К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.] выпуск 12.03.09 – «два в одном»
2 книги Геннадий Абрамов «Дай лапу»
Джон Сибрук «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры» 4 фильма «Тристрам
Шенди: история петушка и бычка» Великобритания,
2005 «Сомнение» США,
2008 «Барашек Шон», Выпуск 2 Великобритания,
2007 «Австралия» Австралия - США,
2008
+ссылки: арт + социальное + культурологическое
на прошлой неделе рассылка не выходила
2 книги
Геннадий Абрамов «Дай лапу» Авторский сборник М.: Время, 2007 368 стр.
Из аннотации: «В прозе Геннадия Абрамова самое главное – это нравственные ориентиры, в соответствии с которыми каждая отдельно взятая жизнь наполняется и смыслом, и гармонией. Способность беззаветно любить, гнев и милость, теплота и душевность, греховность, и низость, мужество и преданность
– вот круг тем, волнующих автора. В новую книгу Геннадия Абрамова вошли произведения различных жанров: реальная проза, иносказание, притча, элегия, детектив, но все они о судьбах четвероногих, их жизни и приключениях, порой необыкновенных».
Захотелось чего из разряда «доброго и вечного»…
Сборник среднего размера рассказов о собаках и людях. Первые Абрамовым поданы – судя по их внутреннему миру – как люди, просто вот в другой жизни они вот
в таком обличье. Собаки у Абрамова – существа, имеющие, в отличие от тех, которые выглядят, как люди, только положительные качества. Понятно, что умеют разговаривать по-своему между собой и на особом языке со своими хозяевами. Умеют думать, характеризовать людей и выносить приговоры о мире «людей». И т.п. Все это очень умиляет.
Кто верит в эту красивую картинку, тот, наверно, получит от книги удовольствие. Все-таки теплые чувства у многих людей к животным во многом иррациональны, и
отзовутся с благодарностью любые подтверждения того, что откровенно доверчивый и трогательный взгляд братьев наших меньших (как и детей) есть отражение глубокого и чистого мира, в который так хочется верить.
Я смог одолеть только несколько рассказов, которые меня совершенно не увлекли. Ничего оригинального и свежего.
Джон Сибрук «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры» Nobrow: The Culture of Marketing The Marketing of Culture Перевод с
англ. В. Козлова М.: «Ад Маргинем», 2005 304 стр.
Из аннотации: «Как изменился культурный ландшафт после появления глобального супермаркета? Что произошло с современным искусством после Энди Уорхола, с поп-музыкой – после Нирваны и МТV, с кино – после Звездных войн! И так ли важны сегодня, когда лейбл на вашей майке ценнее ее фасона, старые понятия вкуса и стиля? Ответы на эти вопросы предлагает в своей книге Джон Сибрук, колумнист журнала New Yorker,
постоянный автор Harper's Вazaar, GQ, Vanity Fair, Vogue, Village Voice. Его исследование – путеводитель по современной культуре, в которой информационный шум оказывается важнее самого события, качество равно актуальности, и уже никто не в состоянии отделить продукт от его позиционирования, а культурную ценность – от рыночной стоимости. Добро пожаловать в мир Nobrow! Мир, в котором вы уже давно живете, хотя и боитесь себе в этом признаться!»
Книга для тех, кто интересуется
культурологией, другими словами, процессами, происходящими в современной культуре.
Если вы считаете, что мы сейчас живем на сломе вех, находимся в промежуточной стадии, когда старое (доброе?) еще не умерло, а новое (страшное?) еще не сформировалось окончательно, и если вам интересно, как и куда мы движемся, кто или что нами управляет, то вы – целевая аудитория этой книги.
Nobrow – термин, обозначающий отсутствие деления культуры на высокую и низкую, обозначающий, шире, отсутствие
культурных критериев для оценки вкусов и статуса человека. Термин из мира, в котором важным является не вкус, а успешность, которая определяется, например, не художественными качествами произведения искусства, а эффективностью маркетинга по его продвижению и продаже.
К большому сожалению, при всей актуальности темы, читать Сибрука трудно, а по мере продвижения – и совсем практически невозможно: написано (переведено?) тяжеловатым, запутанным, иногда просто практически неразборчивым языком, что
отчасти (но только отчасти) оправдывается сложностью самой темы. Наукообразных терминов, кстати, не так много, но вот некоторые предложения приходилось перечитывать несколько раз, чтобы не только понять, но хотя бы вообще как-то настроиться на волну автора. И если в середине книги я еще успокаивал себя тем, что, возможно, это мое отношение слишком субъективно, то к концу решил, что не, Джон, что-то ты, брат, перемудрил.
