Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.25.01.09


 К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 25.01.09

1 книга
Анна Новикова
«Современные телевизионные зрелища. Истоки, формы и методы воздействия»
1 фильм
«Дикое поле»
Россия - Казахстан, 2008

1 фильм
«Райское озеро»
Великобритания, 2008

+ссылки: арт + социальное

1 книга
Я бы не стал писать об этой – рассчитанной больше на профессионалов – книге, если бы успел дочитать «Клуб радости и удачи» Эмми Тан, но «Клуб…» идет медленно, а у Новиковой есть несколько моментов, которые заслуживают внимания «широкого круга читателей».

Анна Новикова
«Современные телевизионные зрелища. Истоки, формы и методы воздействия»

СПб.: «Алетейя», 2008

Из аннотации: «В книге прослеживаются генетические корни современных телевизионных зрелищ. Выявляется их преемственность по отношению к традициям народной культуры XIX века, драматического и эстрадного театра, массовой литературы и т. д. Анализируя телепередачи различных жанров, автор определяет наиболее распространенные и эффективные методы воздействия телевизионных программ на аудиторию.
Книга представляет интерес для журналистов, телевизионных режиссеров, культурологов, искусствоведов, социологов, а также для широкого круга читателей».


Если об общем впечатлении, то книга мне не очень понравилась. Много в ней описательного, причем того, с чем любой, кто смотрит ТВ, и так знаком, много оценочного, а вот анализа методов воздействия практически нет совсем. И вот последнего-то как раз (а не отсылок к обрядовости, карнавализации и прочим культурологическим понятиям, честно говоря, мало понятным) хотелось от книги – почему, если ТВ, как водится, «отвечает чаяниям» (из чего выбирает соответствующий инструментарий), наш зритель такой? И зачем нашему зрителю такое ТВ? И т.д.

Из полезных моментов – прослеживание связей нашего ТВ с западным, в том числе, какие «болезни» мы переживаем вслед за западной ТВ-культурой. И вот тут крайне важным, на мой взгляд, является введение, вслед за западными исследователями, в обращение термина «инфотейнмент» (по аналогии с интертейнмент – «развлечение»), то есть построение выпусков новостей, информационных программ по драматическим законам, со своим внутренним сюжетом. Цель такой информации прежде всего вызвать определенные эмоции (основные – умиление и страх – поуспокаивать и повозбуждать), что позволяет манипулировать зрителем, так как ему это нравится.

Другой важный термин – «социальные маски», то есть закрепление – для простоты восприятия (что при сложной картине реального мира тоже есть способ манипулирования: большинство зрителей будет смотреть то, что проще) – за телеведущим определенного легко узнаваемого социального типа, с которым очень просто вступать в эмоциональный контакт (так как его поведение предсказуемо), но который, как мы понимаем, к реальному человеку может не иметь никакого отношения.

Еще один крайне актуальный термин – «трэш»-журналистика, то есть смакование всякой мерзости, того, что, с одной стороны, отталкивает людей, но, с другой – притягивает, так как в любом страхе есть большой процент Тайны, которая провоцирует любопытство. «Трэш»-журналистика – тоже один из элементов превращения потребления информации в развлечение.

Есть и еще несколько любопытных моментов, но тогда придется слишком подробно останавливаться.
1 фильм
«Дикое поле»
Режиссер: Михаил Калатозишвили
Сценарий: Петр Луцик, Алексей Саморядов
В ролях: Олег Долин, Роман Мадянов, Юрий Степанов.
Жанр: драма
Россия - Казахстан, 2008

Из аннотации: «Молодой врач по имени Митя приезжает на работу в казахстанскую степь. Его новым домом становится поселок в двухстах километрах от Алма-Аты. Местные жители начинают приходить к новому доктору не только за медицинской помощью. Они рассказывают ему о своих проблемах, радостях и несчастьях. Постепенно Митя проникается любовью к своим соседям. Сам главный герой ждет невесту, которая должна приехать к нему из большого города. Вскоре девушка действительно приезжает …»

Фильм, набравший уже столько призов, что для перечисления хоть делай специальное приложение!..

Для понимания внимания к фильму, нужно знать, кто его авторы сценария – очень ценимые в киносообществе, ныне, к сожалению, уже покойные. Петр Луцик, снявший потрясающую «Окраину» (если еще не смотрели), сам хотел снять «Дикое поле», но не успел…

Другим важным моментом является тот факт, что сценарий был написан в конце 90-х, и вот тут возможны разные точки зрения, каким временам посвящен этот фильм. На мой взгляд, его атмосфера вполне подходит и к сегодня. Когда один из героев фильма – капитан милиции в исполнении Романа Мадянова – постоянно повторяет, что, типа, «ой, чую я, что беда близко», или другой, на жалобу врача об отсутствии лекарств, апокалиптически предрекает, что «скоро вообще ничего не будет», то вот для меня это самое что ни на есть актуальнейшее настроение.

