Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.12.04.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 12.04.09

1 книга
Джон Ридли
«Все горят в аду»

1 фильм
«Класс»
Эстония, 2007

1 фильм
«О'Хортен»
Норвегия - Германия - Франция, 2007

+ссылки: социальное

1 книга
Джон Ридли
«Все горят в аду»

Everybody Smokes in Hell
Перевод с англ. – Кирилл Медведев
М.: Иностранка, 2002
218 стр.

От издателя: «Джон Ридли – известный американский писатель, сценарист и кинопродюсер. Роман «Все горят в аду» – это срез деградировавшего общества, крайне лицемерного даже в своем идеализме. Мастер литературной провокации, автор ничего не придумывает и не предлагает читателю погрузиться в художественный вымысел, а буквально у нас на глазах кроит и склеивает обрывки реальности, в которой все и вся определяют деньги».

Совершенно какая-то пустая аннотация, которая не только не дает представление о самой книге (не удивительно, если я в свое время, наткнувшись на такую аннотацию, мог проигнорировать книгу), но и еще вводит потенциального читателя в заблуждение – «все и вся» определяют не только деньги, но и человеческие страсти.

В прошлой рассылке я писал о романе «Путь к славе, или Разговоры с Манном» этого писателя. В целом, как помните, хвалил книгу и писателя, предвосхищая свое мнение и о купленной вслед за «Манном» «Все горят в аду».

Эта книга тоже понравилась. Но – и это большой жирный плюс Джону Ридли – совершенно другим (сравнивая с «Манном») – динамизмом, большим количеством крутых поворотов сюжета, мозаичностью сюжета, перетеканием и столкновением одних сюжетных линий с другими (есть, правда, некоторый перебор со случайными совпадениями, но таковы уж законы жанра – кстати, да, это криминальный боевик), юмором (некоторые фразы можно смаковать не один раз), яркими персонажами, точными наблюдениями.

Однако, к сожалению, своим настроением, атмосферой книга соответствует все-таки году издания. То есть, все хорошо, но опоздало – все это мы уже прошли. Тарантино и Гай Риччи – а «Все горят в аду» что-то среднее между «Криминальным чтивом» и «Карты, деньги, два ствола» – уже история. Не только сами их имена, на мой взгляд, но и те интонации, которые в то время так оживили кино и литературу. И в то время эта книга Ридли, конечно, была весьма и весьма в тему. Но не сейчас.

Тем не менее, книгу прочитают, на мой взгляд, с удовольствием те, кто любит черный юмор, циничных, остроумных и жестоких персонажей [как недавно сказал один из киногероев, как будто из «Все горят в аду»: «Это не я делаю мир жестоким – я просто соответствую миру!», после чего, добивая, выстрелил в раненую жертву], мир, в котором нет хороших и плохих, а есть только последние.
1 фильм

«Класс»
Klass
Режиссёр и автор сценария – Ильмар Рааг
Жанр: драма
В главных ролях: Валло Кирс, Пярт Уусберг, Лаури Педайя, Паула Солвак
Эстония, 2007

По информации в Википедии: Премьера в Эстонии состоялась 16 марта 2007 года, в июне фильм был представлен на 42-м международном кинофестивале в Карловых Варах, получив два приза. По словам самого режиссёра, сюжет фильма был навеян событиями в американской школе «Колумбина», когда два подростка застрелили в своей школе 13 человек, покончив затем жизнь самоубийством.
Эстонский школьник Йозеп подвергается издевательствам со стороны одноклассников, однако не пытается сопротивляться. Один из одноклассников, Каспар, начинает заступаться за Йозепа, но входит в конфликт с группой преследователей во главе с Андерсом. Нападки на Йозепа и Каспара усиливаются, в итоге их заманили на пустынный пляж, где под угрозой ножа принудили к сексуальному взаимодействию. Засняв сцену на фото-камеру, компания уходит, бросая униженных Каспара и Йозепа. На следующий день Каспар с Йозепом приходят в школу с огнестрельным оружием...»