Итог: книга, может быть, не тянет на "общение с интересным собеседником",
но важна больше с концептуальной точки зрения – иногда стоит прекратить пытаться успеть за бешеной скоростью современной жизни, всеми этими нескончаемыми новинками, стоит остановиться и если не понять, то хотя бы задуматься, а куда несемся-то?..
4 фильма
«Тристрам Шенди: История петушка и бычка» Tristram Shandy: A Cock and Bull Story Режиссер: Майкл Уинтерботтом В главной роли – Стив Куган В эпизодах: Стивен Фрай, Дилан Моран, Ширли Хендерсон, Иэн Харт, Джиллиан Андерсон. Великобритания, 2005
Из аннотации: «История начинается с рассказа Тристрама Шенди (Стив Куган) о своей жизни, как он ее себе представляет. Но его повествование о своем детстве постоянно перебивается
его домочадцами, которые нечаянно открывают ему правду о себе намного больше, чем это сделала бы обыкновенная автобиография. В драматический момент рождения Тристрама 1-й ассистент директора объявляет конец съемочного дня, после чего мы видим Тристрама, других актеров и съемочную группу во время хаотичного вечера на съемочной площадке. Появляется его жена с их шестимесячным ребенком, какой-то журналист хочет выяснить у Тристрама подробности скандальной истории, его агент приходит с кучей голливудских сценариев,
а продюсеры грозятся оставить фильм без денег...»
В аннотации не указана главная деталь, просто основа этого тонкого и достойного фильма – та, что это экранизация культового – в постмодернистской традиции – романа британского писателя Уильяма Стерна, написанного в XVII веке, когда не то что о пост-, а и о модернизме еще не помышляли.
Постмодернизм Стерна, если в нескольких словах, заключался в том, что герой-рассказчик не просто описывал некую историю о своей
жизни, а сопровождал это также своими мыслями, уводящими иногда далеко в сторону, по поводу своего рассказа о своей жизни, по поводу своей текущей жизни, которая связана с «главной» темой только тем, что ее описание и бытовая жизнь рассказчика совпадают хронологически, протекают параллельно.
Уинтерботтом не буквально экранизирует роман, а переносит действие в современность, то есть в кинореалии, в которых есть Стив Куган, который играет Тристрама Шенди, рассказывающего о своей жизни, и в
то же время «отвлекающегося» на всякие комментарии по поводу и без, и есть сам Стив Куган, который играет (живет?) вне рамок съемок фильма, в котором он играет Тристрама Шенди, и т.д. Пугаться, что все это сложно, можно запутаться, не стоит – Уинтерботтом снял веселый и весьма доступный фильм, но, стоит отметить, в этом и заключается определяющее свойство постмодерна: за первым слоем всегда можно найти много чего еще.
«Сомнение» Doubt Режиссер:
Джон Патрик Шенли. В ролях: Мерил Стрип, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс. Жанр: драма США, 2008
Из аннотации: «Действие пьесы происходит в шестидесятые годы в нью-йоркской католической школе Святого Николая, где сталкиваются характеры двух людей в сутанах – консервативной сестры Аллоизии и отца Флинна, придерживающегося прогрессивных взглядов на роль церкви в меняющемся мире. Их конфликт становится неразрешимым, когда сестра Алозия обвиняет своего оппонента в «аморальных
отношениях» с одним из учеников. По одноименной пьесе Джона Патрика Шенли, получившей Пулитцеровскую премию».
От фильма (сюжета, актеров) очень много ждал. Дополнительно подогрели интерес номинации на «Оскар».
Ожидания оправдались частично. Сюжет хоть и изобилует натяжками и приемами «конфликт ради конфликта», но, в целом, глубокий, серьезный. О многом, как говорится, заставляет задуматься – о том, например, какую роль играет вера (чувство)
в жизни человека, нужны ли факты или достаточно опыта, чтобы, что-то почувствовав, сделать выводы. Тем более это символично, когда речь идет о священниках.
Не нравится мне прием, когда в сценарии не только не дается однозначной трактовки конфликта (было, в конце концов, что-то или не было), чтобы хотя бы в финале встать на чью-то сторону, а еще вот сознательно напущен туман – вот, типа, сами думайте-гадайте, верьте – не верьте. А полагаться на свою интуицию, если перед тобой произведение
искусства, это уж извините. В общем, не нравится.
