К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru] выпуск 25.07.10
1 книга Л. П. Хартли
«Смертельный номер» 1 фильм «Начало» США - Великобритания, 2010
+ссылки: фото
1 книга
Л. П. Хартли «Смертельный номер» A High Dive Перевод с англ. Авторский сборник М.: Б.С.Г.-Пресс, 2005 336 стр.
От издателя: «Тонкие, ироничные, парадоксальные, вобравшие в себя лучшие традиции английской новеллистики, произведения Л.П.Хартли (1895-1972) давно вошли в золотой фонд мировой
литературы. В данном сборнике представлены лирические, психологические и так называемые "готические" рассказы».
На мой взгляд, литература без достоинств, практически не за что зацепиться, чтобы понять, в чем заслуги этого писателя, кроме возможного «исторического вклада». (Решил ознакомиться с творчеством Хартли, прочитав несколько рецензий на его роман «Посредник», который, как вот советовали же сведущие люди, только и стоит читать.)
В паре новелл есть
интеллектуально-тонкие сюжетные идеи, но в целом ощущение безнадежно устаревшей литературы, залежалого товара. А когда этому соответствует – наверно, уместная для литературы первой половины ХХ века, когда писались произведения, авторская интонация – этакая многозначительная глубокомысленность и претенциозная психологичность, – то и совсем ни в какие ворота…
Большая часть сборника – переполненные водой, пустыми подробностями, безнадежно перезатянутые новеллы с как бы парадоксальным
концом, вроде того что герою постоянно что-то кажется, а в финале вопрос читателю: вот как вы думаете, было это или нет?..
Романтичная обложка с мальчиками, прыгающими в воду, на фоне моста в Лондоне, и аннотация совершенно не соответствуют содержанию.
Очень редко бросаю читать книги, но с этой именно тот случай.
В первой новелле «Смертельный номер» описывается кризисная ситуация в одном цирке, нуждающемся в особо эффектном номере, чтобы привлечь зрителей. Мучаются,
значит, владельцы. Тут появляется мужчина, который говорит, что готов броситься из-под купола в бак с водой. Владельцы устраивают просмотр – тот прыгает и попадает. То, что надо! Начинается утомительная сцена предложений гонорара, от которых мужчина отказывается. В финале он объясняет свой отказ тем, что… сделал это первый раз в жизни и ему не понравилось. Такой вот оригинал! Хартли пытается создать интригу за счет того, что сумма гонорара возрастает, а мужчина не соглашается и не соглашается.
Совершенно надуманный прием: спрашивается, зачем мужчина мучил своими отказами, если ему стало понятно, что он дальше не будет этим заниматься, и дело вообще не в деньгах?
В следующей новелле «Молитва», затянутой до неприличия, идет речь о том, что был у одного пожилого сэра шофер, который взял и перешел на работу к американцу, у которого была более современная машина. Пожилой сэр никого не взял на место шофера и стал ходить пешком, а машина стояла в гараже и потихоньку умирала. Герой переживал
за ушедшего шофера и следил за его судьбой. Тот, в конце концов, вернулся, так как у американца ему не понравилось – машина работала исправно и не нуждалась в заботах шофера: только води ее – и все. То ли дело у старого хозяина, где надо возиться и чувствуешь свою нужность!.. Наверно, когда-то казалась актуальной идея о поисках плюсов-минусов при сравнении «современной» Америки и «старой» Англии, но, не говоря, что написано многословно-скучно, как это наивно-банально читается
сегодня!.. Заглавная идея вообще осталась вне моего понимания. Как будто сам не понял, чего хотел сказать.
Далее идет «готический» рассказ о посещении молодым человеком своего старого дома. В рассказе зачем-то еще присутствует его девушка, которую он взял с собой. И вот все там выглядит очень странно, загадочно, для чего Хартли использует слова «неожиданно», «вдруг» и т.д. Действие очень напоминает описание какого-то сна, появляются странные персонажи, герой совершает
резкие и странные поступки, а потом просыпается, чувствует жажду и хочет мартини, а на кровати у себя находит бутылку хереса и не понимает, что это сейчас с ними было. Конец.
И т.д. Недоуменно пожимаю плечами. Впустую потраченные деньги и время.
