Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.08.10.10


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в 2 недели рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 08.10.10

1 книга
Роман Сенчин
«Иджим»

1 фильм
«Немыслимое»
США, 2009

+ссылка: арт


1 книга

Роман Сенчин
«Иджим»

Авторский сборник
Эксмо, 2010
416 стр.
 
От издателя: «Иджим» – новая книга рассказов Романа Сенчина, финалиста премии "Букер-2009", блестящего стилиста, хорошо известного читателям литературных журналов<...>
Сенчин обладает удивительным и редким по нынешним временам даром рассказчика. Интонация, на которой он говорит с читателем о простых, не примечательных ничем вещах и событиях, подкупает искренностью и бесхитростностью. Как будто Сенчин живет и пишет не в эпоху пафоса и гламура, а творит где-то рядом с Чеховым, и каждое его слово, и каждый взгляд нацелен прямо в суть вещей.
Написанная в лучших традициях русского рассказа, эта книга станет вашим спутником и советчиком. Утешителем в печали и другом в дороге. Куда бы ни вел ваш путь, она сделает его прямее и легче.
 
Содержание: 
«Алексеев – счастливый человек», «Мы идем в гости», «Мелочи», «Сегодня как завтра», «Иджим», «В норе», «Прогноз погоды», «Перед снегом», «За встречу», «В обратную сторону», «Шайтан», «Все нормально».

О произведениях Сенчина я неоднократно писал:
«Ничего страшного», «Московские тени», «Елтышевы».

Цитата из самого себя: «Никто, кроме него, похоже, не умеет так убедительно и так поэтично-трагично воссоздать атмосферу беспросветной тоски от рутины жизни «маленького человека» – нашего современника (дворник, официантка, продавщица сигарет, санитарный инспектор на рынке, преподаватель ВУЗа, художник). Читаешь – и становится страшно. Не столько за героев, сколько за себя, за свою жизнь. Что раз у всех так же, то, значит, и нет никаких перспектив. Что вот так все проходит, время летит, а ничего в жизни не меняется, что впереди такой же мрак, как и в прошлом, что сколько ни пытайся «куда-то пробиться», а все равно вернешься к своему разбитому корыту! И дело даже не в каком-то материальном успехе (впрочем, герои Сенчина этого лишены, а если и получают, то счастья им это все равно не приносит), а в общем ощущении от жизни, что «вот как сегодня, вот так и будет всегда»…»

Писал даже о встрече с писателем.

Для меня Сенчин – писатель-феномен. Сколько его ни читаю (а читал всё, что у него выходило), несмотря на то, что он, как говорится, автор одной книги, не могу им насытиться. Ведь всё про одно и то же; герои, как будто списанные под кальку; какая-то упрямая верность выбранному ракурсу взгляда на жизнь (характерно, что в книгу вошли рассказы разных лет – 90-х и нулевых), а всё равно не отпускает и по-прежнему жжёт... Это при том, что сам я люблю придираться к писателям-одного-стиля и быстро теряю к ним интерес. А вот Сенчин…
Никто, на мой взгляд, сегодня не может так описать уныние, тоску и отчаяние.
Настоящая Поэзия утраченных иллюзий, брошенных целей, глубины увиденной бездны, бесполезной и бессмысленной жизни!
И, конечно, очень качественный реалист. Фактура такая, что хоть рукой берись!..
[Интересно, доходит до какой-то «мистики» в восприятии творчества Сенчина: перечитал свои старые рецензии – получается, и сам каждый раз пишу примерно одно и то же!.. Чтобы вы убедились в этом, оставил эту рецензию так, как написал первоначально.]

Последний абзац аннотации – лукавство редакторов. Сам бы писатель, хочется верить, до такой бы пошлости не опустился. У него-то как раз никакой пощады и «света в конце тоннеля»...

Вся книга читается на одном дыхании. Не понравился только рассказ «Шайтан» – как бы человеческая жизнь глазами собаки. Показался неловким подражанием классике.

