Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум


*
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и лаконично.]

выпуск 280108

1 кино
«Фидо»
реж.Эндрю Карри
1 кино
«Мечты о Калифорнии»
реж.Кристьян Немеску
1 книга
Роса Монтеро
«Дочь Каннибала»

 1 кино

«Фидо»
Режиссер Эндрю Карри
Канада, 2006

Замечательная идея из литературного источника, но в результате получился кино-труп.
Про режиссера ничего не знаю, из известных актеров на втором плане засветился Тим Блейк Нельсон.
Зачин сюжета: какой-то там инопланетный вирус стал оживлять мертвецов, полчища зомби пошли войной на людей, люди победили, превратив зомби, посредством специальных усмиряющих ошейников, в своих рабов, слуг.
Все происходит как бы в 50-х годах прошлого века, в смысле, такой избран антураж. Типичная американская или канадская семья берет в слуги зомби, «так как уже стыдно перед соседями», у которых таких несколько. Отец, правда, почему-то сопротивляется (позже узнаем причину), но его удается уговорить. В семье единственный ребенок – мальчик-подросток, который из-за недостатка друзей и отсутствия внимания со стороны родителей находит в зомби нового друга. Дальше сюжет развивается по схеме «зомби человечнее, чем живой родственник или одноклассник». Учитывая пытливость мальчика-подростка, задающего вопросы, типа «Если Бог любит всех, любит ли он зомби?», «А зомби, они живые или мертвые?», универсальность метафоры «зомби» по отношению ко всем живым тупицам и моральным уродам, фильм мог бы превратиться в конфетку. Однако не случилось. Просто отвратительная игра актеров, хотя лучше сказать – абсолютно никакая, в общем, доверия никому; ощущение затянутости, как будто снимал зомби; отсутствие свежих сюжетных решений – все это превращает просмотр в сплошное вытягивание жил, тем более мучительное, когда понимаешь, как все это можно было бы вкусно снять (разумеется, сидя на трибуне, всегда знаешь, как надо было бить по воротам и кому пас отдавать;0)
Название никак не объясняется. Просто мальчик, когда приходит время дать имя зомби, говорит: «А давайте назовем его Фидо!» А почему? А вот так. Папа во время обеда потом удивляется: «Фидо? Странное имя», и продолжает есть. Слава богу, действительно, и без «Фидо» есть чего смотреть.
(Уже когда написал рецензию, выяснилось, что это популярное в Америке имя для собак, типа «Тузика» или «Дружка».)

1 кино

«Мечты о Калифорнии» (California Dreamin’)
Режиссер Кристьян Немеску
Румыния, 2007

«Мечты о Калифорнии», «4 месяца, 3 недели и 2 дня» – наверно, критики, обгоняя паровоз, уже заявляют о «новой румынской волне». В любом случае, можно говорить о каком-то новом кинофеномене или нет, конкретно эти два фильма заслуживают, чтобы их не пропустить.
«Мечты о Калифорнии» – великолепное кино. Не с точки зрения визуальной изысканности, нового киноязыка или слова, но с точки зрения глубины социальной правды (не люблю пустых пафосных заявлений, но в данном случае пафос не пустой – вы не видите, но я держу руку на сердце). В общем, фильм не заинтересует тех, кого не волнуют многоуровневые социальные драмы, политика, возможности кино как инструмента исследования и анализа истории, жизни общества. Те, кого да, сюда.
Режиссеру Кристьяну Немеску на момент работы завершения работы над «Мечтами» было 27 лет. Факт поразительный, учитывая, какой мудрый и зрелый получился фильм. Но можно об этом и не знать, а просто восторгаться этими качествами.
Еще можно не знать, что Немеску погиб в автокатастрофе, – к фильму это не имеет отношения. Но можно с большим сожалением задуматься о том, что любопытство и интерес к тому, что он смог бы еще сделать, останутся не удовлетворенными.
Из актеров в фильме мне и большинству, уверен, знаком только Арманд Ассанте, сыгравший американского военного.
О сюжете. Румыния. Наше время, точнее, период военного конфликта в Югославии. НАТО, по договоренности с румынскими властями, железнодорожным путем хочет довезти до места боевых действий радиолокационное оборудование, которое сопровождает группа американских солдат во главе с Ассанте. В стране полный бардак, разруха, дикая экономика. На какой-то провинциальной, заштатной станции на пути поезда встает неодолимое препятствие – местный Хозяин – начальник этой станции, испытывающий очень сложные, замешанные на личной истории и личных качествах, на истории страны, национальном достоинстве, чувства к Америке, НАТО, своей стране, своему городу, своей станции, своим землякам, своей дочери. (Он не столько главный герой, сколько центр фильма, вокруг которого закручивается и сжимается пружина действия.) Идя на принцип, он требует у американцев сопроводительных документов, которых у них, учитывая только неформальное согласие властей, нет. Поезд дальше не идет. Хозяин упивается своей властью. Пока в обстановке бюрократической волокиты, бардака, безответственности ищутся государственные лица, способные дать формальное разрешение, поезд стоит. Ситуацией пытаются воспользоваться местный мэр (ему нужны инвестиции), местные девушки (уставшие от провинциальной скуки и моментально сошедшие с ума от американских военных), румынский переводчик (прикинувшийся американцем, чтобы заслужить любви), американские солдаты…
Обилие экзотики и при этом столько всего узнаваемого… Праздник, который устраивают местные жители для уважаемых гостей... Молодежная вечеринка с очагами американо-румынской любви... Местные забастовщики, протестующие против диктатуры Хозяина, нуждающиеся в помощи американцев, которым он тоже как кость в горле... Регулярно возникающие комические ситуации, уже неоднократно обыгранные в отечественном кино, но в «Мечтах», слава богу, не переходящие грань пошлости... Засасывающее болото глубинки, против которого бессильна военная машина НАТО, с замечательным вкраплением темы Дракулы, который родом из… Понимание невозможности совершать какие-то поступки и невозможность их не совершать… Внезапно возникающая жестокость гражданской войны… Очень мастерское обыгрывание названием фильма одноименной популярной песни, приобретающей от увиденного новое звучание… Надо слушать. Надо смотреть.

