Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.05.10.08


 К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 05.10.08

1,5 книги
Анна Борисова
«Там»
+
Марк Твен
"Путешествие капитана Стормфилда в рай"
1 фильм
«Плюс один»
Россия, 2008

+ ссылки
1,5 книги

Анна Борисова
«Там»

М.: КоЛибри, 2008

От издателя: «Этот роман, одновременно страшный и смешной, пробует дать ответ на вопрос, который все хотят, но боятся задать: что ожидает человека после смерти? Перед вами почти энциклопедическое исследование всех основных гипотез, как канонически-конфессиональных, так и нерелигиозных, о том, как устроен Загробный Мир. Похоже, что Анна Борисова уже побывала «там» на экскурсии и хочет поделиться с нами своими впечатлениями...»

Книга Логинова «Свет в окошке», при которую я писал в начале сентября, как-то, несмотря на серьезные претензии, меня зацепила. Что же, что же Там?.. И решил я прочитать рассказ Марка Твена «Путешествие капитана Стормфилда в рай» (о нем ниже), который вспоминают персонажи книги Логинова, и удачно, что у знакомых нашелся нужный томик. И в этот же самый период, делая заказ в Интернет-магазине, в очередной раз наткнулся на рекламу книги Борисовой. Не удержался – сунул в корзину.
Книга мне не понравилась. Разве что формат удобный и по объему небольшая. Никаких художественных ценностей, кроме жесткой структуры, я в ней не нашел. Сухая, изобилующая массой бесполезных деталей. Одна, скажу так, голая схема, не вызывающая эмоций, сопереживания.

По сюжету, есть несколько персонажей, которые находятся в баре в аэропорту. Идет, по цепочке от одного к другому, описание каждого персонажа от первого лица, который как бы вот в этот момент об этом думает, через историю, демонстрирующую взгляд на жизнь, на мир. Надоел этот прием, но ладно, читаю дальше.
Нужно отдать должное мастерству («энциклопедичности») Борисовой, которая каждый раз за героя пишет по-разному – каждый раз знакомишься с действительно разными людьми – по возрасту, полу, интонациям, воззрениям, вероисповеданию, культуре. Другое дело, что читать о некоторых было очень скучно – пусто- и многословие, штампы. Честно признаюсь, пробегал некоторые страницы по диагонали.
Из всех персонажей сюжетообразующим является террорист-смертник. Из-за него – однако случайно (так как все должно было произойти в самолете) – бар взлетает на воздух.

Далее, по цепочке же, описание, как каждый из героев пережил взрыв (в смысле – что чувствовал, так как если буквально, то никто не пережил, а все умерли)… Если кратко, то вылетим все в трубу… И… вот никогда не приходилось, к счастью, проходить границу между жизнью и смертью, а вот читаю – и не верю!..

Следующая цепочка рассказов – описание, что происходит с героями Там.
И вот тут-то полное и окончательное разочарование. Никакой обещанной энциклопедичности, особого разнообразия (только не надо говорить, что однообразие является свидетельством правдивости) я лично не усмотрел. Все примерно одинаково у всех персонажей, за исключением некоторых, привязанных к культуре, деталей. Все это уже встречалось часто и в кино, и в литературе. Все, мягко говоря, весьма незамысловато, а главное – как-то бессмысленно, оставляя висеть множество вопросов. Почему именно вот так Там? Почему именно эти люди стали персонажами, глазами которых читатель видит, что Там? Почему они были объединены именно в этом составе? (Если автор рассчитывал представить все основные социальные типы, то получилось-то крайне поверхностно и наивно.) Какая связь с терактом? Почему не просто, например, погибшие в ДТП? И уж, конечно, совершенно абсурдное – зачем рассказывать от первого лица о загробной жизни погибшего пса? Кто даже в ситуации художественного вымысла поверит в эту чушь?!
В общем, я ничего не понял.

Сильно раздражают произведения, на протяжении которых никак не можешь дождаться, когда же что-то начнется, а в конце выясняется, что ничего и не будет. «Там» из этого ряда.
Если подобная концепция («длящееся ничто, заканчивающееся ничем») специально заложена в книгу Борисовой, и она (концепция) и есть то закодированное сообщение о том, что нас всех ждет Там, тогда да, вроде как бы нетривиальный художественный прием.
Но, боюсь, такое оправдание – удел хитрых, но слабых художников.

Марк Твен
«Путешествие капитана Стормфилда в рай»

Избранные произведения, т.2.
Пер. с англ.: В.Лимановская
М., Государственное издательство художественной литературы, 1953.

Рассказ Марка Твена не показался интересным и заслуживающим внимания. К тому же он какой-то оборванный, как будто автору он сам надоел.

