День святого Аманда — покровителя виноделов и пивоваров (День бармена)
6 февраля отмечается День святого Аманда (St. Amand или Amandus, ок. 584–675), одного из великих христианских апостолов, который считается покровителем виноделов, пивоваров, торговцев, а также рестораторов и барменов (bartenders).
Святой Аманд был известен своей деятельностью по евангелизации винодельческих регионов Франции, Германии и Фландрии.
Международный день бармена (International Bartender’s Day) — профессиональный праздник, который отмечается 6 февраля в День святого Аманда, стал во многих странах профессиональным праздником барменов и рестораторов.
В России этот праздник в последнее время тоже прижился и с каждым годом становится все популярнее. Ремесло бармена не случайно удостоилось своего собственного календарного праздника.
Профессия этих людей не менее тяжелая, чем водителей автобусов, учителей и пожарных. Порой бармены проводят на ногах почти целые сутки, помимо этого они отличные психологи, и нередко угадывают любимый напиток клиента с первого взгляда.
Сегодня отмечается День саамского народа (Saamelaisten kansallispäivä). Саамы (самоназвание), саами, лопари — народ в Норвегии, насчитывающий примерно 40 тысяч человек, в Швеции — 18 тысяч человек, в Финляндии — 4 тысячи человек, в Российской Федерации (на Кольском полуострове) — 2 тысячи человек.
У саамов сохраняется вера в духов — хозяев озер и рек. Существует почитание священных камней (утесов, крупных валунов), связанное с покровительством промыслам и почитанием предков. До начала 20 века в каждой семье хранились божки — завернутые в материю камешки. Саамы также поклонялись высоким пням (часто антропоморфного облика) — сейдам. Им приносились жертвоприношения. Некоторые из сейдов имеют собственные
названия.
У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень).
Саамская мифология близка к финской. К древнейшим пластам саамской мифологии относят цикл мифов о небесном сватовстве: солнце Пейве (мужской персонаж) сватает своему сыну Пейвельке дочь луны, но получает отказ. Тогда начинается борьба стихий: на стороне солнца выступают земля и горы, домашние животные, олени, птицы, на стороне луны — вода, тень, загробный мир, сполохи (северное сияние), дикие звери. Космическую борьбу прекращает полуночный старик в облике моржа
(возможно, инкарнация высшего божества), спускающий на землю ночь. Луна, наконец, вступает в брак. С оленеводством связан цикл мифов о Мяндаше, тотемическом первопредке.
Состав пантеона различался у разных групп саамов, особенно у восточных и западных. Образ бога Юбмела (Ииммела, Ибмела) в некоторых мифах заменен представлением о боге-отце Радьен-атче и боге-сыне Радь-ен кьедде. Отец в одном из мифов поручает творение мира сыну, а тот перепоручает его богине земли Маддер акке (Мадератье), которая выступает иногда супругой небесного бога Мадератча. Эти боги участвуют в космическом цикле рождения человека.
Фольклор саамов включает сказки (майнс) для детей: о Тале — глупом людоеде, о равках — вурдалаках, о чаклях — карликах. Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например, об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, примечательных горах, водных объектах.
6 февраля считается национальным днем Новой Зеландии. В этот день в 1840 году на берегу реки Вайтанги (в переводе с маорийского — шумные воды) между британцами и маори был подписан Договор Вайтанги (Treaty of Waitangi). Договор, навсегда посеявший трения между маори и европейскими поселенцами.
История гласит, что к концу 19 века в Новой Зеландии процветала бесчестная торговля и незаконная купля-продажа земли. Серьезная конкуренция, в том числе, исходила от французских иммигрантов.
Британская империя пообещала разобраться с бесчинствами и вернуть маори их землю, а также уравнять в правах с британцами. В обмен на это маори предлагалось принять подданство Великобритании. Договор, включивший эти предложения, был подписан 6 февраля 1840 года между Вильямом Хобсоном (William Hobson, 26 сентября 1792 —
10 сентября 1842), первым губернатором Новой Зеландии, представлявшим интересы Британской короны, и вождями маори. В мае 1840 года Новая Зеландия официально вошла в состав Британской империи.
Текст договора был составлен на английском языке и переведен на маорийский. Неточность перевода и отсутствие большого числа юридических и политических терминов в языке маори породили большие разногласия в интерпретации установленных договором прав. Кроме того, не все вожди маори согласились на подписание договора, то есть, не было принято единогласного решения. Сегодня насчитывается большое число противников празднования дня Вайтанги, которые считают договор
бесчестным по отношению к маори.
Несмотря на неутихающие споры и трения, день Вайтанги отмечается на территории всей страны. Программа праздника насыщена концертами, презентациями культурного наследия маори, выставками и играми на свежем воздухе. Такой широкий размах праздник приобрел в 30-е годы прошлого века после того, как Лорд Бледисло (Lord Bledisloe), губернатор Новой Зеландии, выкупил участок земли, на котором стоял дом Джеймса Басби (место подписания договора), и в 1934
году подарил его нации в качестве символа объединения всех новозеландцев.
Самые пышные празднования проходят на берегу реки Вайтанги. На рассвете 6 февраля здесь проводится церемония поднятия флага Новой Зеландии. Разыгрывают сцену подписания договора. Маори на традиционных каноэ и корабли новозеландского флота собираются в Бэй оф Айлэндс (Bay of Islands), представители двух сторон высаживаются на берег и собираются на поляне у домика Дж. Басби.
После вступительных речей начинаются празднования. Можно посетить музей, увидеть народные танцы, послушать музыку, посмотреть и даже поучаствовать в традиционных обрядовых церемониях маори.