К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.] выпуск 05.07.09
1 книга Мартин Льюкс & Люси Келлауэй «Кто трогал мой "блэкбери"?» 1 фильм «Вальс
с Баширом» Израиль - Германия - Франция, 2008 1 фильм «Горячие новости» Гонконг - Китай, 2004
+ссылка: шаржи на кинозвезд
1 книга
Мартин Льюкс & Люси Келлауэй «Кто трогал мой "блэкбери"?» Who Moved My Blackberry Перевод с англ. А. Александрова АСТ, АСТ Москва, 2008 416 стр.
Из аннотации: «Потрясающий сатирический роман, написанный по мотивам самой скандально
знаменитой «колонки полезных советов» за всю историю американской «корпоративной культуры»! Эпистолярная проза XXI века в е-мейлах! «Мартин Льюкс», виртуальный идеал современного яппи, интернет-воплощение Люси Келлауэй, дает советы читателям и почитателям на все мыслимые и немыслимые случаи жизни. Но что, если этот персонаж однажды обретет жизнь собственную? Как он будет выживать в «суровом реале»? Конечно, нестандартно!»
«Блэкбери»
– это марка коммуникатора – мобильного телефона с клавиатурой, с которого главный герой иногда отправляет письма.
Мартин Льюкс – чтобы понимать, в чем тут соавторство, – это выдуманный герой, от лица которого Люси Келлауэй вела свою сатирическую колонку в газете The Financial Times. Возможно, благодаря этой колонке, «Мартин Льюкс» стал популярен и заслужил «монографию». Соответственно, если вы не читали газету и, тем самым, не входите в число
«посвященных», как и я, то будете лишены удовольствия «встретиться с любимым героем», а только будете знакомиться с ним.
Герой – директор по маркетингу в транснациональной корпорации. Чем она занимается, не ясно, но и не важно. Задача в другом – показать «кухню» внутрикорпоративной жизни – вполне самодостаточной: по склокам, динамике взаимоотношений, интригам, и пр. В общем, это сатира. Достаточно злая. Но, к сожалению, занудная.
Вся книга
представляет из себя электронную переписку (с микровкраплениями еще и смс) Льюкса с коллегами (начальниками и подчиненными), консультантом по мотивации, друзьями, родственниками, женой и любовницей. Переписка разветвляется на несколько сюжетных линий, которые пересекаются, сливаются, расходятся вновь. Есть интрига, которая сохраняется на протяжении всей книги, – достаточно предсказуемая, но действующая. Из всей переписки рождается вполне такой «кафкианский» образ бессмысленной, бессодержательной
деятельности в том, что касается работы, но богатой по драматическому накалу в той части, которая касается личной жизни. Назвать такой «обнаруживающий язвы» взгляд оригинальным лично я не могу – о подобном уже много писалось. Келлауэй не удалось сказать ничего особенно нового, если не учитывать новизны в том, что ничего Там не меняется – такой же, извините, бред.
И, конечно-конечно-конечно, автор явно не дружит с сестрой таланта – краткостью. Книгу точно
надо сократить страниц на 100, не меньше. Читать все эти бесконечные, а еще и пространные рекомендации консультанта по мотивации, воззвания начальства по поводу и без, на 99,9% заполненные водой, невозможно без раздражения, и под конец книги я их просто пропускал. Хотел пару раз даже бросить читать.
От чтения, тем не менее, получил интересный результат – книга пробила меня на совесть. Льюкс предстает как лицемерный, с двойными стандартами, лживый типаж. И я, вглядываясь в этот портрет, в какой-то
степени увидел себя – в той части, которая касается моей служебной и частной переписки, а именно того ее аспекта, когда не можешь адресату открыто написать, что думаешь, но оправдываешься тем, что в отношениях нужна «дипломатия», что «вот жизнь так устроена, что…». И увидеть такое свое отражение, понять, насколько такая «этика» общения разъедает изнутри, – приятного мало. Однако такой, на самом деле, ценный психотерапевтический эффект, похоже, только побочный продукт
чтения, и мне он только немного скрасил разочарование от чтения.
