Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.30.01.11


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в 2 недели отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 30.01.11


1 книга
Ирина Кисельгоф
«Необязательные отношения»

1 фильм
«Хочу свистеть – свищу»
Румыния, 2010
2 кино-разочарования
«Я плюю на ваши могилы»

США, 2010
«Белый материал»
Франция-Камерун, 2009

+ ссылка: арт

 


1 книга
Ирина Кисельгоф
«Необязательные отношения»

Серия: Красавица и чудовище
Эксмо, 2010 г.
320 стр.

От издателя: В каждом человеке заложен механизм саморазрушения, и при определенных условиях он срабатывает. Так было и с Натальей Лавровой. Терзаемая чувством вины, она, пытаясь забыться, бросилась, словно в омут, в дискотечный смрад. Встреча с мужчиной и мальчиком, казалось бы, должна изменить ее. Но не слишком ли поздно, ведь судьба уже расставила фигуры на шахматной доске, все ходы прописаны наперед, и нет ничего обреченнее, чем простые необязательные отношения.

Хотя вся литература, понятно, и делится на хорошую и плохую, но эта книга – тот случай, наверно, когда точно «для женщин». И тут сразу надо сказать, что все, что ниже, это мнение дилетанта (в свое время про другую книгу одна моя знакомая говорили: "Тебе это не надо читать"). Слишком сложна эта область человеческой жизни!..

По, так сказать, подаче «Необязательные отношения» сразу почему-то напомнили рекламу кофе или конфет (бывает еще литература, похожая на рекламу стирального порошка). Все происходящее многозначительно, туманно, изысканно, с обилием гламурных деталей. В основе сюжета сложные (умоляю), а то и на уровне психической патологии (wow!) взаимоотношения. Так и слышится пафосная классическая музыка... Хочется побыстрее переключить или выключить.

Героиня (как и ее подруги) пребывает то в тоске от отсутствия мужского внимания, то в напряжении, когда его получает, – ощущение от таких «персонажей», что «боятся прогадать». Сами же отношений не выстраивают, людей, с которыми имеют дело, не понимают и не хотят понимать, плывут по течению. Когда куда-то прибивает, делают много резких, спонтанно принимаемых решений. Девочки, я такая противоречивая!.. (не цитата, а предполагаемый самодиагноз героини и ее подруг) Максимум личной активности – «почему бы и нет»... (По-голливудски мелодраматичный финал книги – обрыдаться – не в счет. Можно долго усиливать драматичность, но в конце нельзя разочаровывать читателя сказок.)

Для понимания Содержания вроде как-то важна работа героини – что-то вроде патологоанатома, как бы задающая философский подтекст всему происходящему. Как бы задает, да, но не более.

Помимо что очень важно как. Кисельгоф любит заниматься языковой живописью, смачно и очень подробно «что вижу, о том с восторгом и нежностью пою» – натюрмортами и пейзажами заполняя страницу за страницей (вполне представляю, что такое найдет своего почитателя). Поэтому нисколько не удивился, что в книге появились талантливые (естественно) художники...
Не устает поражать в рекламе кофе в такой литературе обилие энциклопедически образованных людей. Да, а также мудрых, уси-пуси, малышей. Против такого серьезного оружия не устоять, нет!..

По всей видимости, яркости произведения могла бы поспособствовать необычность места действия – Казахстан. Но так как никакой «экзотики» нет, то все это без разницы – «рублевки» везде одинаковые.

Каким таким образом маловнятная история из прошлого (то самое «чувство вины» из аннотации) меняет жизнь этой женщины, я не понял. В книге описание прошлого – это какие-то «цитаты из снов» – и только. Логика, чтобы разобраться, тут бесполезна. Только, как понимаю, чуткое женское сердце...
Никакого дискотечного смрада в книге, кстати, нет. Для такой литературы это было бы слишком «фи». Такая свободная охота за мужчинами есть, но все под контролем.

В общем, необязательная книга (извиняюсь за избитый прием). Ну так, как говорится, а я тебе ничего и не обещала.
Судя по тому, что издательство в течение прошлого и уже в этом выпустило аж 4 книги этого автора, на Ирину Кисельгоф возлагаются надежды. Перспективная?

*****
Не столько про книгу, сколько фантазии про предполагаемые писательские технологии.
Возникла идея, что ведь можно писать книги, основанные на образах из рекламы. То есть воспользоваться чужим трудом, так сказать, спаратизировать на результатах чужой индустрии. Пиши так, как это делают в рекламе, и попадешь в ожидания.
Ведь это раньше для обозначения красоты использовали выражение «как в кино», теперь же – «как в рекламе».
С одной стороны, рекламщики анализируют потребности своей целевой аудитории (той, на которую нацеливаются и писатели-паразиты), вытаскивают всякие архетипы из глубин подсознания, и их прагматические цели позволяют доверять полученным результатам; с другой – навязывают свои образы, своих типажей, вбухивая огромные бюджеты, немыслимые для писателей (желающих одарить мир своим образным рядом), и формируя вкусы и ценности огромного количества людей. Добро пожаловать в Новую Эстетику!..
Сколько женщин, например, мечтает сидеть теплым летним вечером на террасе с видом на море, за столиком, на котором стоит чашечка кофе, когда мимо на велосипеде медленно проезжает стройный загорелый мужчина в белых, чуть закатанных штанах, одаривая ее теплой улыбкой!.. Нет, ну признайтесь?..
1 фильм
«Хочу свистеть – свищу!»
Eu cand vreau sa fluier, fluier
Режиссер: Флорин Шербан
В ролях: Георге Пиштеряну, Ада Кондееску, Михай Константин, Клара Вода
Жанр – криминально-психологическая драма
Румыния, 2010