1 фильм
«Начало» Inception Режиссер: Кристофер Нолан В ролях: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллен Пэйдж, Марион Котийяр, Киллиан Мерфи, Майкл Кейн, Том Беренджер, Лукас Хаас Жанр: боевик, фантастика, триллер США - Великобритания, 2010
О завязке сюжета. Главный герой Кобб занимается промышленным шпионажем, специалист по извлечению: он крадет ценные секреты из глубин подсознания во время сна, когда человеческий разум наиболее уязвим и можно выведать все что угодно. Редкие способности
Кобба позволяют проводить уникальные операции, но из-за возможности создавать прекрасный мир снов и жить в них, при этом не всегда держать ситуацию под контролем, он однажды потерял любимого человека, в убийстве которого его обвиняют, в результате чего вынужден был бежать из страны. И вот у Кобба появляется шанс – если выполнит новое задание, он сможет вернуться в свою страну, к детям. Однако теперь задача Кобба и его команды – не украсть идею, а внедрить ее. Задание оказывается очень сложным…
Вообще-то, хотелось бы завязку сюжета описать с иронической интонацией, так как, на мой взгляд, другой реакции фильм не заслуживает, но пусть будет нейтрально.
Сразу скажу – скучно. То есть изначальная идея очень хороша (манипуляция человеком через управление его снами, его подсознанием), но авторов, на мой взгляд, подвело чувство меры – они слишком сильно оттолкнулись от нее и понеслись с сумасшедшей скоростью вперед, ОЧЕНЬ МНОГО попытавшись втиснуть в один фильм. Интерес к «Началу»,
длящемуся два с половиной часа (а могло бы вполне и три, и четыре, если бы уровней сна было побольше), я потерял после первой получасовки, когда стало ясно, что в таком зрителе, как я (возможно, не слишком сообразительном, не схватывающем на лету), авторы не заинтересованы – сюжет становился все запутаннее и запутаннее. После этого только просто следил за происходящим, не пытаясь даже особенно вникать, так как интереса в том, чтобы копаться, что там куда и откуда, кто и что является проекцией, а что –
реальностью, как связать концы с концами, не было.
В старом советском фильме «Волшебная лампа Алладина», если помните, была сцена с наимудрейшими, размышлявшими, чтобы запутать принцессу Будур, что такое сон: сон про не-сон есть сон, и т.д. Вот так и в «Начале», только вместо принцессы зрители... При этом понятно, что у зрителей для того, чтобы догадаться, где что, никаких шансов – авторы в нужный момент раскроют только им известное обстоятельство.
Ну и конечно,
все герои очень умно всё излагают, каждый герой, только войдя в тему, соображает не хуже академика, причем с невозможной для усвоения нормальным зрителем скоростью. Я такие фильмы не люблю: есть ощущение, что авторы боятся, что если сделать подачу идеи, лежащей в основе сценария, более интеллектуально-выдержанной (что подразумевает в том числе и отсутствие стремительности при осмыслении), то зритель их раскусит.
Наверно, кого-то захватит идея о том, что можно сконструировать сон третьего уровня
(сон внутри сна, который сам внутри другого сна), про то, как выбираться из одного в другой, как не очутиться внутри своего подсознания навсегда, но вот мое мнение – пустышка. Псевдомногозначительная, неубедительная.
Неувязок, натяжек столько, что на них уже перестаешь обращать внимание, впрочем захваченные идеей, поворотами сюжета и млеющие от присутствия Лео на экране, наверно, их не заметят. А еще будут масштабные спецэффекты (действительно, есть пара мощных, завораживающих сцен в духе работ
известного художника-сюрреалиста Эшера), погони-стрельба-драки-лирическая история (вот тут практически ничего нового, за исключением экшн-сцен в пространстве без гравитации, но и тут создатели фильма пожадничали и переусердствовали с использованием этого приема), а в финале действие будет происходить одновременно аж в нескольких реальностях – сконструированных снах, в каждом из которых время течет с разной скоростью...
Меня еще раздражал актерский состав – симпатичные, какие-то переслащенные
актеры в стильной (со страниц модного глянцевого журнала) одежде. Также уже не могу смотреть на дизайн в стиле хай-тек. Вся эта эстетика вот уже где!..
Во время просмотра не понял смысла названия фильма. Позже, уже в Интернете, выяснил от знатоков, что это некорректный перевод. У слова Inception есть также и значение «внедрение».
По мне, получается, у режиссера Кристофера Нолана («Темный рыцарь», «Бессонница», «Бэтмен: Начало») так и остается только
один хороший фильм – «Помни».