Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум вып.221007


*

К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии на одну книгу, один фильм, один музыкальный CD
от группы профессиональных читателей/зрителей/слушателей.
Честно, эмоционально, лаконично.]

выпуск 221007

The Big выпуск:
вместо трех - ШЕСТЬ! рецензий
(на самом деле потому, что сразу за два раза;0)
2 книги
Ричард Бротиган "Грезы о Вавилоне" - из рассылки Валерия
Дэвид Лисс "Заговор бумаг"
2 фильма
"Грибы"
"Доказательство смерти"
2 CD
Punk TV "Punk TV"
13 Легион "Охота на волка"

2 книги

Ричард Бротиган
"Грёзы о Вавилоне"
"Азбука-классика", 2005.

[В нашей рассылке уже была рецензия на эту книгу. Публикуем другую точку зрения]
В этой рассылке я немного отошёл от принципа сообщать о прочитанных книгах, вышедших недавно. Так получилось, что один мой знакомый с большим удовольствием прочитал "Следствие сомбреро" этого автора и поделился со мной своими впечатлениями. И тут, как нельзя, кстати, мне попадается роман «Грёзы о Вавилоне». Решил прочитать.
Ранее я у Бротигана читал только «В арбузном сахаре». Совершенно не помню о чём книга, но одному любителю в своё время порекомендовал эту книгу таким образом:
– Это чтение для свихнутых на маргиналах мозгов. Как сказано в краткой аннотации – "это литература не похожая ни на что". Ей ещё не придуман жанр. Что тут придумывать, если книгу писал взрослый человек с мозгами 6-летнего ребёнка.
Про роман «Грёзы о Вавилоне» такого не скажешь. Читается легко, с интересом… Но, когда дочитываешь до конца, остаёшься разочарованным: всё-таки книга, написанная в 1942 году, в наше время воспринимается совершенно по-другому. Поэтому цитатам из высказываний критиков того времени (они помещены на обложке) верить не стоит. Кроме того, автор в некоторых абзацах ссылается на внешний облик известных в то время людей (главным образом киноактёров), которые современному читателю неизвестны, что сильно снижает эффект восприятия героев романа.
Подобной литературы сейчас пруд пруди. Особенно, о закретинелых бездельниках и неудачниках. Об этом многие авторы пишут с наслаждением, и я тоже, но в рецензии на книгу «Кое-что о Билли» (рассылка от 20.09.07).

Валерий
(рассылка "Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно")

Дэвид Лисс
«Заговор бумаг»
пер. с англ. Ирины Нелюбовой
СПб.: Азбука-классика, 2006

«Впервые на русском – выдающийся исторический детектив, лауреат премии «Эдгар» за лучший дебют 2000 года. Бенджамин Уивер – бывший знаменитый боксер, а ныне частный детектив – разыскивает пропавшие вещи и выбивает долги для своих аристократических клиентов в имперской столице – Лондоне. Очередной заказчик поручает ему расследовать убийство его собственного отца, биржевого маклера, с которым Уивер десять лет не общался…» (из аннотации)
Я не люблю толстые книги, но знакомый пообещал, что это один из лучших детективов, которые он читал за последнее время. Но мне, забегая вперед, все-таки ближе оказалось мнение другого моего – хорошего – знакомого, который, когда узнал, что я читаю, скривился: «Ну, не знаю!..» Я, к сожалению, тогда уже прочитала около половины – не бросать же...
Буду справедлива, сначала мне книга очень понравилась. Действительно, впервые за долгое время я, представить себе такого не могла, спешила домой, чтобы поскорее продолжить. Неожиданный герой, неожиданное время, огромное количество исторических и бытовых деталей о жизни Лондона начала XVIII века, какая-то свежесть взгляда рассказчика при описании персонажей, лаконичность, эмоциональная яркость и динамичность. Но вот стоило герою окунуться во все эти финансовые дела, биржевые махинации, проблемы перехода с золотых монет на бумаги, появление акций, как я сильно заскучала и, сколько ни старалась, ничего не смогла понять. Однако продолжала тщательно следить за детективной линией. Но и в ней в конце концов запуталась, так как Лисс уж больно сильно углубился в эти козни финансистов и, по-моему, забыл, что не все читатели заканчивали Финэки. Я вот девушка гуманитарного склада, мне бы чего-нибудь попроще.

Наталья Гон

2 фильма

«Грибы»
Shrooms
Ирландия, 2007

Складывается ощущение, что многие хорроры последних лет сняты по одной модели: группа молодых людей, отдых на природе, таинственный маньяк, страшные убийства, искусственная тревожность и клиповый монтаж. В случае «Грибов» привычную схему разбавили наркотическим элементом – грибами – именно это, вероятно, открыло новые возможности и ходы для развития сюжета. В остальном же картина получилась вполне обычной и отвечает тенденциям последних лет. Упор делается не на тонкую режиссерскую работу или операторские ходы, направленные на создание и поддержание тревожного напряжения по ходу всего фильма, а на довольно нелепую натуралистичность, с которой авторы обычно демонстрируют склизких уродов с синими слоящимися ногтями и лужи крови, обильно присутствующие в каждой сцене. От этого делается не столько страшно, сколько отвратительно до той степени, когда смотреть на экран не хочется. Поместив место действия в леса Ирландии, создатели однозначно сэкономили на декорациях. Фактически, соблюдается единство места, времени и действия, когда находящихся в псилоцибиновом плену подростков гоняет по чаще и с убивает зловещая нечисть, показанная во всем возможном уродстве. Финал своей оригинальностью обязан все тем же грибам. Однако единственная мысль, которой задается сознание при виде финальных титров, крутится вокруг фразы: «И это все?».