1 книга
Роса Монтеро
«Дочь Каннибала»
Пер. с исп. Н.Малыхиной
М.: «Иностранка», 2006

Роман был признан самой популярной книгой года в Испании. Если такая книга становится самой популярной – замечу, не самой лучшей, а именно самой популярной, – то испанской книжной ситуации можно позавидовать. У нас-то самым популярным становится, как правило… Но не о нас речь.
В последующей экранизации книги главную героиню сыграла Сесилия Рот, звезда фильмов Альмодовара. Фильма не видел, но хорошо вижу актрису в этой роли.
«Роман построен на почти детективном сюжете: в аэропорту похищен муж героини; растерянная и испуганная сорокалетняя женщина, не доверяя полиции, начинает собственное расследование. Вместе с ней читатель втягивается в сложную и запутанную историю, участниками которой становятся бывший боевик-анархист, полицейские, судьи и наемные убийцы. Расследование становится все более драматичным и в коне концов погружает героев в мир международной организованной преступности…» Цитирую из аннотации, чтобы самому не пересказывать то же самое – все так и есть. Чего в романе я не нашел, так это «В круговерти событий героиня переосмысливает свою прежнюю жизнь, по-новому видит окружающий мир, своих близких и – наконец-то – понимает своего отца, по прозвищу Каннибал». То есть да – и переосмысливает, и по-новому видит, но вот чья судьба ее волнует меньше всего, так это ее отца. Кстати, название романа – наверно, придумано больше для эпатажа, если не для метафорического описания Испании – страны, в которой ее жители, похоже, только тем и занимаются, что пожирают (в образном смысле) друг друга. Каким образом это происходит, узнаете из книги.
Помимо сильной и увлекательной детективной линии, проходящей через весь роман, скрепляющей его как скелет, богатство и роскошь вкрапленных в роман историй, действия, чувств, географии таково, что только успевай проглатывать (на пережевывание времени уже нет – подается новое кушанье). Тут вам и кризис среднего возраста, и безоглядная любовь с молодым человеком, и яркие и сочные рассказы старика-соседа, перебывавшего всем, кем нужно было быть в Испании, если уж родился в этой стране в то время, – анархистом (лично мне очень интересно и это движение, и любые новые подробности того, что происходило в Испании в 30-х), тореадором и пылким влюбленным, и нетривиальный финал детектива.
Что сильно портит книгу, так это авторские отступления устами главной героини, в которых – достаточно частых, чтобы не обращать на них внимание, – подводятся Итоги и делаются Обобщения по поводу Жизни. При том с таким апломбом, с такой претензией на Мудрость! При том, что сама героиня – «растерянная и испуганная женщина», еще и достаточно ироничная, которой бы такое в голову никогда не пришло.
В наше динамичное время книга, на мой взгляд, должна обладать обязательным важным качеством – компактностью и легкостью (на вес). В этом смысле «Дочь Каннибала» весьма современная книга. Не то что кирпич романа «Тень ветра» Карлоса Руиса Сафона, которую сейчас читаю. Еще и не так интересно. Правда, было обещано, что все впереди.

1 февраля. Санкт-Петербург. ДК им.Ленсовета.

БГ, СПЛИН, Billy's Band и др.

Концерт в поддержку бездомных Петербурга

Пожалуйста, будьте великодушны к тем, кто не имеет то, что есть у вас...

Арт-Процессор:

В избранное