1 фильм
«Вальс с Баширом» Waltz with Bashir Режиссер: Ари Фолман Жанр: документальная анимация Израиль - Германия - Франция, 2008
Из
аннотации: «Однажды в баре старый друг рассказывает режиссеру Ари о повторяющемся ночном кошмаре, в котором за ним гонятся 26 злых собак. Каждую ночь одно и тоже количество. Они приходят к выводу, что это связано с одной миссией израильской армии во время первой ливанской войны в начале 1980-х, в которой они участвовали. Ари удивлен, что ничего не может вспомнить об этом периоде своей жизни. Заинтригованный этой загадкой, он решает встретиться со старыми друзьями и товарищами по оружию и поговорить с ними.
Ему нужно узнать правду о том времени и о себе самом. По мере того, как Ари погружается все глубже и глубже в тайну, в его памяти начинают всплывать еще более загадочные образы».
У «Вальса с Баширом» (Башир – ливанский союзник израильтян, претендент на руководящий пост в Ливане – был убит своими политическими противниками) интересный, как сейчас говорят, формат. Анимационная документалистика. Или документальная анимация. Автор фильма обрисовывает
(в т.ч. и буквально) документальные интервью, цель которых – восстановить провалы в памяти главного героя по поводу участия в боевых действиях. Постепенно, по крохам картина (слово с отсылкой, по смыслу, к рисованию) восстанавливается.
История в «Вальсе…» – иллюстрация уже расхожего, но каждый раз поражающего факта – благодаря механизму самозащиты от перегрузки человеческая психика воздействует на память так, что человек «забывает» то, что может вызывать
сильные негативные переживания. Герой в финале – уже не анимированном, а в виде кадров документальной киносъемки – видит то, что было «забыто», и понимает, почему это случилось.
Почему анимация, а не просто документальный фильм? Можно сказать, что таким образом становится важна особая символика цвета, тонов, которую очень трудно передать киносредствами. В анимации также легче создавать единую цветовую (особенно если количество красок ограничено) систему, что, в свою очередь,
упрощает трактовку увиденного. Есть несколько важных рисованных образов. Необычен подход (пока еще необычен, но уже есть рисованные полнометражные ленты с реалистическим драматическим сюжетом, рассчитанным именно на взрослую аудиторию) и в том, что рисованный, как бы не-настоящий мир (тем более в случае войны, которую так любят рисовать мальчишки) оказывается полон реальных, живых трагедий. В общем, типа, пафос: люди, не считайте, что мир вокруг вас придуман-нарисован, что он только
плоская картинка...
Предлагать «Вальс…» как кино, которое нужно посмотреть, не буду – нарисовано достаточно традиционно, без изюминки; сама история – при всем заложенном в нем ужасе реальной основы – мало меня тронула. Если бы что-то подобное сняли у нас про пост-чеченский синдром, это бы прозвучало и задело бы, конечно, сильнее, но так когда это будет… И будет ли?..
1
фильм
«Гoрячие новости» Daai si gin / Breaking News Режиссер: Джонни То Жанр: боевик, драма, комедия Гонконг - Китай, 2004
Из аннотации: «Полиция Гонконга опозорилась, чтобы восстановить репутацию в средствах массовой информации, назначен пиарщик. Теперь все серьезные операции по поимке преступников должны транслироваться на телевидении в прямом эфире.
Для этого на головы полицейских надевают беспроводные мини-камеры. В многоквартирном доме засели бандиты и взяли жильцов в заложники. Полиция решила воспользоваться этой ситуацией, чтобы выставить себя в благоприятном свете. Битва «умов» разворачивается между несгибаемым копом и не таким уж плохим парнем в прямом эфире».
Аннотации к «Вальсу…» и к «Горячим новостям» взяты с одного интернет-портала, и если в первом случае никаких претензий
к аннотации нет, то по поводу «…новостей» только руками разводить от недоумения, насколько вольно пересказан и трактован сюжет.
«Горячие новости» Джонни То – это тот самый оригинал, с которого сделали ремейк, описанный в позапрошлом выпуске рассылки.
Фильм мне не понравился. Впечатление было напрочь испорчено знанием сюжета, который в наших «…новостях» пересказан практически слово в слово (за исключением некоторых – выигрышных
для оригинала – моментов). Сам фильм показался довольно обычным «гонконгским боевиком» – да, очень динамичный (высокая концентрация действия на сантиметр пленки), да, изощренный по монтажу, но холодный и малоубедительный по психологии и реалистичности (по последнему иногда даже абсурдный). И не знаю, как это объяснить, но, несмотря на то, что фильм вышел в 2004 году, а кажется уже каким-то устаревшим.
Не могу понять, по каким критериям, чтобы снимать ремейк, был выбран именно
этот фильм.