Разочарование, конечно, – от игры актеров. Она никакая. Фильм камерный: весь сюжет держится на трех главных действующих лицах. Ф.С.Хоффман что-то еще пытается, но Мэрил Стрип, при всем моем уважении к ее талантам, ну никак, как говорят сейчас, не зажигает. Какая-то вялая и скучная. А молодая актриса Эмми Адамс уж слишком старается сыграть хорошо, правильно, от чего ощущение неестественности, фальши.
Итог: проходной фильм. Ничего особенного
не потеряете, если не посмотрите.
«Барашек Шон». Выпуск 2 Shaun The Sheep Великобритания, Aardman Animations 2007 г., 70 мин., Мультипликационный сериал
Из аннотации: «Сообразительный барашек Шон по праву считается вожаком стада. Он постоянно втягивает своих собратьев в различные комические ситуации, переворачивая все вверх дном на родной ферме. Шон и его приятели постоянно вьются вокруг овчарки по кличке Битцер, которая частенько останавливает
Фермера, пытающегося разобраться что творится за его спиной. Будьте готовы к беспорядку, когда за дело берется неугомонный барашек Шон!»
Несколько рассылок назад я писал о первом выпуске, от которого, напомню, был в восторге, и тогда пообещал, что поделюсь впечатлениями от второго. (Моей 8-летней дочери, кстати, понравился первый выпуск. Для нее и купил второй.)
Итак, второй выпуск ничем не хуже первого. Учитывая, что в сериалах бывает трудно выдержать уровень, заданный первыми
сериями, которые в обязательном порядке должны быть такими, чтобы влюбиться в персонажей, то выражу только восхищение и уважение к создателям – достойным продолжателям великого дела Ника Парка.
В общем, тем, кому понравился первый выпуск, понравится и этот. Конечно, между ними должен быть какой-то перерыв, чтобы не случилось переедания.
Всего выпусков четыре, но буду ли приобретать третий, решать дочери.
«Австралия» Australia Режиссер:
Баз Лурманн В главных ролях: Николь Кидман, Хью Джекман, Брайан Браун Жанр: приключения, драма, война, вестерн США - Австралия, 2008
Из аннотации: «Австралия, незадолго до начала Второй Мировой войны. Английской аристократке Саре Эшли в наследство достается ранчо размером со средний американский штат. Ее земли и скот сразу же становятся предметом хищного интереса соседей-землевладельцев. Чтобы спасти свое имущество Саре придется перегнать 2 000 голов скота, в чем ей помогает
австралийский фермер. На пути через огромную безжизненную равнину на их долю выпадет не одно приключение, а город Дарвин – цель их путешествия – тем временем уже подвергается бомбежкам японской авиации».
Никогда не был поклонником этого режиссера («Ромео и Джульетта», «Мулен Руж»), но была надежда, что жанр «драма в историко-экзотическом антураже» испортить трудно. Опять же Николь Кидман, которая может сыграть хорошо, а то и очень хорошо.
Впечатление – чушь несусветная.
На Кидман без ужаса смотреть было невозможно: игра ниже всякой критики (впрочем, там и играть-то нечего было), и еще – ничего не слышал про это, но, глядя на ее лицо, было ощущение, что ей не слишком удачно провели пластическую операцию.
Хью Джекман тупо сыграл абсолютно пародийного персонажа – сборище всевозможных штампов «героя-мачо романтической истории».
В том, что касается быта, истории, морально-идеологического
послания, то тут либо развесистая клюква, либо прямолинейный примитивизм, либо вопиющая пристрастность и антиисторизм. И все это идет без малого три(!!!) часа.
«Ты чего на двух ногах стоишь!» 23.02.2009 Известный петербургский поэт после общения с милиционерами попал в сестрорецкую больницу.
Семён Михайлович Богуславский, поэт, инвалид 2-й группы (не имеющий глаза), даже предположить не мог, что день 9 февраля закончится «суточным кошмаром» в сестрорецком отделении милиции, откуда его еле живого доставят в больницу. http://www.fontanka.ru/2009/02/23/009/ Вопросы освещения проблемы бездомности
в средствах массовой информации http://www.pravonadom.spb.ru/main.php?g=articles&c=12&m=&v=i&n=1&i=1756&s=&b=&e=&l=ru_RU&u=&p=&a=