Новое румынское кино продолжает радовать. Новый фильм молодого режиссера только укрепил интерес к кинофеномену этой страны.

О сюжете. 18-летний герой отсиживает последние дни 4-летнего срока в колонии для несовершеннолетних. На свидании от младшего брата узнает, что из Италии вернулась их мать, в свое время бросившая их, но теперь решившая забрать младшего к себе. Главный герой делает все, чтобы этого не допустить, идя на крайние меры…
Параллельно рассказывается, как сокамерники пользуются его сложным положением – он накануне освобождения не может позволить себе нарушать режим…
А еще есть симпатичная девушка-социолог, проводящая с группой своих коллег изучение интересов преступников…

Сюжет, к сожалению, не блещет новизной. Конфликт (с матерью) уже неоднократно проходили, и про то, насколько преступники не такие, какими кажутся на первый взгляд, в кино было не раз, многое можно предсказать. Но даже с такими компонентами фильм производит сильное впечатление.
Неспешное разворачивание обстоятельств и столь же неспешное их развитие в течение достаточно долгого времени, когда почти ничего не происходит, вроде бы должно создавать ощущение затянутости, но благодаря мастерству режиссера и оператора происходящее, наоборот, завораживает. Вроде бы должно «ну зачем вы все это показываете?!», а получается «давай еще!». Все это благодаря магии жизни-такой-как-есть, т.н. «нового реализма», жизненной достоверности – достаточно свежего, еще не заезженного киноприема, складывающегося из разных параметров: немного дергающаяся камера, реальные «декорации», отсутствие музыкального сопровождения, непрофессиональные – убедительные – актеры на втором плане, и т.д.

Затягивает, затягивает, затягивает…

А в финале зрителя ждет мощный психологический экшн!.. Так свистнет, что ого-го!..

2 кино-разочарования

Хоррор «Я плюю на ваши могилы» (I Spit on Your Grave) режиссера Стивена Р.Монро, США, 2010. Ремейк известного фильма 70-х. Про то, как молодая писательница решила уединиться, чтобы писать роман, сняла домик в провинции, но в гости к ней пожаловали местные отморозки… Поговорить о литературе, ага… Она выжила и стала им мстить, причем фантазия городской молодой женщины, каким способом причинить боль, а потом смерть своим мучителям, оказалась на порядок выше, чем у тупой шпаны…
На мой взгляд, режиссера подвело желание сконцентрироваться именно на технических деталях, поэтому смотришь фильм как инструкцию, а не как художественное произведение. Актеры играют как-то дежурно, есть и вообще провальные персонажи, ну а актриса на главную роль – для первой части, может быть, выбрана верно, но для того, чтобы – во второй части – вытворять такое со взрослыми мужиками, надо бы веса прибавить килограмм 30 и заниматься чем-то посерьезнее, чем утренние пробежки, а также уметь играть холодную ярость.


Драма «Белый материал» (White Material), Франция, Камерун, 2009. Режиссер Клер Дени. В главной роли – Изабель Юппер. Из-за нее и хотел посмотреть фильм. В нем рассказывается про ситуацию в некой африканской стране, охваченной гражданской войной, про то, как потомки белых колонизаторов не хотят уезжать из страны, с которой их так много связывает. Режиссер музыкой, пейзажами, длинными планами и пр. пытается создать «атмосферу» того, что пришло новое, жестокое время и печальна судьба тех, кто этого не понимает.
Проблема «атмосферных» фильмов (при всем уважении к режиссерам, берущимся за такой тяжелый формат) в том, что передача сложного настроения – штука достаточно тонкая, требует чувства меры и многих непонятных вещей. Если в «атмосферу», создаваемую в основном психоделической электрогитарной музыкой и иссушенными африканскими пейзажами, не попал, то фильм при отсутствии логического объяснения происходящего распадается на «непонятные» сцены. То есть как бы умом-то понимаешь, зачем это показывают, но на уровне чувств не работает.
К сожалению, не могу объяснить тот удивительный феномен художественного чуда, почему одним режиссерам (тому же Флорину Шербану) удается заразить своими взглядом и чувствами, а другим нет. Не говоря уже о том, что на кого-то и «Хочу свистеть…» не произведет никакого впечатления. Тайна, однако.

ссылка


Morten W Gjul, художник
«…акварель, горы, снег, ворон и лыжи»
http://community.livejournal.com/art_links/1976298.html


В избранное