Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.05.11.2010


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в 2 недели рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 05.11.10

1 книга
Дэвид Бирн
«Записки велосипедиста»

1 фильм
«Перед судом истории»
СССР, 1964

+ссылки: социальное, медицинское, арт


1 книга
Дэвид Бирн
«Записки велосипедиста»

Bicycle Diaries
Серия: Амфора Travel
Амфора, 2009
384 стр. (с картинками)

Из аннотации издателя: «Культовый музыкант и композитор, обладатель Оскара и Грэмми, основатель великих Talking Heads, предстает в этой книге с новой стороны – как путешественник и рассказчик. Однако талантливый человек талантлив во всем, и читать путевые заметки Дэвида Бирна необычайно увлекательно. Объездив без преувеличения весь мир, музыкант убедился, что лучше всего наблюдать жизнь разных городов с седла «двухколесного коня»: такая точка обзора – быстрее, чем при ходьбе, и чуть выше пешеходов – не даст заскучать, но при этом позволит рассмотреть городской пейзаж в деталях, недоступных пассажирам стремительно несущихся автомобилей или поездов. Точные, зачастую парадоксальные наблюдения музыканта составляют своеобразную карту мира – увиденного глазами велосипедиста».

Тех, кто «не, на велосипеде я не езжу», не должны смущать ни заглавие, ни некоторые темы. (Про себя могу сказать, что последний раз садился на велосипед лет двадцать назад. В отношении к книге это практически никак не сказалось. Правда, у меня есть особое отношение к автору – в свое время увлекался Talking Heads.)

Понравилось. Отличная книга, чтобы посмотреть на современный мир (к сожалению, автор не побывал в России, только пару раз упоминает нашу страну), познакомиться со всякими экзотическими и как бы не слишком экзотическими (но если всмотреться…) местами, и взглянуть на то, как мир вокруг нас устроен, со свежей точки зрения. Точки зрения городского человека, занимающегося искусством, много думающего, человека, сознательно выбирающего экологичный вид транспорта и занимающегося его пропагандой, человека, старающегося выстроить цельный взгляд в отношении того, что такое разумное устройство жизни в городе, как правильно выстраивать отношения между людьми в мультикультурном обществе, как сделать жизнь разнообразной и наполненной, – все это выходит далеко за пределы специфичного «мира велосипедиста».
Мысли Бирна (и тех людей, которых он цитирует) сводятся, если кратко, к тому, что мир изменяется, меняются взгляды на мир и многие старые, казавшиеся такими удобными, подходы к объяснению некоторых вещей уже не работают. Вообще, много интересных – и очень актуальных – идей и наблюдений... Цитировал бы и цитировал…

«Годы тому назад считалось, что наши города плохо приспособлены для автомобилистов. Люди, желавшие передвигаться по ним на машине, быстро обнаружили улицы досадно перегруженными другим транспортом и фланирующими толпами пешеходов. Поэтому планировщики предложили возвести мощные автострады, бетонные артерии, которые решили бы проблему вечных заторов. Но и они оказались бессильны. Все автострады моментально заполнились новыми автомобилями – быть может, потому, что еще большее количество жителей посчитали их удобными для ежедневных поездок по городу. Что оставалось делать? Мы построили новые автострады, добавив их к прежним».

Насчет точки зрения велосипедиста как более познавательной, чем у пешехода, – это скорее образ. Если считать, что велосипед – это, по мысли Бирна, символ прогресса (в пост-индустриальном обществе), а условия для безопасного велодвижения – признак цивилизованности, то по заданным критериям можно, конечно, оценивать городскую жизнь. Возможностей увидеть становится больше, но, учитывая, насколько внимательным нужно быть при управлении двухколесным другом (особенно, по словам самого же Бирна, в тех городах, где велосипед еще не очень жалуют), то сами подумайте, насколько это способствует внимательному изучению (в деталях) городского пейзажа.

НО! Ужасная редактура (отсутствие необходимых в большом количестве комментариев, адаптирующих книгу для не-западного читателя) и временами кошмарный перевод.
И понятно, конечно, что черно-белые иллюстрации делают книгу дешевле, но зачем же доводить идею до абсурда – даже ч/б получились ужасного качества печати, при этом в тексте рядом читаешь (редактор, ау!), как автор предлагает обратить внимание на цвет...
1 фильм
2 ноября посмотрел по каналу «Культура» документальный фильм 1964 года «Перед судом истории», построенный на диалогах с Василием Витальевичем Шульгиным, бывшим монархистом, одним из основателей «белого движения», депутатом Государственной Думы (дореволюционной), эмигрантом, арестованным в Югославии в 1945-ом, отсидевшим в лагерях, выпущенным по амнистии…
Потрясающей силы документ! Не оторваться! Какой, вообще, человек! Смотрел на него, 86-летнего старика, длинные планы с его взглядом – человечище!
В нескольких местах, оценивая его цели в жизни, к чему он пришел в конце, чем закончился советский строй в России (чего не могли знать создатели фильма, при этом очень уверенные в своей правоте, что выглядело так трагично-нелепо) – хотелось то плакать, то горестно усмехаться...
Очень советую посмотреть всем (в Интернете можно скачать), даже не интересующимся историей...
Режиссер фильма Фридрих Эрмлер – классик советского кино, точнее, 30-х...

