Учреждение профессионального праздника Дня мобилизационного работника Украины связано с датой 12 сентября 1992 года, когда было создано Управление мобилизации и комплектования Главного штаба Вооруженных Сил Украины. 14 сентября 1993 года оно
было переформировано в Главное организационно-мобилизационное управление (ГОМУ).
Учитывая весомость мобилизационных органов всех уровней, важность мобилизационной, организационно-штатной, учетно-призывной работы и комплектования войск личным составом, а также планирования материально-технического обеспечения мобилизационных мероприятий, министр обороны Украины 22 августа 2000 года издал приказ «Об учреждении Дня мобилизационного работника».
За годы независимости Украины мобилизационные органы украинской армии непосредственно участвовали в подготовке более 80 законов и большого количества других нормативно-правовых актов.
В частности, по вопросам комплектования армии было решено, что, начиная с весеннего призыва 2000 года комплектование армии будет осуществляться по территориальному принципу (ранее оно происходило по экстерриториальному принципу). На Украине ввели смешанный принцип комплектования Вооруженных Сил: около 40% призывников стали проходить военную службу в пределах той области, из которой они призывались, около 22% — в смежных областях.
Около 30% призывников были направлены в учебные части и подразделения, и после окончания обучения вернулись в военные части, дислоцированные в областях, откуда они призывались или в смежные регионы, и только около 8% призывников стали проходить срочную военную службу в других (несмежных) областях.
Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг
Пожалуй, самым незаметным православным праздником является церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется началом индикта. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами, конфуцианцами и иудеями, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год.
Любой новогодний праздник — довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. Первое сентября Юлианского календаря (14-е по новому стилю) — такая же условная дата. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум».
И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.
Первое сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого в 325 году, — дань гражданской византийской традиции. Начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего
промежутка времени, который при равноапостольном царе Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени.
Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион был введен в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.
С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих
времен Юлианского календаря.
В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле.
В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.
С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.
Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:
Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье — то большое, мужики богаты!
Что мужики — то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!