Гете на этом портрете смотрит куда-то в сторону, как будто сам увидел Мефистофеля. Карл Йозеф Штилер. Портрет Иоганна Вольфганга Гете. 1828. Новая картинная галерея, Мюнхен
Фразу «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гете» все помнят. Кто ее автор и к какому счастливому тексту она относится – знают гораздо меньше, да речь и не об этом. Речь как раз о «Фаусте» Гете. Иоганну Вольфгангу фон Гете (1749–1832) вчера исполнилось ровно 265 лет. Он прожил 82 с половиной года и, кажется, если бы не простуда на прогулке в открытой карете, никогда бы не умер.
Этот писатель, поэт, драматург, философ, ученый, юрист, коллекционер минералов и всесторонне развитый немец пережил не только несколько исторических эпох (Семилетнюю войну, войну за независимость Америки, Великую Французскую революцию, восход и падение Наполеона и т.д.), но и смену литературных мировоззрений. Гете начал вместе со штюрмерами «Бури и натиска» (ну кто из вас не рыдал над «Страданиями юного Вертера»?), переболел античными темами и приемами и, наконец, пришел к романтизму. Все эти этапы видны и в трагедии «Фауст», над которой автор работал в течение почти всей жизни с 1774 по 1831 год.
Кто только там не жарится. А Фауста от геенны огненной спас Гете. Андреа да Фиренце. Снисхождение в Ад (деталь) 1366–67. Фреска Испанской капеллы церкви Санта Мария Новелла, Флоренция |
Пересказывать биографию Гете, точно так же как и содержание «Фауста», – глупо. Сам средневековый Фауст – историческое лицо, сюжет взят Гете из народной книги. И до, и после на эту тему будут написаны десятки книг, в том числе Кристофером Марло, Томасом Манном, Леонидом Андреевым... Доктор Фауст закладывает душу нечистой силе за тайны мирозданья и познание смысла жизни. Причем не из книг (не ex libris), а непосредственно и вживую, через пространственно-временные перемещения. Ну и попутные мирские удовольствия, древнегреческая Елена, соблазнение мещанки Маргариты... Кто из вас не пожелал бы того же самого?
«Фауст» Гете (которого мы более всего знаем по переводу либо Николая Холодковского, либо Бориса Пастернака), конечно, гораздо трагичнее, чем «Фауст» народный. Последний – гениальный, но высокомерный маг и чернокнижник, плут и авантюрист, кощунник и прохиндей. По истечении срока сделки (24 года) народного Фауста, как и положено, тащат в ад. У Гете Фауст – романтический герой в глубоком кризисе, разочарованный бесплодием наук. А Мефистофель – не столько черт, сколько дух отрицания, и душу унести ему не удается. Она достается ангелам.
Самое гениальное в тексте Гете – это то, что «Фауст» – про все времена. И про соцстроительство в Советском Союзе, когда фаусты строили дамбы, электрифицировали, индустриализировали. И про сегодняшних поборников альтернативной науки, примиряющей физику и камлание, астрономию и фэн-шуй, медицину и религию… Мистика все легче уживается с рационализмом. Это значит, что догмы уходят в сторону, фаустов становится больше и больше…
Гете и сам очень интересовался наукой, был естествоиспытателем. Его именем даже названы кратер на Меркурии и камень гетит. Мало того, его работы, «Фауст» в особенности, вдохновили Рудольфа Штейнера, зачинателя антропософского движения и разработчика эвритмии. Тот тоже искал связь между наукой и духом, западным позитивизмом и восточным дао. Построил в швейцарском Дорнахе дом всех искусств и назвал его в честь Гете Гетеанумом. По сути, Гетеанумов было создано даже два, первый сгорел при поджоге. В возведении архитектурного произведения принимали участие и наши символисты Серебряного века, считавшие Гете своим предшественником, – Андрей Белый, Ася Тургенева, Максимилиан Волошин... Жена Волошина - иконописица, художница и литератор Маргарита - даже расписывала купол.
Соблазнил, обрюхатил и бросил в тюрьме. Обыкновенное приключение молодых интеллектуалов. Эжен Делакруа. Фауст и Маргарита в тюрьме (деталь). 1828. Литография. Музей Эжена Делакруа, Париж
|
У Гете Штейнер взял главную мысль – познание безгранично, а мышление – такой же орган для восприятия идей, как ухо – для восприятия мелодий. Он пытался познать сверхчувственное с помощью научной методологии. Есть ли в этом стремлении нечто демоническое? Почему Бог запирает загадки Вселенной на ключ, а познание, еще со времен эдемского змия, неразрывно связано с дьяволом? Сам Гете в известных записках своего секретаря Эккермана довольно категорично замечает, что то, чего не могут постигнуть ни рассудок, ни разум, – и есть демоническое. Другая версия – гордыня от всесилия, ощущение себя Богом, которые неизменно охватывают человека во время продвижения в познании. Вот это самообожествление и ведет в ад (или просто губит, как Икара), но это логика скорее народного «Фауста».
Гете, надо сказать, заставил помучиться этим вопросом многих. Карл Густав Юнг вообще считал, что в прошлой жизни был Гете и возродился в своем теле путем перерождения. Он вправду верил, что его дедушка был внебрачным сыном классика.
Насчет внебрачных детей ничего не знаю. Родных у Гете было несколько, но выжил только один сын, чьи дети так и не вступили в брак. Один из внуков, композитор, по слухам, имел нетрадиционную сексуальную ориентацию. Внучка умерла в 17 лет, но успела, по легенде, стать моделью для скульптуры Австрии в венском фонтане. Так что официальных потомков у Гете нет.
Зато есть «Фауст». И многие другие произведения. Один «Лесной царь» в переводе Жуковского чего стоит. Просто мурашки по коже… Так что празднуйте день рождения Иоганна Вольфганга фон Гете, познавайте мир настолько, насколько сможете, и не попадите при этом в ад!