Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.13.03.11


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в 2 недели отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 13.03.11


1 книга
Кэтрин Стокетт
«Прислуга»

1 фильм
«Доброе утро»
США, 2010
1 фильм
«Боец»
США, 2010
1 фильм
«Дом»

Франция, 2009

+ ссылки: социальное, фото

1 книга
Кэтрин Стокетт
«Прислуга»

The Help
Перевод с англ.: М. Александрова
Фантом Пресс, 2010 г.
512 стр.

Аннотация от издателя: «Американский Юг, на дворе 1960-е годы. Скитер только-только закончила университет и возвращается домой, в сонный городок Джексон, где никогда ничего не происходит. Она мечтает стать писательницей, вырваться в большой мир. Но для приличной девушки с Юга не пристало тешиться столь глупыми иллюзиями, приличной девушке следует выйти замуж и хлопотать по дому.
Мудрая Эйбилин на тридцать лет старше Скитер, она прислуживает в домах белых всю свою жизнь, вынянчила семнадцать детей и давно уже ничего не ждет от жизни, ибо сердце ее разбито после смерти единственного сына.
Минни – самая лучшая стряпуха во всем Джексоне, а еще она самая дерзкая служанка в городе. И острый язык не раз уже сослужил ей плохую службу. На одном месте Минни никогда подолгу не задерживается. Но с Минни лучше не связываться даже самым высокомерным белым дамочкам. Двух черных служанок и белую неопытную девушку объединяет одно – обостренное чувство справедливости и желание хоть как-то изменить порядок вещей. Смогут ли эти трое противостоять целому миру? Сумеют ли они выжить в этой борьбе?
«Прислуга» – потрясающе теплый, человечный и драматичный роман, поднимающий один из главных вопросов, актуальный и в наши дни – о неравенстве, разделяющем людей. Роман стал главным литературным событием 2009 года не только в США, но и в мире. Книга переведена на 40 языков, американские читатели назвали ее «книгой года», почти год роман возглавлял все американские списки бестселлеров».

По аннотации.
«…где никогда ничего не происходит» – очень даже происходит: свирепствует расизм – и убивают чернокожих за то, что случайно заходят туда, где «вход только для белых». (Именно тема борьбы с расизмом в США была одной из причин, почему решил почитать.)
«…самая дерзкая служанка в городе» – всю книгу ждал, когда это проявится. Ну да, вроде чуть более острая на язык, чем остальные, но в таких микродозах, что если бы не предупредили в аннотации и настойчиво не убеждали в этом герои книги, то, может, и не заметил бы.
Объединяет троих героинь написание книги о жизни чернокожих служанок на американском Юге – белая Скитер хочет стать писательницей, а служанки – отомстить белым. Живя в такой обстановке, когда убивают или лишают здоровья за более мелкие прегрешения, они опасаются за себя и близких, очень рискуют, но как таковой борьбы нет. И уж, конечно, далеко не в одиночестве они – с солидарностью, пусть и пассивной, все нормально.

Книгу хвалят не только критики известных американских изданий (о чем можно узнать на четвертой странице обложки), но и множество читателей у нас.
Однако, такая деталь, специально поизучал, – женщины. А если точнее (чтобы не обобщать и не навешивать гендерные ярлыки), то, по всей видимости, любители прямолинейного, литературно-незатейливо-старомодного, перенасыщенного бытовыми деталями и наблюдениями за жизнью маленьких детей и своих подруг чтения.
Другая важная деталь – все главные герои (тоже) женщины. Поэтому одной из тем романа является нарастающее осознание женщинами (любого цвета кожи) своих прав.

Второй снаряд в одну и ту же воронку не по… Попадает. После «Необязательных отношений» Кисельгоф, когда забрел в женскую комнату, меня опять туда занесло... Где же моя интуиция, в конце концов?!.. Смейтесь-смейтесь!..

Книгу еле домучил. Интерес повышается только в последней четверти, когда нарастает напряжение вокруг выхода книги. А до этого тянет и тянет Стокетт свое – не столько художественное, сколько документальное по стилю (изложение фактов) – повествование, которое ведется от лица одной из героинь, потом другой, далее третьей, и опять первой и т.д. Представляя таким образом как бы широкую панораму происходящего. (Почему автором выбрана именно такая широта, не расширенная за счет взгляда представителей вражеского лагеря, сказать трудно, но предположить можно, однако углубляться в это не буду.)

Три главные героини, десяток героинь второго плана, а еще дети, не сидящие на месте (то уезжающие, то приезжающие, рождающиеся и моментально взрослеющие), а еще матери, отцы, мужья, друзья и у каждого же свое имя, но впрочем и необязательно их всех запоминать, так как достаточно следить за главной сюжетной линией.

