Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.19.02.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 19.02.12

1 книга
Роман Сенчин
«Информация»

1 фильмография: Райан Гослинг
«Валентинка»
(США, 2010)
«Все самое лучшее»
(США, 2010)
«Ларс и настоящая девушка»
(США, Канада, 2007)

+ссылки: арт, культурологическое

1 книга
Роман Сенчин
«Информация»

Эксмо, 2011 г.
448 стр.

От издателя: «Новый роман Романа Сенчина "Информация" – по-чеховски лаконичный и безжалостный текст, ироничный приговор реализма современному среднему классу.
…молодой человек с активной жизненной позицией <…> работает в сфере рекламы, может позволить себе хороший автомобиль и взять кредит под покупку квартиры. Но однажды его такая сладкая жизнь дает трещину: узнав об измене жены, герой едва не погибает, но выжив, начинает иначе смотреть на окружающий мир. Сходится со старым другом – поэтом-маргиналом, влюбляется в молодую революционерку и... катится, катится под откос на полной скорости.
Жизнь внутри катастрофы – привычное состояние героев Сенчина…
В героях «Информации» читатель узнает известную литературную богему современной Москвы и не раз улыбнется, угадывая прототипов».

«по-чеховски лаконичный» – роман, на мой взгляд, не потерял бы, если бы был подсокращен (пару раз просто песни акына какие-то – «о чем вижу, о том пою» тянет и тянет автор). И, конечно, не хватает Сенчину чеховской тонкости, художественной психологичности.
«начинает иначе смотреть на окружающий мир» – ничего подобного.
«влюбляется в молодую революционерку» – о, он там много в кого влюбляется!..
«читатель узнает известную литературную богему современной Москвы и не раз улыбнется, угадывая прототипов» – я лично ни разу не улыбнулся, а из богемы два или три промелькнувших персонажа.

Не пропускаю ни одной книги Сенчина (читатели рассылки об этом хорошо знают;0)
После «Информации» остаюсь поклонником его творчества.

В принципе, в «Информации» ничего нового, по сравнению с прошлыми произведениями Сенчина. Нового в том, что касается стиля, авторского взгляда на мир (как в фактологическом, так и эмоциональном смыслах). Новый роман так же богат на события, такая же насыщенная фабула. Авторская палитра (основные цвета – серый, тревожно-серый и беспросветный) не претерпевает особых изменений, разве что пользуется ею уже внешне успешный герой (ему доступно состояние удовлетворения жизнью), а не как в прежних произведениях, в которых рассказчиками были «неудачники».
Новое есть в формальном отношении – сам Сенчин (в романе как писатель Свечин) является героем второго ряда, описывается главным героем со стороны (при этом, похоже, что Сенчин Сенчину не слишком нравится – Свечина трудно назвать симпатичным). Это, конечно, добавляет необычности, разбавляет многолетнюю однотипную манеру писателя.

Роман Сенчин, в общем, не стоит на месте. Ищет новые для себя (но, к сожалению, в большей степени не оригинальные) приемы. Находит и активно использует. Не скажу, что получилось удачно.

Мне, например, не понравился в «Информации» прием «об этом [как правило, об ужасных последствиях, вроде того, как главного героя серьезно подставит его знакомый] я расскажу чуть позже» (раньше у Сенчина этого не было). Прием работает какое-то время (конечно, интересно узнать, и это усиливает интригу), пока не надоедает из-за частоты и не начинает сильно раздражать из-за, в общем, грубой (дешевой) манипулятивности (тем более что ничего адекватно-ужасного и не происходит).

Не понравились «пост-модернистские» изыскания – с грубоватой рефлексией, неуклюжими (как у начинающего писателя) внутренними монологами рассказчика по поводу своего рассказа, такими мыслями о мыслях (а вот зачем я это пишу, то ли я пишу, а вот что я думаю по поводу того, что пишу). Тут надо объяснить, что главный герой пишет книгу, как бы ту, которую мы и читаем, и вот с этой художественной условностью какая-то беда, честное слово. Сенчину почему-то не захотелось, если бы герой просто рассказывал про свою жизнь, – нет, надо, чтобы он зачем-то описывал ее на бумаге (что, наверно, делало как бы естественной такую подачу информации, хотя естественней было бы писать дневник, а не художественную прозу), при этом делает это на высоком литературном уровне (никак, хм, не отличающемся от уровня Сенчина). Зачем было вводить эту путаницу (к тому же главный герой постоянно оправдывается, что не знает, зачем это делает), не понятно. Тут надо либо согласиться с этой условностью литературы как вида искусства, либо довести прием до ума (предложить оригинальный ход).
Есть претензии к литературной доктрине Сенчина, увлекшегося «новым реализмом» (жизнь как она есть), но доведшего героя до абсолютно театрального финала.
Не понравилось, что в романе практически не прозвучала критика относительно профессии главного героя. Странно, что он весь из себя такой, в сущности, не лицемерный же, без нравственной ущербности, чувствующий, где правда, а где ложь, а вот про свою мерзкую работенку (коммерческая и политическая заказуха) почти ни слова.

