Перефразируя известные слова, сегодня можно сказать: если биографии кто-то пишет, значит, их кто-то читает. И сегодня именно тот день, когда стоит перечитать биографию любимого писателя, артиста или познакомиться с жизнеописанием давно интересующего вас человека. А, может быть, найдется время, чтобы вспомнить детали собственной жизни и начать составлять автобиографию.
Почему именно сегодня? Потому что 16 мая отмечается День биографов (Biographers Day). Сегодня знающие и любознательные люди отмечают годовщину первой встречи Сэмюэла Джонсона (Samuel Johnson, 1709-1784) со своим биографом Джеймсом Босуэллом (James Boswell, 1740-1795). Мужчины встретились в одном из книжных магазинов Лондона
в 1763 году, а результатом встречи и установившихся между ними отношений стала опубликованная в 1791 году двухтомная «Жизнь Сэмюэла Джонсона».
Как известно, англичанин Сэмюэл Джонсон, или Доктор Джонсон, как его чаще называли, был выдающимся критиком, лексикографом и поэтом второй половины 18 века. Самым знаменитым его трудом стал «Толковый словарь английского языка» (Dictionary of the English Language), над которым Джонсон работал 9 лет.
Шотландцу Джеймсу Босуэллу, писателю и мемуаристу, после встречи с Джонсоном выпала честь на протяжении многих лет записывать беседы Джонсона, его невероятно остроумные высказывания и критические замечания. «Жизнь Сэмюэла Джонсона», по мнению многих литературных критиков, стала величайшей биографией на английском языке, популярной и читаемой и по сей день.
Само слово биография произошло от двух древнегреческих слов — жизнь и пишу. Другими словами, биографией называют жизнеописание человека, созданное другим человеком или несколькими людьми. В большинстве случаев биография становится самым первым источником информации, которую мы хотим получить о человеке. Именно благодаря скурпулезному и неутомимому труду биографов до наших дней дошли даже самые, казалось бы, незначительные сведения о жизни
великих людей той или иной эпохи, о нравах и обычаях этой эпохи.
Одним из первых биографов можно назвать древнегреческого философа Плутарха. Хорошо известно имя первого издателя и биографа А. С. Пушкина — П. В. Анненкова, имя биографа Л. Н Толстого —
П. И. Бирюкова. К сожалению, имена многих выдающихся биографов забыты, но оставленные ими жизнеописания всегда будут ценным литературным наследием любой страны и неиссякаемым материалом для исследований.
Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях
и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока.
Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение
слушал с особым вниманием.
В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень
без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других.
Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь
Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии.
Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел к Господу
в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста.
Фестиваль «Jazz Rally» в Дюссельдорфе — это 80 концертов на 30 сценах, 500 групп и исполнителей, которые на несколько дней превращают спокойную рейнскую метрополию в город музыки. Фестиваль проходит с 1993 года: каждый раз в разные дни во второй половине мая — начале июня.
«Jazz Rally» выделяется из числа других музыкальных фестивалей, проходящих в европейских городах каждым летом, своими масштабами. Организатор фестиваля — компания «Destination Duesseldorf» — заявляет, что праздник музыки в последние годы посещает до 250 тысяч зрителей. Для Дюссельдорфа, все население которого
не превышает 600 тысяч человек, это очень серьезные цифры.
Конечно, ни одна концертная площадка не в состоянии вместить такое количество любителей хорошей музыки, поэтому выступления творческих коллективов разнесены по 30 сценам, расположенным в разных районах города. Например, четыре площадки действуют в аэропорту Дюссельдорфа, четыре — в речном порту, а остальные находятся в пределах Альтштадта — исторического центра города.
В большинстве своем, от одной сцены до другой можно легко дойти пешком. Кроме того, каждый гость, купивший универсальный пропуск на все концерты (так называемый «джаз-баттон»), может в течение трех дней бесплатно передвигаться по городу на любом виде общественного транспорта, кроме такси. Кстати, стоимость «джаз-баттона» совсем невелика — в пределах 25–30 евро.