Сюжет очень простой, линейный. Герой, старый моряк, умирает, добирается Туда, путешествует до точки назначения, встречает по пути разных людей и не-людей (залетев, по ошибке, в рай для других цивилизаций), обосновывается, начинает изучать порядки… Все это напоминает фантастический рассказ о путешествии в другие миры благодаря полученным сверхспособностям. Того, что ждешь от описания состояния после смерти (что будет с памятью, ощущениями, чувствами), нет и в помине. Человек просто остается самим собой, а дальше бесконечная жизнь. Читается как безнадежно устаревшая и наивная информация. Да не пересекутся мои пути Там с Марком Твеном или его оголтелыми фанатами!

Уж насколько неубедительным казалось описанное Логиновым, но он хотя бы ставит какие-то важные нравственные вопросы!..

1 фильм
«Плюс один»
Режиссер Оксана Бычкова
романтическая мелодрама
Россия, 2008
В ролях: Мадлен Джабраилова («Эйфория»), Джетро Скиннер, Владимир Ильин («Гениальная идея»), Андрей Мерзликин ("Бумер"), Евгений Цыганов («Дети Арбата»).

Из аннотации: «В старой московской квартире живет одинокая переводчица Маша. Однажды ранней весной в столицу приезжает всемирно известный постановщик кукольных шоу Том Гринвуд вместе со своей смешной пучеглазой куклой Дигги, чтобы провести мастер-классы для молодых российских артистов. Встреча Маши с Томом меняет всю ее жизнь, дарит любовь, на которую в душе надеется каждый…»

Предыдущий фильм Бычковой – «Питер ФМ». Кому понравился он, понравится и «Плюс один». Если любите немножко печальные, мягкие романтические истории, если испытываете тоску по любви, если верите в то, что можно однажды проснуться и почувствовать, сладко потягиваясь, что вау! жизнь-то классная! – посмотрите. Пробьет! (Если не ждать каких-то открытий и не быть занудой, как я;0)

Много симпатичных, тонких вещей (мизансцены, сценки, пейзажи, недоговоренности, намеки, взгляды), не имеющих прямого отношения к сюжету, но очень важных для создания соответствующей лирической атмосферы. Сюда же эпизодическое появление «необязательных» персонажей в исполнении Ильина, Мерзликина, Цыганова.

Очень обаятельная главная героиня.
Это о плюсах.

О минусах. Вот этот натужный оптимизм, позитив ради позитива с середины фильма начинает бесить. Есть у меня несколько знакомых, которые считают, что надо быть проще, уметь раскрепоститься, и любят поучить, как надо, и покритиковать других за мрачность, сложное отношение к жизни. Так вот, на мой взгляд, как раз их жизнь – тоска смертная и лицемерие. И уж они-то точно не умеют жить (что не значит, что я знаю, как это). И только в таком кино они находят подтверждение своим взглядам. Впрочем, сложная это тема.

Не понравился мне совершенно мужской герой лирической истории – в исполнении иностранного актера. Женщинам, наверно, виднее, но мне он показался пустым и уж точно лишенным клоунского очарования и чувства юмора, несмотря на то, что, по сюжету, якобы всемирно известен и приехал учить Россию улыбаться. Ага! Студенты выглядели ярче!
Есть такой тип клоунов – «рыжие». Вот этот такой. Не оригинальный и не смешной. Хотя, возможно, это не мой тип юмора.

Сама лирическая история (ах, соединение двух сердец!.. кружите меня! кружите!) – какая-то дешевая и неубедительная. (Не надо, как мне кажется, путать любовь и остроту чувств при возникшей близости.)
И так уже, признаюсь, достало, извините, использование алкогольного опьянения как универсального киносредства демонстрации того, что человеку плохо, тяжело! Умоляю! Ну хватит! (Уж не говорю про то, что пьют и пьянеют только на тот период, когда нужно не стоять на ногах, чтобы донесли до постели…)

Но в заключение скажу так. При чтении моей рецензии (да и не только, понятно, моей) важно учитывать различную – зависящую от субъективных факторов – силу попадания под гипноз созданной Бычковой атмосферы. Несмотря на все для меня минусы, сам я верю в то, что много тех, кто был и будет очарован этим фильмом. И будет им хорошо. (Правда, сам я, в силу субъективных факторов, не знаю, хотелось ли бы мне быть на их месте.)
арт-ссылки
Harriet Logan. «Детские» лица
http://denis-kovalev.livejournal.com/32391.html

Vhils (Alexandre Farto). Уличный художник. Оригинальный стиль трафаретов и графическое оформление
http://community.livejournal.com/art_links/1142031.html

социальное

поделиться теплом с человеком, которому холодно, – чаще всего нетрудно и недолго
http://gerro.livejournal.com/203447.html

о «качестве» СМИ: пример непрофессионализма журналиста газеты «Комсомольская правда»
http://www.pravonadom.spb.ru/main.php?g=articles&c=18&v=i&i=1568


В избранное