К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию. Честно,
эмоционально и пытаясь разобраться.] выпуск 14.06.09
1 книга Денис Драгунский
«Нет такого слова»
+арт-ссылки
На прошлой неделе рассылка не выходила.
1 книга
Денис Драгунский «Нет такого слова» Авторский сборник М.: Рипол Классик, 2009 512 стр.
Из аннотации: «Рассказы Дениса Драгунского прежде всего учат доброте. Они заставят читателя и посмеяться, и задуматься, а кое-кого – и пересмотреть свои отношения с близкими. Каждый его рассказ – как маленькая жизнь, вмещающая в себя очень многое».
Тем, кто в детстве читал «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, сразу будет интересно (мне было), не тот ли? Тот. Но в вышедшей книге
про это, к моему глубочайшему разочарованию, вообще ничего нет, даже упоминания. (Практически ничего нет и про отца автора – писателя Виктора Драгунского.) Что странно, но скорее объяснимо – не хочется автору быть в тени той славы, хочется самому, своим творчеством заработать известность… (Кстати, из книги можно узнать, что Денис Драгунский в настоящее время – журналист, публицист, редактор, драматург.) С другой стороны, в книге столько окололитературных воспоминаний, типа, «вот
как-то мы с папой пришли в ресторан ЦДЛ, а за соседним столиком сидел…» или «нашими соседями по даче были…», и т.д., так что принципиальной дистанцированности не получилось. Жаль – все-таки «Денискины рассказы» это была очень запоминающаяся, почти культовая книга.
У книги «Нет такого слова» есть серьезное достоинство – она вся состоит из коротких рассказов (2-2,5 стр.), так что читается (если не сказать проглатывается) очень легко. Никакого сквозного сюжета нет, что тоже способствует быстрому чтению, но иногда (не часто) «спотыкаешься» – в том случае, когда смысл рассказа-новеллы не доходит сразу (или не доходит вообще). Встречается тематическое родство между рассказами – «о мужчинах и женщинах», «окололитературные воспоминания», – но так как это никак не систематизировано (порядок рассказов никак не объяснен), то во что-то единое и не выстраивается.
Объяснение выбранному
формату короткого рассказа и их соединения в сборник такое – эти рассказы Д.Драгунский публиковал в своем блоге (http://clear-text.livejournal.com/): как известно, интернет-читатель (в качестве примера в первую очередь имею в виду себя: очень не люблю читать много с экрана) ленив и нетерпелив и литературу воспринимает только в очень компактных формах. Блог стал очень популярным, и на этой волне (так поступали уже, например, Евгений Гришковец,
Андрей Мальгин) издательство решило, что книга найдет своего читателя. Ситуация в книжном бизнесе такова, что издательства не хотят рисковать и работать с неизвестными авторами, писателю нужно самому стать популярным, соответственно, его выпущенную книгу могут купить…
Содержательно, идеологически книга «Нет такого слова» – это, так сказать, такие «литературные семечки». Читается легко, рассказы просто летят, но осадка никакого. Никакой глубины и, скажу так, обязательности.
Возможно, опубликованные в блоге, по одному в день или реже, рассказы смотрелись выигрышнее. Есть несколько любопытных рассказов, с интересной мыслью, эффектным обобщением, но в целом они тонут в огромной массе рассказов-воспоминаний (практически ни о чем), рассказов-заметок (из чего, дополнив деталями, можно сделать что-то большего объема), рассказов-новелл (в которых важен прежде всего неожиданный финал). С литературной точки зрения, на мой взгляд, в общем слабо.
Разумеется, все субъективно:
то, что мне кажется скучным и необязательным, кто-то воспримет иначе (блог писателя, напомню, очень популярен).
Еще субъективизма: не понравились мне интонации Драгунского – там, где он оценивает других людей (зачастую высокомерен и однозначен).