Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.05.01.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 05.01.12

1 (-)фильм
«Резня»
(Германия, Франция, Испания, Польша, 2011)

1 (+)фильм
«Побеждай»
(США, 2011)

+ссылки: арт, дизайн, культурологическое

1 фильм
«Резня»
Carnage
Режиссер – Роман Полански
Сценарий: Ясмина Реза, Роман Полански
В главных ролях: Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Кристоф Вальц, Джон Си Райли
Германия, Франция, Испания, Польша, 2011

Официальная аннотация: «Ссоры детей обычно заканчиваются оплеухами или шумными драками. У взрослых все гораздо хуже – их конфликты могут перерасти в настоящую войну. Задиры и задаваки Захари и Итан даже не подозревали, что натворила их школьная вражда. Сами того не желая, они разбудили древнего Бога Резни, который заставил расплачиваться за проделки мальчишек их родителей».

В общем, двое мальчиков поругались, один ударил другого палкой, которая была у него в руках, – выбил тому два зуба… Родители обоих решили встретиться и обсудить ситуацию, в результате, все четверо раскрылись – падает личина благопристойности, обнажается истинная картина их морального облика… (При этом, все-таки, никакого рукоприкладства, имея в виду «настоящую войну» из аннотации.)

Последние фильмы этого режиссера мне не нравятся: «Пианист», «Призрак»… Но в свое время сильное впечатление произвели «Ребенок Розмари», «Пираты» и «Неистовый» (с Харрисоном Фордом). Последний фильм смотрел несколько раз.

«Резня» снята крепкой режиссерской рукой. Камерный фильм: 99% происходит в одной квартире – при этом, как говорится, все на одном дыхании, никаких провисаний, динамично, фактурно, с яркими проявлениями человеческих чувств и страстей, хорошая операторская работа. Но…

Но какой противный сценарий! Именно противный, идейно отвратительный – из-за позиции автора пьесы (Ясмина Резы), по мотивам которой поставлен фильм. Этакий «открыватель Америки», «борец с фарисеями», «противник лицемерия», «сторонник здравого смысла»! Типа, что бы люди про себя ни говорили, но они продолжают оставаться животными! Вроде того, что «я вот рос без всех этих толерантных идей – и ничего»… Умоляю!..
С педагогической точки зрения, фильм вызывает просто оторопь. Защитница серьезного подхода к воспитанию (Джоди Фостер) выглядит мямлей, оба отца, сбрасывая маску благопристойности и становясь гы-гы-естественными (в чем им – обратите внимание – помогает обильное принятие алкоголя), выступают за «ну поругались, ну подрались – да ладно, все будет нормально», а так как в финале нам показывают, что так и произошло, то, выходит, данная точка зрения является итоговой?..
Да за вот этот очень тонкий культурный слой в себе человек должен изо всех сил держаться (какие бы стрессы это ему ни причиняло), а тут, получается, все культурные завоевания, всю цивилизованность подвергают осмеянию, делают мишенью для ха-ха и скептической иронии.
Возможно, моя позиция слишком резкая. Может, фильм создан специально, чтобы потешить людей, уставших от «культурного бремени» (так как это действительно тяжелый груз) и желающих расслабиться, но выглядит, повторюсь, все это отвратительно, так как за снобистской позицией авторов не стоит ничего конструктивно-позитивного. А только зарабатывание очков (симпатии) на якобы «правде-матке».