Фильм давно хотел посмотреть. И не зря хотел. «Класс» понравился.

Трудно объяснить чем. То ли каким-то очень простым (фильм сделан за мизерные деньги, без каких-либо наворотов, как говорится, на коленке), но очень честным подходом режиссера, который погружает в действие, от которого не оторваться, хотя и видишь, что актерская игра далеко не безупречна, а сценарий иногда слишком в лоб. То ли тем, что все это происходит в стране, про которую очень хочется узнать: «А как там сейчас действительно?» То ли тем, что поднимается вечная тема, как человеку выжить, не потеряв уважение к себе. То ли всем этим сразу.

Фильм, конечно, стоит посмотреть всем старшим школьникам, чтобы потом с ними его обсудить и поднять серьезные темы. «Класс» – хороший повод: морализаторства в фильме нет, а все выводы режиссер предлагает сделать зрителям. Однако нужно быть осторожным – в фильме достаточно много сцен насилия, иногда очень жестокого.

В моей рассылке была рецензия на французский «Класс» (2008), в котором тоже шла речь о современных школьниках и от которого я был в восторге. Так что так и тянет обыграть то, что это слово имеет еще значение высокого качества...

1 фильм

«О' Хортен»
O' Horten
Режиссёр и сценарист: Бент Хамер
В главной роли – Баард Оуэ.
Жанр: комедия / драма
Норвегия - Германия - Франция, 2007

Из аннотации на www.film.ru:
«Пожилой железнодорожник Одд Хортон уходит на пенсию, и вдруг вокруг него начинает твориться черт знает что: то ему приходится провести ночь под кроватью маленького мальчика, то случайный знакомый предлагает Хортену прокатиться по Осло на машине с закрытыми глазами, то вдруг в ночи Хортен идет прыгать на лыжах с трамплина.
Бент Хамер – автор «Кухонных баек». «О'Хортен» – тоже байки, только это байки об умирании. Фильм называют «помесью Аки Каурисмяки с Монти Пайтоном», и это классическая скандинавская комедия, полная меланхолии и абсурда. Главное достоинство «Хортена» – что при всей абсурдности фильм абсолютно реалистичен».


Я большой поклонник «Кухонных баек», которые посмотрел несколько раз и после которых стал интересоваться, что еще снял Бент Хамер. «Яйца» не произвели впечатления, «Фактотум» (про писателя Буковски) показался откровенно слабым. «О'Хортена» многие хвалят, встречалась даже рецензия, что это вершина творчества режиссера, но я не соглашусь – уж слишком много в фильме вторичного (как с точки зрения тем, уже прозвучавших не раз в кинематографе, так и с точки зрения самокопирования), многовато предсказуемого, надуманно-трогательного.

На мой взгляд, фильм испорчен желанием режиссера сделать «милый и в то же время мудрый, хороший, добрый» фильм о стариках-чудаках (любимые персонажи Хамера), с упором именно на «милый». Не хватает остроты и чувства трагедии, когда такая тема. Но тут уж, конечно, многое зависит от мироощущений зрителя (кто-то любит вкус чая, а кто-то – сладкого чая). В зависимости от мироощущения, кстати, произойдет, скорее всего, и трактовка финала, в котором главный герой прыгает на лыжах с трамплина, на что не мог решиться всю свою жизнь, и на чем его жизнь то ли заканчивается, то ли продолжается старая, то ли начинается Новая.

ссылки: социальное

Петербургские подростки отвечают на вопрос «Быть добрым – в чем плюсы и минусы?»

пиарю рассылку «Трезвые новости»
ОТ ЛЕГАЛЬНЫХ НАРКОТИКОВ К НЕЛЕГАЛЬНЫМ
РАЗГОВОР О ПИВЕ


В избранное