Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.28.09.08


*
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 28.09.08

1 книга
Юрий Назаров
«Рядовой Великой войны. От десантника до стрелка НКВД»
1 фильм
«Мамма миа!»
Великобритания-США, 2008

+ ссылки

 1 книга

Юрий Назаров
«Рядовой Великой войны. От десантника до стрелка НКВД»

Серия: «Война и мы. Окопная правда»
М.: Яуза, Эксмо, 2007, 424 стр.

Из аннотации: «Фронтовая судьба автора этой книги складывалась драматически. Брошенный в пекло боев в излучине Дона летом 1942 года, он на своей шкуре испытал страшные удары немецких моторизованных соединений, хаос отступления, слышал вой немецких пикировщиков и стоны раненых. Ему суждено было попасть в плен, пройти голод, побои, терпеть унижение, но выжить, вырваться из неволи и вернуться в ряды Красной Армии. С ней он прошел по раскисшим дорогам весны 1943 года от Ростова до Миусса, пережил голод, холод и бесконечные обстрелы. Отсюда попал в госпиталь, а затем – в полк НКВД, участвовал в установлении порядка на юге России, депортации чеченцев и ингушей, охране Ялтинской конференции и многих других операциях.

Вся эта удивительная и захватывающая военная одиссея описана автором с точки зрения рядового участника, и такое до мелочей подробное и бесхитростное описание позволяет нам взглянуть на жизнь в тылу, на фронте и в оккупации глазами очевидца».

Кажущиеся необычными военные мемуары. Призванный в первые месяцы войны, автор в течение почти года обучается в тылу десантному делу: такая длительная подготовка никак не объясняется, что, честно говоря, вызвало удивление. На фронт попадает уже не десантником (зачем так долго готовился?), где довольно скоро со своим подразделением попадает в мясорубку, в полный хаос, брошен командирами. Оказывается в плену, откуда пытается несколько раз сбежать – в итоге, с блужданиями по прифронтовой полосе, удачно. У своих определяется сразу в маршевые роты – и снова на фронт. Далее – госпиталь. Вылечившись, при распределении оказывается в войсках НКВД – охрана и патрулирование в тылу. Участвуя в спецоперациях по выселению чеченцев и ингушей, не понимает вместе с другими, как такое может происходить, и удивляется покорности населения. В конце войны и после несет службу в Западной Украине, воюя с бандеровцами.

Плохая, а местами очень плохая (иногда принимающая форму отсутствия) редактура затрудняет чтение, что при вроде бы совершенно не героической судьбе солдата делает книгу малоценной, но нет – это настоящий Документ. Документ о жизни рядового человека, попавшего, простите мне штамп, в Жернова Истории.

Особая ценность воспоминаний Назарова в том, что в них он уделяет очень большое место (соответственно, значение) быту солдата – сну, еде, условиям проживания. Эти составляющие жизни человека представлены в таких подробностях, что невольно задаешься вопросом, каким образом ему удалось удержать все это в памяти (про ведение записей не упоминается). Но именно такая дотошность позволяет увидеть, в каком полуживотном состоянии находились люди, какие они переживали неудобства, лишения, ужасы. От того, что им это казалось обычным – «так все жили» или «человек привыкает ко всему», – все кажется еще более мрачным.

Говоря о важности сна-еды-условий для солдата Назарова, я имею в виду прежде всего их отсутствие. В возрасте от 18 и выше, на которые пришлась война, главное, чего хочет Назаров, – это нормально поесть, выспаться, оказаться в сухом и теплом месте. Сам он не жалуется, не возмущается, но читаешь про это вечное чувство голода, про полуобморочные состояния от постоянного недосыпа, о холоде, о влажной-мокрой одежде, вшах, мышах – волосы шевелятся!
Само описание боев, при этом, проходит лишь как эпизод.
В общем, для тех, кто хочет избавиться от «военной романтики», «Солдат Великой войны» – хорошее противоядие.