«Перед судом истории» и как жанр – что-то невообразимое... В главной роли документальный персонаж, показываются кадры документальной хроники, а все остальное «умелый» монтаж (идея фильма – показать историческую логику в том, что не зря большевики взяли власть и стали строить социализм-коммунизм) и актер в роли Историка, который на фоне реального исторического персонажа выглядит крайне неубедительно...

А еще, конечно, в очередной раз убедился, каких высот достигает искусство (насколько ценным оно становится в исторической перспективе), когда авторы искренни, не боятся правды, потому что фанатично уверены, что она на их стороне!.. В советском кинематографе такое было в 50-60-х.

Из информации о фильме с сайта канала «Культура»: Историко-документальная лента «Перед судом истории» – это последний фильм Фридриха Эрмлера. Режиссёр, получивший Гран-при Каннского фестиваля, имеющий несколько Сталинских премий, в своих фильмах прославлял, прежде всего, лично Сталина и успехи страны под его руководством, но картина «Перед судом истории» занимает в его творчестве особое место. В фильме Эрмлер пытается в столкновении двух политических позиций, двух мировоззрений выявить принципиально новые черты. Работа над лентой проводилась по инициативе и под наблюдением КГБ СССР, который оказывал съёмочному коллективу постоянную помощь. Фильм предназначался для распространения в зарубежных странах, где находилась русская эмиграция (США, Канада, Франция, Голландия, Аргентина), а также для показа в СССР.
Герой фильма – реальная историческая личность, крупнейший политический деятель России начала XX века Василий Витальевич Шульгин. Он ведёт спор с Историком. Когда Эрмлера спросили, что Шульгин даст нашему кино, режиссёр не без пафоса ответил: «Я старый коммунист. Все мои фильмы политические. И этот фильм – политическая акция. Я хочу, чтобы Шульгин сказал всем: "Я проиграл"».
«В июне 1965 года фильм вышел на экраны. После просмотра растерянные зрители выходили из зала и вновь вставали в очередь за билетом. Ажиотаж был невероятный. Парадокс заключался в том, что авторы пытались показать, что Шульгин исторически ошибался. Однако сама личность Шульгина, его почтенный возраст, мысли и убеждения победили вопреки замыслу авторов. Как ни старалась советская власть заставить Шульгина раскаяться, он не пошёл ни на какие компромиссы. Через три дня фильм тихо убрали из проката. Но этого хватило, чтобы лента вошла в историю отечественного документального кино».
Подробнее: http://www.tvkultura.ru/news.html?id=488048
ссылки: социальное, медицинское, арт
Критерии (не)естественного отбора, или Эволюция по-российски
(Мой пост на сайте радиостанции «Эхо Москвы» 4 ноября 2010)
Как понять, что задает вектор развития общества?
Существуют ли какие-то универсальные критерии определения важности ситуаций-вопросов-проблем?
Что, согласно этим критериям, нужно делать срочно, что может подождать, а чему и не стоит надеяться?
Кто-что получит шанс на выживание, а кто-что обречено на вымирание?
Далее: http://www.echo.msk.ru/blog/vars/723744-echo/


Распознавание симптомов инсульта
Запомнив эту несложную информацию, можно спасти жизнь людям.
КАК ЭТО СЛУЧАЕТСЯ:
Во время отдыха на природе женщина споткнулась и упала – она заверила всех, что с ней все хорошо (друзья настаивали на вызове скорой помощи), что она просто споткнулась о камень, т.к. еще не привыкла к своей новой обуви. Она продолжала наслаждаться отдыхом несмотря на то, что казалась несколько «не в себе»…
А вечером позвонил ее муж и сообщил, что жену забрали в больницу (в 6 часов вечера ее не стало). Во время пикника, как оказалось, у нее случился инсульт.
Врач-невролог впоследствии заявил, что если бы он мог добраться до пострадавшей в течение трех часов, то полностью устранил бы последствия инсульта.
Далее: http://pepsimist.ru/ehto-nado-znat-vsem/


Фотоэкскурсия по Universal Studios, Hollywood, CA
http://community.livejournal.com/live_report/748034.html


Американский фотограф и пилот Alex MacLean
«Как правило, я поднимаюсь на высоту 1000-2000 футов, – рассказывает Алекс. – Забираться выше нет особого смысла, поскольку тогда объекты сливаются в единое целое, их становится трудно различить. Все интересные сюжеты можно обнаружить только на небольшой высоте».
http://community.livejournal.com/prophotos_ru/962447.html


В избранное