Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости культуры

  Все выпуски  

Новости культуры 03.04.2015


«Битва за Севастополь» рассказала историю любви девушки и винтовки

Фильм о легендарной снайперше вышел слишком романтичным
02.04.15
Ведомости
Олег Зинцов

Героиня Юлии Пересильд красива, даже когда хорошо замаскирована Ukrainian Film Distribution

Больше всего «Битве за Севастополь» вредит уверенность режиссера, что красота спасет не только мир, но и войну. Режиссер Сергей Мокрицкий (по первой профессии оператор) снял очень красивое, визуально изобретательное кино. На зависть Федору Бондарчуку, у которого в «Сталинграде» тоже была картинка – залюбуешься, но «Битва за Севастополь» при том же градусе эстетизма выглядит не так бездушно и технологично.

Тут то и дело меняется цветовая гамма – от солнечной довоенной через почти монохромную серо-коричневую в окопных эпизодах до приглушенного разноцветья сцен в Америке, куда героиня-снайперша едет в составе советской делегации в 1942 г. с миссией уговорить США открыть второй фронт.

Тут летают самолеты и плывут корабли, и все вокруг стреляет и взрывается, как в лучших голливудских образцах батального жанра.

Тут даже дома не снимают с кителя ордена.

Тут есть крупные планы слез и божьих коровок.

И целый вставной видеоклип на перепетую Полиной Гагариной песню Цоя. В нем Юлия Пересильд и Евгений Цыганов слаженным дуэтом уничтожают фашистов из снайперских винтовок, красиво маскируясь под травинку и лесок, в поле каждый колосок.

А Юлия Пересильд чем чумазее, тем красивее.

Она играет легендарную снайпершу Людмилу Павличенко, убившую за первый год войны 309 немецких солдат и офицеров (в том числе 36 снайперов) и вдохновлявшую защитников Севастополя. Оборона которого занимает в сюжете совсем немного места. Куда меньше, чем любовь.

Экранную Людмилу любили трое. Двоим (Олег Васильков и Евгений Цыганов) она ответила взаимностью, потому что они тоже умели метко стрелять. Третий (Никита Тарасов) стрелять не умел совсем. Он был талантливым хирургом. Большим, пухлолицым, в круглых очках. Его сватали Людмиле еще до войны. Он водил ее в оперу. Его семья была воплощением самых несмешных анекдотов о евреях-одесситах. Таки Людмила кушала у них рыбу-фиш, которую чудесно готовит наша Софочка.

В благородных намерениях авторов сомневаться не приходится. Сергей Мокрицкий и четыре сценариста хотели не ура-патриотизма, а рассказать о женщине на войне. Как война выжигает ее изнутри. Убивает любовь (в буквальном и переносном смыслах). В конечном счете приравнивает героиню к винтовке. В Америке журналисты прозвали советскую снайпершу Леди Смерть. И только добрая душа Элеонора Рузвельт (Джоан Блэкэм) разглядела в ней испуганное женское и попыталась научить снова улыбаться: «Вспомни что-нибудь веселое». И Людмила вспоминает рассказ любимого, как он одним выстрелом снял троих.

Искалеченное женское – главная тема «Битвы за Севастополь», но визуальный ряд рассказывает нам не только и не столько об этом. Война, конечно, ужасна (в фильме есть и вывороченные кишки, и оторванные конечности), но, кроме того, бесстыдно романтична, и операторский глаз, вольно ли, невольно, находит в ней красоту и предлагает зрителю любоваться: точностью смертоносной работы героини и ее мужчин (без оружия не существующих), эпическими панорамами батальных сцен, живописными руинами, любовью на фоне смерти (оба слова следовало бы написать с большой буквы). Наконец, тем, как патрон входит в ствол, как передергивается затвор, как выглядит мир сквозь оптический прицел: винтовка недвусмысленно фетишизирована, и зритель должен полюбить (и захотеть) ее вслед за героиней. В начале фильма в довоенном Киеве студенты-первокурсники решают, куда пойти отдохнуть – в кино или в тир. «Битва за Севастополь» предлагает два этих аттракциона за один сеанс.

В прокате со 2 апреля



В избранное