Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум вып. 260407



К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М

[Раз в неделю рецензии на одну книгу, один фильм, один музыкальный CD
от группы профессиональных читателей/зрителей/слушателей.
Честно, эмоционально, лаконично.]

выпуск 260407

книга
Иэн Бэнкс
"Умм, или Исида среди неспасенных"
CD
David "Fuse" Fiuczynski & Rufus Cappadocia
"KIF"
кино
"Вавилон"
*

книга

Иэн Бэнкс
"Умм, или Исида среди неспасенных"
М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2006

Все, что я прежде читал у Бэнкса, никогда меня не разочаровывало. А тут еще и краткая, подкупающе положительная рецензия от уважаемого мною Уильяма Гибсона на обложке, призванная, конечно, стимулировать продажи, но ведь подлинная же. Короче, брал в руки книгу с интересом.
Книги Бэнкса сложно "глотать". У него такой стиль, почерк – черт его знает. Недаром он шотландец. А в Шотландии почти все в таком духе. Вот кстати, можно сравнить "Исиду" с шотландским виски – крепкая штука, а залпом пить не станешь. Вкус у книги есть, который приятно посмаковать.
В моем понимании эта книга представляет собой нетипичную систему, в которой мифологическое сознание не сталкивается лбом с повседневным, как представляют себе "интригу" литературные стахановцы-блинопеки, а вписано в его реалии. И даже моменты отрицания есть не конфронтация, а жертва той же повседневности, принесенная ради существования мифа. Мол "бог-то с ними, убогими, пусть смеются". Ну и сам персонаж, в руки которого этот миф отдан, не дает расслабиться, ибо это есть девятнадцатилетняя девушка, отправленная своей сектой на некие поиски того, о чем они и четкого представления-то не имеют. К тому же девушка в этой секте чуть ли не самая главная, а уж то, что святая – это факт.
Не волнуйтесь, ничего особенного я вам не выдал, так что кайф от книги вы получите в полном объеме, при условии, что ваши жанровые предпочтения не ограничены "литературным мусором" (англ.pulp fiction).

Алексей Ганджев

CD

David "Fuse" Fiuczynski & Rufus Cappadocia
"KIF"
(2003)

Хорошо, что в мире выходит очень много музыки. Это хорошо с разных точек зрения. Во-первых, всегда есть из чего выбрать, во-вторых, всегда есть, с чем сравнить. Пластинка "KIF" (поскольку нельзя объять необъятное, то признаюсь с легкостью, что имена музыкантов мне ничего не сказали) мне очень понравилась. Сказать такое, значит не сказать ничего. Мало ли кому что нравится – и по совершенно разным причинам. Я даже знаю людей, которым нравится группа Уайтснэйк – и что же, бежать покупать эту хрень заоблачную? Даю вводную. Если вам нравится музыка англичанина Джа Уоббла, японца Кунг Ву и американца Джона Зорна – смело ставьте "KIF" на свой проигрыватель, не пожалеете. От Хорна здесь меньше всего, но дух Нью-Йоркского авангарда присутствует в полной мере. Если к такой музыке применимо определение “попсовый”, то этот альбом гитариста Фьюжинского (правильно?) и виолончелиста Каппадокии более попсовый, чем записи Зорна, более электрический чем диски Кунг Ву и менее монотонный, чем полотна Уоббла. Вообще, когда я получаю из рук редактора такие пластинки, то начинаю любить работу рецензента. Сидишь себе дома, слушаешь первоклассную музыку и пишешь о том, как она хороша. Это ли не жизнь? Альбом оставлю себе. Хотя бы из-за стилизации "Chinesse Go Go" (трэк за нумером три).

Алексей Рыбин

кино

"Вавилон"
режиссер  – Алехандро Гонсалес Иньяриту

Предыдущие фильмы этого режиссера ("Сука-любовь", "21 грамм") я смотрел, нравились сильно, из-за чего даже считал себя поклонником творчества этого мексиканского художника. "Вавилон" ждал, хотя несколько смущало наличие там Брэда Питта. Дождался, сходил, не обломался (даже Питт удачно вписался, или режиссер слепил из него то, что хотел), несколько, правда, смутила маловнятная "японская" сюжетная линия, но вообще, хотя фильм ну уж очень длинный (из-за чего я даже опаздывал на деловую встречу),  посмотрел на одном дыхании (на встречу, в итоге, опоздал, но так как мой партнер тоже опоздал – я не спрашивал, по какой причине, – то пришел даже раньше, из-за чего… впрочем, это уже другой сюжет). Теперь по существу. А вот о чем фильм-то? Да, мощно, эпохально, масштабно, но в чем идея-то? Если не считать банальную, уже, похоже, изъезженную всеми, кто умеет говорить "Мотор!", тему Человеческого Взаимонепонимания, все плачут в одиночестве, о горе нам, горе!.. С другой стороны, Иньяриту, может, в кино не ходит, не знает, о чем другие снимают, или ходит, но хотел своей Правдой-Расправдой перекричать всех, ударить не в бровь, а в глаз. Так сказать, поразить (тот самый глаз), что несколько двусмысленно звучит в приложении к кинозрителям, которым как раз эти глаза очень нужны, но, может, после такого фильма и нет, так как Иньяриту “уже все сказал”. В общем, гора родила мышь. Хотя и классная гора. А уж этот его прием параллельного развития как бы несвязанных между собой историй хоть пока и не вызывает отторжения, но если он и снова его зарядит, то уж даже и не знаю… Перестать верить людям начну?.. Откуда уж тут тогда Взаимопониманию взяться?!..

Антон Синеедов

Здесь можно ознакомиться с журналом, для которого мы пишем.

Если вы это уже  читали-слушали-смотрели и у вас другая точка зрения, напишите нам на newsoc@mail.ru - и если мы посчитаем, что это справедливо, опубликуем. Мы уважаем другие точки зрения, тем более в такой сфере, как искусство.


В избранное