кавказу, кавказским народам у него и в «Благоволительницах».)
Хотелось бы, конечно, проверить свои читательские ощущения на других его книгах, чтобы понять, в чем загадка силы мастерства, присуще это только данной книге или всему творчеству?.. А вопрос такой появляется из-за того, что книга ведь далеко не только о Второй мировой.
Про войну в книге вроде бы очень много написано, при этом больше все-таки про технологию (описанную детально, отстраненно, но от этого очень явственно) проведения «специальных операций» (по уничтожению евреев), внутреннюю политическую кухню фашистской Германии – про то, что к военным действиям (которые в большей степени есть что-то внешнее, где-то там) почти не имеет отношения (главный герой на передовой был только два раза, но, правда, в каких ситуациях!).
Очень много Литтелл сообщает, конечно, того, о чем не знал или о чем догадывался, но никто не подтверждал.
Но, с другой стороны, и не так уж много исторических откровений, чтобы ими поражать читателя (хотя и это тоже есть). А вот в чем секрет воздействия книги, не могу понять. Ясность взгляда? Идеальное сочетание интеллектуального и эмоционального? Высочайшая эрудиция? (Конечно, книга просто бальзам на раны любителей русской литературы и культуры – одни перепевы с «Героем нашего времени» Лермонтова чего стоят!) Психологическая обстоятельность? Харизма главного героя? Правильно подобранная интонация? При том, что главный герой-то, от лица которого как бы идет повествование, остается загадкой. Внутренние убеждения его я бы не назвал устойчивыми, четко сформулированными. Часто, когда Ауэ начинал что-то рассказывать про себя и свои взгляды, я ловил себя на том, что какой-то он невнятный, неуловимый. Но при этом, удивительно, необычайно живой.

На 800 страниц было несколько провисаний, когда появлялось ощущение, что сам автор не справляется со взятым темпом, теряет контроль над текстом, в результате чего появляются «темные места». Но всего лишь несколько. И не таких протяженных. В целом же, нельзя не выразить восхищение мастерством Литтелла – было несколько раз, когда я, не отрываясь, читал на протяжении нескольких часов!

Не понятым осталось название. Понятно (из Послесловия, кстати, а не из повествования), что оно связано с древнегреческим мифом об Оресте, который убил свою мать, но вот у меня не получилось наложить этот миф на весь роман.

Совершенно чужеродной показалась гомосексуальная тема. (Сведения в Послесловии это только подтвердили.) Сначала думал, что как-то вскроется смысл этой линии позже, но так и не дождался. Оказалось, что это просто вот такая деталь портрета, которая никак не складывается с тем, что книга о войне. (Есть точка зрения, что Литтелл таким образом хотел показать, что носители нацистской идеологии имели свои пороки, сами были не безгрешны, не чисты, так сказать, но мне такое объяснение не кажется убедительным.)

Для книги о войне многовато, так сказать, фантазмов у героя – частых описаний снов, бреда, галлюцинаний, которые плавно перетекают в реальность и наоборот и которые не повышают реалистичность описываемых событий (Ауэ, вроде бы такой трезвомыслящий, сам путается или боится сам себе признаться, что есть реальность, а что плод сознания-со-сбитыми-настройками.). Но зато тема восприятия жизни как череды невероятного, невероятного-но-становящегося-обыденным очень сильно передана Литтеллом.

В общем, Книга!

*****
«Благоволительницы» – это, конечно, целая Вселенная (ох уж пафос!), и, безусловно, я не претендую, что относительно кратким отзывом смог всё охватить.
ссылки
Алексей Варсопко «Линии жизни»
Выставка в рамках Парка интеллектуальных развлечений в Книжном дворике Библиотеки им.Маяковского
Санкт-Петербург, 25 августа 2012
http://varsopko2.narod.ru/lifelines_2012/mayak_august_2012.htm


Алексей Варсопко «Неделя в августе – 2»
Фото. Псковская область
http://varsopko2.narod.ru/augweek/2012/week_in_auguste_2012.html


Какие раньше были спецэффекты
Учебный фильм для студентов ВГИК и ГИТР, созданный в 1946 году.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=QfYxC8MUuf4


Chema Madoz: комбинаторика смыслов
Фото. «Эти изображения намеренно просты: ничего лишнего. Как правило, один-два предмета…»
http://prophotos-ru.livejournal.com/1422336.html


Коротко о самом интересном из мира рекламы и способах ее производства.
«Любопытная статистика, психологические приемы воздействия, интересные исторические события развития индустрии и многое другое собраны в список из 40 фактов о рекламе».
http://www.adme.ru/articles/40-faktov-o-reklame-409055/


Животные на ладошке
Они настолько маленькие, что помещаются на ладони!
http://trasyy.livejournal.com/938881.html


Программа ТВ «Культура» из цикла «ACADEMIA»: Сергей Капица «Мир в демографическом зеркале».
http://www.youtube.com/watch?v=No35jbmP-H0&feature=share


Художники-иллюстраторы
Anna Brahms
http://baulabuela.wordpress.com/2010/03/26/anna-brahms-titeres-de-cuento/

Pavel Tatarnikov
http://baulabuela.wordpress.com/2010/06/23/pavel-tatarnikov/

Graham Franciose
http://baulabuela.wordpress.com/2010/05/24/graham-franciose/

Iban Barrenetxea
http://baulabuela.wordpress.com/2010/08/02/iban-barrenetxea/

Kestutis Kasparavicius
http://kestutis-kasparavicius.fineartamerica.com/

Marina MarcoLin
http://baulabuela.wordpress.com/2010/04/27/marina-marcolin/


Замечательный рекламный ролик
http://www.youtube.com/watch?v=2mTLO2F_ERY

В избранное