Но все равно, книга классная. Пусть и не очень хорошо приготовленное, но настоящее мясо. Вот нет, на мой взгляд, другого такого русскоязычного мастера слова сегодня, который мог бы так убедительно подать жизнь, то, что с нами происходит, чтобы в каждом новом персонаже, ситуации узнавалась реальная жизнь. (Тем более, что представлена самая свежая российская социально-политическая фактура.) Больше о достоинствах ничего добавлять не буду, так как многократно уже писал о них.

Рецензия на «Информацию» в «Российской газете» (7 февраля 2012): http://www.rg.ru/2012/02/07/senchin.html
1 фильмография: Райан Гослинг
«Валентинка»
Blue Valentine    
режиссер Дэрек Сиенфрэнс
сценарий: Дэрек Сиенфрэнс, Джои Кертис, Кэми ДеЛавинье
в главных ролях: Райан Гослинг, Мишель Уильямс
США, 2010

Кратко о сюжете: «История непростых взаимоотношений молодой пары, которая всеми силами пытается спасти свой брак».

На волне интереса к Райану Гослингу, возникшему после «Драйва», решил посмотреть фильмы, в которых он снимался. Про свежие «Мартовские иды» писал.

«Валентинка» (если ближе к фильму и к оригинальному названию, то «Грустная валентинка») – смесь чередующихся пронзительной love-story (как герои знакомятся и влюбляются) и серьезной, болезненной психологической драмы (то, что произошло с героями через лет 6-7 после свадьбы), при этом с подчеркивающим драматизм монтажом при сопоставлении «какими мы были» и «что же с нами стало?!». В обоих случаях были сумасшедшими – счастливо-празднично в первом случае и склочно-истерично во втором. Кто проходил через подобное, очень многое узнает:0(

Райан Гослинг великолепен. Играет «на грани нервного срыва» – нежного любовника и съехавшего с катушек, впавшего в отчаяние мужа. Удивительно, как съемочной команде удалось так состарить его персонажа – чтобы немного обрюзг, чтобы появилась залысина!.. Здорово!

Очень понравилась игра Мишель Уильямс (открыл ее для себя, теперь обязательно посмотрю фильмы с ее участием). К ее игре тоже относится мастерство гримеров, режиссера, ее самой, сумевшей одновременно сыграть свою героиню молодой и уставшей-постаревшей-дошедшей-до-черты.

Фильм снят потрясающе – операторская работа, подбор актеров, очень чувственно, страстно, сексуально-эротично, но без пошлости. Замечательный юмор, блистательный финал и просто фееричные финальные титры!

Очень редко такое происходит у меня с фильмами, но бывает – когда после просмотра долгое время нет никакого желания смотреть что-то еще. Фильм как бы не хочет уходить, не хочет уступать место чему-то иному. Причем даже на каком-то физиологическом уровне. Еще реже бывает, когда фильм хочется просмотреть второй раз. С «Валентинкой» это произошло.

Смотреть-смотреть-смотреть.


«Все самое лучшее»
All Good Things   
режиссер Эндрю Джареки
В главных ролях: Райан Гослинг Кирстен Данст
США, 2010

О сюжете: «Наследник одной из самых богатых семей Нью-Йорка, сделавшей состояние на недвижимости, влюбляется в девушку не из своего круга. Их романтические отношения развиваются по вполне обыденному сценарию, кроме одного – девушка не знает, что у ее парня серьезные психические проблемы. В конце-концов, девушка исчезает, проходит 20 лет прежде чем расследование снова возобновят, что закончится смертью для причастных к этому делу людей».