С хронологией проблемы: то идет описание день за днем, то вдруг скачок через несколько месяцев. Финал скомкан и оборван. Если это был т.н. "открытый финал" (сами додумайте, пофантазируйте), то он для данного формата (разжеванное до кашицы) не подходит.

Что, конечно, сильно портит впечатление от книги, это одномерные портреты. Одной краской. Уж если отрицательный персонаж (характерно, что среди отрицательных только белые женщины-расистки), то должен вызывать только неприятие, даже своим внешним видом, что уже смешно (над автором). А уж если положительные (черные служанки), то ничего кроме симпатий не должны вызывать – а получается, что в скором времени они (и автор) начинают этим раздражать.

«Прислуга» относится к такого рода литературе, в которой исторические процессы описываются на уровне «И вот тут все почувствовали, что что-то стало меняться», но за счет чего, непонятно. Поэтому и социально-исторической ценности практически нет.

В общем, закрыл – и забыл.
1 фильм
«Доброе утро»
Morning Glory    
Режиссер: Роджер Мичелл
В ролях: Рэйчел МакАдамс, Харрисон Форд, Дайан Китон, Патрик Уилсон, Джефф Голдблюм
драма, мелодрама, комедия
США, 2010

Аннотация: «Когда неутомимого телепродюсера Бекки Фулер увольняют с программы местных новостей, ее карьера становится столь же безнадежной, как и ее личная жизнь. Устроившись в третьесортное утреннее шоу, Бекки решает реанимировать его, пригласив легендарного ведущего Майка Помероя. К сожалению, Майк отказывается рассказывать о моде, погоде и сплетничать о знаменитостях. Это делает его соведущая Колин Пек, бывшая королева красоты и героиня утренних программ, которая в восторге от возможности поделиться с миром свежими «новостями».
По мере того, как ведущие вступают в войну сначала за кадром, а потом и в эфире, в жизнь Бекки входит любовь к коллеге по цеху Адаму Беннету. И вот уже Бекки борется за свои отношения, репутацию, работу и, естественно, за судьбу шоу». (http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/437040/)

Режиссер, снявший «Ноттинг Хилл». «Доброе утро» под стать (по эмоциям). В целом, сделано качественно, стоит посмотреть. Достаточно сентиментальный (за всех так переживаешь, так переживаешь!), с неоднократно опробованными, но работающими драматургическими ходами, вроде даже как бы и… но все-таки не превращающийся в слащавый.
Понравился Харрисон Форд (у его героя синдром бывшей серьезной телезвезды, а также кризис в личной жизни – потратил жизнь на карьеру, а в итоге остался у разбитого корыта – Форд очень убедителен) и как сыграла актриса в главной роли (трудоголичка, желающая сделать карьеру; хочется и личной жизни, любви, но из-за Главной Цели в жизни они приносятся в жертву, и находится ведь чудак, который ее любит…).

Сюжеты такого рода (уж прямо с таким хэппи-хэппи-эндом: герои уходят навстречу рассвету… нет, серьезно), по идее, должны вызывать гомерический смех.
Но вот как подумаешь, почему и зачем люди придумывает себе такие сказки (когда в жизни всё как бы не без проблем, но справедливость обязательно восторжествует: кто хочет и предпринимает усилия – тот добивается своего!), то увиденное превращается в Драму, очень печальную. Почему-то становится жалко всех нас, живущих в пространстве этого мифа.

А еще вот как задуматься о том, что творится в голове у главной героини, молодой женщины, находящейся на грани нервного срыва из-за озабоченности работой и желания успеха! Зачем, почему она все это делает, кто-что заставляет ее так поступать?!

Несется, падает, но, упорная и упрямая, встает, снова несется, а куда? В чем добивается успеха? В фильме затронута очень актуальная проблема – соотношения серьезного и развлекательного на ТВ. Его Величество Рейтинг!.. А-а-а, Рейтинг!!!.. И ведь так подумать, чего герои добились (привлечения аудитории к своему шоу, более занимательного, чем у других, средства для убийства телезрителями своего времени), то ведь это же просто победа, простите за пафос, Зла!.. А мы за них переживаем!.. Мрак!