Вернусь к аннотации. Снимали-то, да, в Казахстане, но подается все как происходящее в России (и уж тем более речи нет о том, что это в 200 км от Алма-Аты), учитывая, что практически все действующие лица – русские. Правда, тем не менее не понятно, какое отношение степь… Степь… Дикое поле… не в смысле образа вообще, а в конкретном его географически-пейзажном наполнении (ведь не просто степь, а степь в близком соседстве с горами) – какое все это имеет отношение к России, имея в виду прежде всего ее традиционный пейзаж… Если же речь идет о неком Приграничье, то тема эта тоже никак не подкреплена сюжетно.

Степь. Дикое поле. Апокалипсис… На самом деле в фильме очень много символизма, в том числе и связанного с главной загадкой сюжета – трактовки его финала, но тут уж каждый из просмотревших пусть сам себе толкует.

Фильм на общем фоне современного российского кинематографа, конечно, заметный. Серьезный. С острыми, до крови, вопросами. Яркими типажами, запоминающимися человеческими портретами. Первая половина фильма, пока только разворачиваются события, выкладываются, так сказать, условия задачки, которая будет дальше решаться, очень сильная.

А со второй половины мне стало скучно. Авторам дальше, на мой взгляд, не удалось сказать больше того, что уже было сказано. Как-то полезли в кадр все недостатки фильма, а надежда, что великолепный зачин воплотится в Потрясающий Финал, так и не оправдалась.

И главный герой какой-то деревянный, которому не сопереживаешь (тем более что актер сыграл довольно бедно по эмоциональной палитре). И накал страстей затух. И лирическая линия какая-то банальная. И все эти пейзажи с длительными проездами по пыльным дорогам на мотоцикле с коляской уже были («Лунный папа», «Эйфория»). И какая-то неубедительность и неестественность картинки – эстетство и манерничанье. И подчеркивание черт русского человека на грани с «клюквой». И желание быть многозначительнее всех…

И прошли всего сутки с момента просмотра, а впечатления остались очень редкие и отрывочные…

В общем, не Ах!..

1 фильм

«Райское озеро»
Eden Lake
Режиссер: Джеймс Уоткинс
В ролях: Келли Рейлли, Михаэль Фассбендер, Томас Таргус, Бронсон Уэбб
Жанр: триллер
Великобритания, 2008

Из аннотации: «Молодая парочка едет за город, чтобы провести романтический уикенд на берегу Райского озера вдали от людей, в диком лесу. Стив и Дженни планируют пожениться, прожить долго и умереть в один день. Никто из них не думал, что страшная смерть уже близко, и этот день наступит завтра. Шайка тупых и агрессивных подростков, шарившая по лесу в поисках приключений, натыкается на лагерь «молодоженов». Чтобы повеселиться и позлить «взрослых», они крадут их вещи, ломают автомобиль и, в конце концов, нападают на Стива. Войдя в раж кровавой расправы, они уже не могут остановиться. Дженни спасается бегством, но не в силах оторваться от преследователей, затеявших с ней жестокую игру в кошки-мышки. Сумеет ли она невероятными усилиями вырваться из этого ада?..»

Триллер с большим количеством зверств, натуралистичных подробностей. Без хэппи-энда.

Сюжет же, на мой взгляд, надуманный. Сочиненный
– при помощи довольно топорных средств – чтобы попугать добропорядочных граждан, обывателей, внушить страх перед «глубинкой». Так как источник ужаса – реальные земные подростки (а не что-то внеземное, непонятное, нечеловеческое), незамысловато упрощенные до «шайки тупых и агрессивных», с минимальным набором эмоций и чувств по актерской игре, лишенные какой-то иррациональности (возможно, за счет недостаточных актерских данных), то Страха не возникает.

В начале фильма, в течение нескольких секунд – типа, радио работает в машине – приводится реальное идеологическое обоснование будущим ужасам – в репортаже обсуждается проблема, что в Великобритании из-за отсутствия должного государственного внимания растет подростковая преступность, – но сделано все было настолько прямолинейно, что сразу стало понятно, чему будет посвящен фильм.

Мне «Райское озеро» посоветовали посмотреть, а я не буду.

ссылки

Alexi Worth – художник, задающий интересные ракурсы
http://community.livejournal.com/art_links/1258787.html

Таинственное в представлении петербургских подростков (блиц-опрос)
http://gazeta-vo.narod.ru/

Петербургская «Ночлежка» отмечает день рождения
http://www.pravonadom.spb.ru/main.php?g=articles&c=78&v=i&i=1700


В избранное