Еще я в очередной раз убедился, что не нравятся мне драматургические пьесы – этакая сконцентрированная по месту и времени жизнь. Для остроты происходящего, для драматизма, повышается градус конфликтности на минуту действия – выглядит все притянутым до абсурда! Один из героев, будучи гостем(!) в доме, мало того, что не стесняется в полный голос разговаривать по мобильному телефону, не выходя из помещения, с коллегами по своей работе, что должно показать, какой он хам (настолько запредельный, чтобы это, наверно, стало понятно самому тупому зрителю), но ведь ведет при посторонних людях СЛУЖЕБНЫЕ разговоры, которые связаны с профессиональными тайнами (возник скандал, касающийся негативных последствий принятия лекарства), – это уже вообще какой-то бред!.. Или вот одна из героинь чувствует себя плохо, ее вот-вот вырвет, но при этом просит, чтобы ей налили виски, и пьет… Каждое напряжение между героями (иногда в виде прямых оскорблений), которое бы в реальной жизни закончилось или дракой или просто немедленным «пойдем отсюда», в следующую секунду(!) сглаживается так, как будто у персонажей отсутствует эмоциональная память, и они продолжают общаться как ни в чем не бывало…
Портреты героев созданы нарочито из противоречивых черт (никакого правдоподобия в этом нет), которые демонстрируются в определенной – театральной – последовательности: сначала надо показать героя с хорошей стороны, но чтобы это вступило в конфликт с плохой чертой другого, а затем поменять местами: тот, кто показал себя с плохой стороны, должен продемонстрировать свою положительную черту, по-особому заиграющую на фоне ох-как-неожиданно открывшейся плохой стороны героя до этого бывшего хорошим!..

Ужасно!.. (Хорошо еще, что длится это чудо только час пятнадцать.)

Из актеров понравился только Джон Си Райли.
1 фильм
«Побеждай!»
Win Win
Режиссер и автор сценария – Томас МакКарти
В главных ролях: Пол Джаматти, Эми Райан, Бобби Каннавале, Джефри Тэмбор, Берт Янг, Мелани Лински Алекс Шеффер
США, 2011

На фильм наткнулся случайно – решил посмотреть из-за Пола Джаматти (хотя игра его в последнее время не слишком радует: недавно посмотрел "Версию Барни" – из-за сильного разочарования даже не стал делиться впечатлениями). После просмотра поизучал вопрос: МакКарти – автор сценария пиксаровской ленты «Вверх!», а также режиссер неплохой социальной драмы «Посетитель». Еще много где снялся как актер.

Сюжет у фильма достаточно навороченный (события, повороты и пр.), много персонажей. Чтобы пересказать, понадобится много времени, – быстрее будет самим посмотреть. Тем более что стоит. Классный фильм!

Главный герой работает адвокатом. Дела идут плохо. А на плечах семья и дом. Клиентов мало, изо всех сил приходится держаться за последних. Чтобы хоть немного подзаработать, герой вынужден идти на уловки, не совсем морально чистые.
Еще есть детская команда по борьбе, которую тренируют главный герой и его коллега. У команды дела тоже плохи – проигрывают все соревнования.
А тут еще на голову сваливается странный подросток, внук одного из клиентов. Клиента, которого герой должен опекать, а на самом деле поместил в приют. И теперь надо что-то решать с этим парнем, убежавшим от своей матери-наркоманки…
И так получается, что ком вроде бы неразрешимых сложностей оборачивается… Сами узнавайте;0)

Персонажи по сюжету попадают в самые разные ситуации, и актерам приходится играть различные эмоции. Справляются отлично. Особо выделю Пола Джаматти(!), Эми Райан, которая играет жену, и Алекса Шеффера, сыгравшего подростка.
У «Побеждай!» замечательная, теплая, иногда очень сентиментальная атмосфера.
Большая заслуга режиссера в том, что ему удалось избежать присущего этому жанру – семейной позитивной драмы о преодолении трудностей – сладенького ми-ми-ми (но и, отвечая на возможный вопрос, обошлось без того, что называется чернухой).
И особое спасибо, как пишут в финальных титрах, за правильный финал.

В общем, советую.
ссылки
Новогодний рерайтинг новостей
Искажение информации и последствия.
http://varsopko-alexey.livejournal.com/300603.html


Инсталляция из книг под названием Idiom. Автор – словацкий художник Матей Крен (Matej Kren).
http://www.kulturologia.ru/blogs/281211/15931/


Политики под наблюдением Luzinterruptus
http://www.kulturologia.ru/blogs/271211/15924/


Гигантские картонные скульптуры. "Потемкинские деревни" в художественной интерпретации Джона Керни (John Cerney)
http://www.kulturologia.ru/blogs/271211/15921/


Удивительные книжные скульптуры от Гая Лэрэми (Guy Laramee)
http://www.kulturologia.ru/blogs/241211/15909/


Творческое использование шрифта в названиях книг (+видео в комментариях)
http://mi3ch.livejournal.com/2002677.html

В избранное