1 фильм

«Боец»
The Fighter
Режиссер: Дэвид О. Расселл
В ролях: Кристиан Бэйл, Марк Уолберг, Мелисса Лео
Жанр: драма
США, 2010

Из аннотации на Киноафише.ru: «Невероятная, но реальная история пути к званию чемпиона мира боксера Микки Уорда по кличке «Ирландец».
Восхождение Уорда было похоже на восхождение легендарного Рокки. Парень из народа, между боями он трудился на дорожных работах. Пережив череду неудач и поражений, Микки сумел снова вернуться на ринг, когда его тренером стал сводный брат Дикки Эклунд, бывший боксер, карьера которого оборвалась из-за пристрастия к кокаину. Помощь брата, любовь официантки Шарлин, забота матери и несгибаемая воля к победе позволили Уорду взойти на мировой пьедестал…
2 награды «Золотой Глобус» в 2011 году: Кристиан Бэйл – лучший актер второго плана, Мелисса Лео – лучшая актриса второго плана».

Не хотел смотреть – сколько уже можно про этих боксеров?!.. Но рискнул – ради Марка Уолберга и режиссера, снявшего в свое время необычный – по жанру (что-то между военной драмой и авантюрными приключениями) – фильм «Три короля», про похождения американских солдат во время войны с Ираком; в этом фильме в одной из главных ролей тоже снимался Уолберг.

Режиссер, однако, никак себя не проявил – совершенно обычная спортивная драма: все тот же Рокки, может, не такой пафосный, в чуть измененных социальных обстоятельствах – персонажи тоже из социальных низов, но уже из провинции (то есть ставшие как бы еще ближе к простым людям?).

Психологическая глубина отсутствует – пытаясь продемонстрировать страсти, актеры орут и кидаются друг на друга, но, как говорится, «в глазах пустота»… Интрига практически нулевая. Наверно, знакомых с реальными прототипами что-то и тронуло, но для не интересующихся профессиональным боксом это же все равно виртуальные герои в виртуальных обстоятельствах.
Боксерские поединки сняты банально: нашего бьют-бьют-бьют, пытаясь убедить зрителя, что все – ах! – он проиграл!.. а наш, с залитым кровью лицом, вдруг раз! и ожил, врезал пару раз – противник в нокауте… Очень оригинально!..

Игра актеров, даже тех, кто получил «Золотой Глобус», не впечатлила. Уолберг, конечно, накачанный, но для образа Бойца этого мало.

По аннотации. Что история «невероятная» – нет. В начале фильма главный герой показан с лопатой на дороге, но потом про «тяжелую работу» забыто – одни тренировки, поединки и разборки с близкими. Брат главного героя всегда был его тренером, за исключением периода, когда сидел в тюрьме. С матерью были, мягко говоря, сложные отношения (которые показаны как-то прямолинейно, впрочем, как и всё остальное).

1 фильм

«Дом»
Home
Режиссер: Янн Артюс-Бертран
Жанр: документальный
Франция, 2009

Из официального аннотации: «HOME – это полтора года съемок более чем в 60 странах мира, это самые красивые уголки планеты, которым грозит уничтожение. Это визуальный шедевр, это позитивный шок, фильм – открытие».

Аннотация правильная на все 100. Если хочется красоты-раскрасоты Природы, пережить сеанс двухчасового очарования, то пробуйте смотреть смело. Может, немного затянуто все-таки.

Единственно, я бы предложил убрать закадровый текст – отвлекает. О зарождении планеты и жизни, цивилизаций еще ничего, хотя рассказ скучен по сравнению с картинкой, а вот когда понеслась эколого-пропагандистская телега, то так и хочется сказать: «Да помолчи ты! Дай посмотреть!..» Очень жалостливый текст, как будто для детей, информирующий о глобальном потеплении (которое, кстати, то ли есть, то ли его нет, а есть только естественные циклы планеты), о неразумной человеческой деятельности как причине этого потепления, разрушения уникальных условий Земли (которая, деятельность, конечно, неразумная, но вроде как уже одумались, все понимают, чего такую панику наводить?!).
Тема, безусловно, очень важная, но хотелось бы, чтобы об этом говорили не общими, приевшимися словами.

ссылки


НТВшники привели в исполнение приговор мэра Читы
"На прошлой неделе обманом и лживыми обещаниями «моего» Ваню, сироту из Иркутска, заманили на НТВ, а он очень просил меня быть с ним, пришлось согласиться, хотя ничего хорошего я не ожидала. Но все оказалось еще хуже – это было не судилище, это была казнь. Словесная, гражданская казнь. Думаю, мэр Читы будет рад".
Анна Федотова о программе НТВшники, посвященной бездомным
http://lle-raton.livejournal.com/133178.html


Фотограф Владимир Соколаев. Не-официальная фотолетопись жизни советских людей 70-х
http://rusrep.ru/article/2010/12/27/sokolayev


Лучшие фотографии России. 2010
http://www.thebestofrussia.ru/winners/2010


В избранное