Маловнятный полу-триллер, полу-детектив с непроясненными мотивами поведения героев, вялой актерской игрой (Гослинг, играющий психопата с редкими вспышками агрессии, в этом фильме никакой), с ужасным гримом.
В основе сюжета реальные события, но, как прочитал, доказательств для версии, которую избрал режиссер, в реальности нет.


«Ларс и настоящая девушка»
(Lars And The Real Girl)

«Фильм режиссера Крейга Гиллеспи снят по сценарию Нэнси Оливер, написанному еще в 2002 году. Сценарий в свое время попал в тройку "Лучших неэкранизированных сценариев" Голливуда, а после выхода фильма был отмечен наградой Национального совета кинокритиков. Кроме того, Райан Гослинг, сыгравший в фильме главную роль, получил премию Satellite Award.
Гослинг<…> играет Ларса Линдстрема, безобидного городского сумасшедшего, который из-за болезненной застенчивости не может терпеть ни малейшего прикосновения к себе. Однажды он покупает через интернет резиновую женщину и представляет ее всем окружающим как свою подружку. Он называет ее Бьянкой, разговаривает с ней, таскает ее на свидания. Доктор объясняет встревоженным родственникам Ларса, что таким образом парень преодолевает свои психологические проблемы и что ему надо помочь. Постепенно в игру вовлекается весь город.
При всей провокационности сюжета – фильм без малейшей скабрезности, безо всяких двусмысленностей, забавный и в чем-то даже романтический. По воспоминаниям Райана Гослинга, главной задачей, которую ставили перед собой его создатели, было не испортить сценарий, который был хорошо известен в Голливуде, когда они приступили к съемкам. Для Нэнси Оливер, прославившейся благодаря сериалам HBO, в частности "Клиент всегда мертв" (Six Feet Under), это был первый полнометражный фильм. Дебют, конечно, поздний, но он явно удался».
Источник: http://lenta.ru/topics/oscar2008/lars.htm
В ролях: Эмили Мортимер, Пол Шнайдер, Р.Д. Рейд, Келли Гарнер
США, Канада, 2007

Извините, привожу очень объемную цитату, но лучше, чем автор рецензии, и не скажешь, да и приведено много любопытной информации. (Уточню, все-таки, драма героя
, на мой взгляд, не в его «болезненной застенчивости», а в глубокой психической травме, корни которой, по всей видимости, в детстве и которую можно только в общих чертах представить из «психоаналитических» разговоров Ларса с братом и доктором.)

Фильм – шедевр!  И сценарий, конечно, самого высокого уровня!.. Кому-то, возможно, фильм покажется излишне сентиментальным, порой слишком сладким (в фильме нет даже намека на какое-то проявление агрессии, злобы, а все персонажи как обитатели с параллельной Земли, из галактики Душевная), сюжет может оставить ощущение сказочно-нереалистичного (это, конечно, сказка, но какая добрая и мудрая!..), но остальным гарантировано супер-удовольствие!.. Приготовьтесь, слезы могут политься ручьем!..

Райан Гослинг своей игрой, перевоплощением (зная о том, каким он будет через 4 года в том же «Драйве») поражает.

И удивительно, конечно, что фильм, получается, вышел уже 5 лет назад, а ведь нигде за это время даже намека не встречал, что нельзя такое пропустить!.. Все-таки какое значение имеет, что актер выбился в звезды, – и начинаешь внимательно приглядываться к его раннему творчеству. С другой стороны, именно образ в «Драйве» задает определенную точку отсчета, точнее, отсмотра…
В общем, не намекаю, а настоятельно советую – обязательно посмотрите.
ссылки
Открыть книгу
(«Российская газета», 14.02.2012)
Что делать, если ребенок не хочет читать? Какие картинки должны быть в хорошей книге? Для чего в библиотеках проводить игры? Об этом "РГ" рассказывает Светлана Мицул, которая сегодня руководит Российской государственной детской библиотекой.
http://www.rg.ru/2012/02/14/knigi.html


Harry Gruyaert
Бельгиец Гарри Груйер — один из признанных мастеров цветной фотографии.
http://prophotos-ru.livejournal.com/1305370.html


Алексей Варсопко «ПЕРЕХОД»
Концептуальная фото-серия, 2011
http://varsopko2.narod.ru/trans/may_trans.html

В избранное