«Доказательство смерти»
Death Proof
США, 2007

Первые же кадры наводят на мысль о том, что фильм снимал Квентин Тарантино, а стартовый диалог превращает эту догадку в уверенность. Видимо, режиссер посчитал недостаточным внимание, уделенное женщинам в «Джеки Браун» и «Килл Билл», поэтому в Death Proof задействовал сразу восемь героинь. Главную мужскую роль играет уже не привычный Майкл Мэдсен, а заметно постаревший, но усиленно бодрящийся Курт Рассел. После культовых картин про крутых парней Тарантино обратился к теме женщин и мощных автомобилей, и этот нехарактерный для предыдущих работ элемент однозначно удался. Явно бросается в глаза режиссерское понимание женской сексуальности, сквозящее в каждой сцене. Возможно поэтому центровая фраза «все из-за секса» звучит двояко. Два главных фактора, сделавшие фильм неподражаемым – диалоги и операторская работа. И то, и другое – заслуга именитого создателя, что вполне логично. В остальном выдающейся картину назвать нельзя, и она явно не затмевает предыдущих работ. Вялотекущее и ощутимо затянутое действие разговорных сцен периодически разрывается драйвом и динамикой в лучших традициях «От заката до рассвета». Убийства, кровь и мясо вполне ожидаемо присутствуют в привычных для Тарантино масштабах. Что характерно, до последних моментов в фильме некому сопереживать, не за кого болеть и некем восхищаться – совершенно иначе было в «Бешеных Псах» или «Убить Билла». Однако когда ставшая уже утомительной череда диалогов подводит к финалу, начинается то, ради чего этот фильм определенно стоит посмотреть.

Олег Тюрин

2 CD

Punk TV
«Punk TV»

Жизнь показала, что подавляющее большинство российских музыкальных альбомов, которые я рецензировал в течение последних лет на страницах журнала «Путь Домой», было собранием неинтересных и неправильных песен, недостойных быть даже обратной стороной сингла хоть сколько-нибудь уважающей себя группы. По счастью, это не касается группы Punk TV и ее, судя по всему, одноименного альбома – уже самый первый трек этого альбома – «Day by Day» – мог бы стать поводом для издания сингла. Весь диск полон подобного материала, почти (если можно так выразиться) чрезмерно. Все песни здесь увлекательны, упруги и, как правило, в них хватает классных мелодических зацепок. Вторая композиция альбома – «FM Sugar» – сделана не менее добросовестно. Она начинается с мускулистой и сочной партии баса, которая наполняет ее силой до самого ее конца. Эффектны не только сами песни и служащий им основой ритмический драйв – использование сэмплов и звуковых эффектов с целью сделать треки более яркими я назову талантливым и порой даже вдохновенным. Порой все это напоминает сделанный в XXI веке слепок с панк-легенды The Jam с хорошей добавкой Police середины их карьеры, особенно в шестой песне «Zoomer Goodnight». Дело вкуса, конечно, но «Punk TV» – это явно мой альбом – своеобразный, музыкально грамотный и полный драйва и вдохновения. И очень далекий от тех скучных, серых и убогих российских поп- и рок-поделок, которые все так же появляются в невообразимых количествах каждый год. И конца этому кошмару, похоже, не будет.

Санни Маркус

13 Легион
«Охота на волка»

Я злой. Когда я злой, я делаю глупости. Когда меня вынуждают делать глупости, я злюсь вдвойне, и глупости имеют уже тройственное значение. Но я хоть понимаю это…
Всегда удивлялся способности людей кучковаться по признаку «общность психологических расстройств». В данном случае группа людей наваяла кучу пафосного говна, косо и криво сыграла ее, умудрилась записать на хрен знает что и хрен знает как. Не смутились свои имена проставить и употребить слова «директор» и «продюсер». Еще пара единомышленников нарисовала волка с неправильной физиологией, нестрашным оскалом и ненатуральными слюнями, больше похожими на сперму из японских комиксов. Они же употребили слова «Cover Design», «Art Studio» и умудрились, шельмы, копирайт проставить. Вопрос «вы, придурки, реально считаете, что это кому-то придет в голову заимствовать?» нелогичен и не этичен (глубина глупости неизмерима), и поэтому задавать его не будем. Ясно, что копирайт поставлен «для понту».
Честно говоря, плевать бы я хотел на немощную группу «Пафосноесборище», или как ее там. Написал – забыл. Хотите – слушайте, ваши проблемы. Все равно, даже если вам понравится, самое трудное для человека – признать, что он болван. И столько, знаете ли, расходных материалов уходит на реализацию самомнения, что парниковый эффект можно смело списывать не на газы, а на дураков.
Прошу прощения у всех, чьи эстетические чувства были чересчур задеты этой рецензией. Я люблю музыку, и переживаю откровенные издевательства над нею сильнее того предела, когда ирония и сарказм еще являются орудием сатиры. Особенно, когда нет выхода.

Алексей Ганджев

Здесь можно ознакомиться с журналом, для которого мы пишем.

20 октября в Петербурге прошел турнир "Уличный футбол против расизма"

ЖЖ-сообщество "П о м о щ ь  б е з д о м н ы м  л ю д я м"


В избранное