Помимо свидетельств о войне, книга – очень хороший документ советской эпохи. Образец полузомбированного состояния простого советского человека (да простят меня пожилые люди, если они читают). При реалистичном описании того, что с ним происходит на личном уровне, стоит Назарову только «удариться в политику», как, такое ощущение, в человеке включается какое-то записывающее устройство – полились речи в духе советской пропаганды и риторики – как будто читаешь передовицы газет. Тем трогательнее и, вместе с тем, трагичнее все это выглядит, что сам он этого не замечает.

И такое наблюдение, касающееся еще нераскрытых тайн войны. В воспоминаниях Назарова, как типичного представителя своего поколения, у которого было строгое табу на описание сексуального опыта, очень интересно было встречать оговорки в духе Фрейда. Молодой, здоровый мужчина ничего не рассказывает, как у него было с «этим», и я бы вообще не стал поднимать эту тему, если бы регулярно не натыкался на то, как он описывает встречавшихся ему на дорогах войны женщин. Назаров обязательно указывает, как она выглядит, как на ней сидит форма (если она военная), во что она одета (если гражданская), стройная ли она, возраст. Почему ему важны были эти детали, как и мысли о еде, сне и прочем, думаю, понятно.

Какая, вообще, трагедия все это!..

Лишь бы только не было войны!..

 1 фильм
«Мамма Миа!»
Mamma Mia!
Режиссер: Филлида Ллойд
В ролях: Мерил Стрип, Колин Ферт, Пирс Броснан.
Великобритания, США, 2008, 120 мин

Будучи поклонником творчества группы «АББА», не мог не сходить на киномюзикл, основанный на ее песнях. То, что в нем снялись такие актеры, только усилило интерес. Сразу скажу, что не могу сравнить фильм с мюзиклом, на основе которого он поставлен. Не был также и на отечественном варианте.

Фильм – Праздник! Это если, конечно, не придавать большого значения убогому сюжету. Правда, временами сделать это очень трудно – настолько он убог: не слишком изощрялись сценаристы, пытаясь создать что-то связное и логичное на основе песен, точнее, текстов. Но, тем не менее, если нуждаетесь в двухчасовом радостном отдыхе, любите песни и плакать от счастья – надо идти.

Поют сами актеры, что сначала удивляет, так как явно отличается от оригинального исполнения, а потом быстро привыкаешь: хорошая аранжировка, музыкальное сопровождение, великолепная актерская игра (искренность при отсутствии вокальных данных) – и, в результате, ощущение, что так и надо.

Очень хорошо, что поют на английском (а не дублированные перепевки на русском, за что отечественным кинопрокатчикам большое спасибо), а текст переведен в субтитрах. Никогда не знал, о чем поется в песнях «АББЫ», но тут понял, что тексты очень простые, а главное – очень удачно укладываются в сюжет (хотя лучше сказать наоборот – сюжет на них построен).

Замечательные танцы! Очень простые и эффектные драматические ходы – любители сентиментального запаситесь платками.

Все действие происходит на греческом острове, в окружении моря, летом, то есть потрясающие красоты пейзажей как фон!..

Все так идеально? Не совсем. При всем уважении к таланту Мерил Стрип (считаю ее одной из выдающихся актрис нашего времени, внимательно слежу за ее творчеством), не могу, к сожалению, не отметить, что с этой ролью она, скажем мягко, немного опоздала. Как бы она сама ни была великолепна, как бы ни старалась, какими бы мастерами ни были гримеры, но…

А закончить хочу на позитиве. После просмотра обсуждали фильм и пришли к выводу, что неплохо бы снять продолжение – у «АББЫ» еще достаточно хитов.
 арт-ссылки
Kakofonia
http://community.livejournal.com/art_links/1133819.html

Майкл Кенн. Художественная фотография
http://sninkers.livejournal.com/97907.html

музыка

Музыкальные вкусы подростков (по результатам опросов петербургских школьников)
http://gazeta-vo.narod.ru/musicnews05_2.htm#LP

социальное

Бездомный – Бездомному. История для поднятия духа
http://www.pravonadom.spb.ru/main.php?g=articles&c=67&v=i&i=1560


В избранное