Иджим – название заброшенной деревеньки в алтайской тайге, куда мечтает перебраться жить герой одноименного рассказа, чтобы жить в одиночестве.

1 фильм
«Немыслимое»
Unthinkable
Режиссер: Грегор Джордан
В ролях: Сэмюэл Л Джексон, Кэрри-Энн Мосс, Майкл Шин
Жанр: триллер
США, 2009

О сюжете фильма: «Исламский фанатик – бывший агент американских спецслужб заложил в нескольких городах США ядерные фугасы. Оказавшись в руках ФБР, террорист начинает свою игру, шантажируя американское правительство тем, что заряды установлены на точный час и минуту подрыва, так что времени у властей очень мало. Для допроса безумного исламиста спецслужбы привлекают глубоко законспирированного агента, который любой ценой должен выбить из арестанта необходимую информацию. Но противостоять спецу по допросам будет не столько фанатизм противника, сколько вся государственная машина, в которой и военные служаки, и гражданские чиновники будут прикрывать правами человека и моральными ценностями свой страх за карьеру и свою судьбу. Даже когда на волоске – жизнь миллионов людей…»

Да, вопросы, вопросы, вопросы… Где граница между жестокостью и целесообразностью? Что ценнее – жизнь террориста, его права или возможные миллионы жизней ни в чем не повинных людей? Как противостоять фанатикам, тем, у кого другие ценности, другие взгляды на жизнь, отсутствие страха перед смертью? Возможно ли нарушать правила, определяющие нас, как цивилизованных людей, когда речь идет об угрозе существования общества?
Знаковый диалог из фильма (вольная цитата): «Этого нельзя делать – это противоречит Конституции!» – «Если не сделать – вообще никакой Конституции не будет!»…
Если подобные вопросы актуальны для вас, не пропустите «Немыслимое».

В фильме нет особых масштабных съемок (стрельбы, погонь) – все действие происходит практически в одном помещении, где идет (с особым – слабонервным не смотреть – пристрастием) дознание террориста. Получается, практически пьеса, в которой главное – драма противостояния разных взглядов на жизнь и разных способов добиваться результатов. Драма со сложным для зрителя выбором, так как все стороны конфликта убедительны, а поэтому «черт знает, а я-то на чьей стороне?»…

Не скажу, что понравилась игра всех актеров, какие-то вещи казались странными и противоречивыми, но вероятно, что проблема не в актерском мастерстве, а в персонажах, не доведенных до ума. Однако сюжетный материал такой, что на мелочи можно не обращать внимания. (Вот дубляж в некоторых местах был точно ужасный. Например, дознаватель наклоняется к уху и, понятно, шепчет что-то на ухо террористу, а дублирующий актер говорит в полный голос – вот как?)

Сюжет не без натяжек. Возникло, практически с начала, недоумение по поводу методов ведения допроса – физические пытки с особой жестокостью. Это же не какое-то там районное отделение милиции, а специалисты самого высокого класса! Я, конечно, не владею вопросом (и слава богу!), но вот как читал, давно уже придуманы химические средства, которые не оставляют никаких шансов, и задача, например, разведчика не проявлять героизм в том смысле, чтобы держаться на допросах и ничего не выдать, так как это все равно бесполезно, а в том, чтобы не попадаться как можно дольше. (Но, понятно, тогда бы и этого фильма не было.)
Однако если жестокость воспринимать образно, вроде того, что «говори с врагом на понятном ему языке», то да, пусть так.

Фильм, безусловно, интересен и тем, что дает представление о логике «ястребов», предоставляет возможность очутиться в шкуре сторонника «жестких мер», что, в свою очередь, дает возможность проверить глубину и твердость собственных принципов. (Я вот понял про себя, что все далеко не так просто в моих собственных представлениях.)
ссылка: арт

Gregory Thielker. Пейзажи через окно автомобиля
http://www.gregorythielker.com/


В избранное