Если вы ведете бизнес или занимаетесь предпринимательством, то знаете, что по большому счету всех клиентов можно поделить на 3 типа: плохие, хорошие и идеальные.
Как ни странно, но:
рост бизнеса начинается не с поиска новых хороших (или идеальных) клиентов, а с увольнения плохих клиентов
В таком случае вы в первую очередь высвобождаете время для хороших клиентов. И тогда некоторые из них станут идеальными.
В этой заметке я приведу список параметров плохих клиентов, сформировавшийся на основе моего опыта.
Не платит вовремя. Типичный пример, обещал заплатить деньги в среду, а в субботу делает перевод не на всю сумму и рассказывает, что и где у него там не состыковалось.
Не дает четкого задания. Если вы оказываете услуги (например, верстку сайта), то нет ничего хуже задания «сверстайте просто и со вкусом, не броско, но современно». И хер его знает, какой смысл он вкладывает в эти слова.
Постоянно вносит правки в процессе работы, причем в те аспекты, которые вы уже решили. Ну например, отрисовали вы уже половину баннера на светло голубом фоне, а тут вдруг просьба: «К черту голубой фон, хочу зеленое поле, опушку леса…» И все! И просто так фон уже не поменять. Меняется композиция. Нужен другой шрифт, другой цвет и размер букв, компоновка…
Обращается к вам чаще, чем договаривались. Если клиент знает, что вы работаете с 9 до 17, и звонки принимаете только с 10 до 11, то он обязательно позвонит вам в четыре, узнать «как там наши дела?»
Сам что-то ломает, а вину сваливает на вас. Если вы верстаете сайт, и клиент туда влезает своими шаловливыми руками, то виноваты почему-то оказываетесь именно вы.
Долго и нудно торгуется, постоянно требуя скидку. Причем именно нудно, именно требуя. Есть более умные клиенты, которые интересуются: «А есть ли скидка?» — вот для таких ее делать не жалко.
Так вот, если в клиенте вы увидели хотя бы один из этих признаков, то он плохой.
Дальше, самый правильный путь с ним не работать. Но это для стратегии Максимум.
Для стратегии Плюс 1 то же есть прием, вы просто умножаете свои обычные цены для этого клиента на 3. И либо он соглашается с вами, либо идет любить кого-то другого.
Если же вы на стратегии минимум, то тут под увольнение попадают клиенты у которых больше половины перечисленных выше признаков. С остальными придется работать, пока не перейдете на стратегию Плюс 1.
Об этих стратегиях я расскажу в другой раз. Пока лишь только скажу, что стратегии Минимум, Плюс 1 и Максимум полезно применять не только в бизнесе, а в первую очередь в жизни вообще.
Кстати, когда вы будете клиентами, то, пожалуйста, будьте хорошим.
Для тех тряпок, которые запланировали кучу целей в самом-новом-приложении-для-ведения-списков-задач и после этого ничего не сделали, есть такой замечатальный прием — мотивация.
«Как замотивировать себя?» — один из самых популярных вопросов, который задают на тренингах личностного роста и личной продуктивности.
Так вот, мотивация это маркетинговый миф. В том виде, в котором вам ее продают на тренингах.
Если вам нужна мотивация на достижение цели, то что-то сильно не так в вашей консерватории. Вы просчитались с целью. Ваши действия не приносят вам удовольствия. Отсюда и появляется ваше «не хочу».
И мотивация, которую вам продают, это примерно как получить удовольствие когда вас насилуют. «Подумайте о том, как вы будете чувствовать себя, когда цель достигнута» — советы обычно носят именно такой характер.
Так вот сейчас я вам дам одну простую мотивацию.
Мотивацию смертью. Вашей смертью.
Я встречал подобный прием пару раз. Обычно предлагают подумать, что скажут про вас на похоронах. Или просят представить, что вам осталось жить 7 дней, 1 день, час, минуту.
И спрашивают: «Что бы вы сделали, если бы вы знали что умрете на завтра?» — Да, ничего! Точнее много чего, но точно не из туду-листа. Такой вопрос тоже полная туфта.
Мой вам вопрос:
Что останется после вас, если вы умрёте прямо сейчас?
Какие предметы будут рядом с вашим трупом? Сколько недоделанных дел? Сколько невыполненных обещаний? Сколько денег будет у вашей семьи, на что они будут жить дальше? Что подумают (вслух плохого не скажут) о вас знакомые? Чего вы добились в этом мире? Что будут о вас помнить?
Вот, а теперь за работу. Доделывать все! Смерть всегда наступает неожиданно.
И помните: если вы живы, значит вы еще не исполнили миссию, с которой пришли в этот мир, и у вас все еще есть шансы эту миссию исполнить.
Очень часто ставя цель люди не видят результата, который за ней стоит.
«Я хочу большой дом» А какой большой? Где?
В первом приближении эти вопросы остаются без ответа.
Во втором приближении становится лучше виден результат, но не всегда видны его последствия.
Например, а сколько надо зарабатывать в месяц, что бы обеспечивать «большой дом»?
Но даже видя и первое и второе люди порой в корне не правильно представляют результат.
Например, большинство свежеиспеченных блогеров — мечтают о высокой посещаемости. Спрашивают у Яндекса «как раскрутить блог?»
То есть результат для них количество посетителей.
Но что они будут делать с этим результатом? Распечатают скриншот из статистики и повесят на стену в рамочку? Смешно…
Для меня результат ведения конкретно этого блога — это знакомство с новыми людьми. Рождение некой философии проекта — баланс между процессом и результатом. Рождение комьюнити.
Но это большой результат с долгосрочной перспективой.
Имея в голове только него, долго не протянешь.
Первый, маленький результат — это общение в комментариях к постам. Это будет для меня значить, что посты полезные, задевают за живое и на поднятые темы интересно поговорить, обсудить, подискутировать.
Если ты ведешь блог «исключительно для себя» — это мертвый проект. Веди лучше просто дневник.