Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ольга Арефьева. Заповедник бумажного тигра. Статьи о танце и движении


Информационный Канал Subscribe.Ru

Привет, привет!

23 октября, в субботу, в 22:00 в клубе "Точка"
состоится концерт ОА и электрического "Ковчега" с программой "Кон-Тики".
Адрес: Москва, м."Октябрьская", Ленинский проспект,
6, стр 7, тел 737-7666. www.clabtochka.ru
Готовимся изо всех сил. Приходите.

________________________________________________________

Цитаты и интересные места из статей о движении и танце. Спонтанность, следование
импульсам тела, присутствие в моменте.



Андрей Андрианов "Новый танец или новый театр?"



В современном танце нет четких границ между собственно танцем и любыми другими
действиями, которые можно производить на сцене. Практически, любой человек, имеющий
достаточный интерес к наблюдению движений и реакций собственного тела, может
стать танцором и раскрыть себя на сцене. Технический акцент в современном танце
смещается от "видения" и воспроизведения движений в сторону "ощущения" и исследования.

Но двигаться, исходя из собственных ощущений - на это есть множество табу. Весьма
вероятно, что различные соматические расстройства являются, своего рода, "местью"
тела за подобное невнимание к себе.

Движения в современном танце часто привязаны непосредственно к физической реальности
момента, к тому, как использовать конструкцию тела и мышечное усилие, неким новым
и неожиданным способом. Такое движение опережает появление смысла и образа в
сознании. Эмоции становятся энергетическим "следствием" движения, вроде того,
как если вы достаточно долго трясете бутылку с пенящейся жидкостью, из нее вылетает
пробка.

В Нью-Йорке на строительстве небоскребов работали в основном индейцы, поскольку,
они чувствовали себя совершенно уверенно на громадной высоте. Сами индейцы говорят:
"Индеец идет по земле, а белый человек идет на ногах".

Ключевые образы в сознании мастера, как правило, точны и "телесны", он мало отвлекается
на выбор нужного приема, для него важнее донести миру сообщение. Его усилие спокойно
и "правильно". Это требует особого рода дисциплины и равнозначно созданию собственного,
полноценного языка. Для этого не достаточно умения повторять чьи-то движения
и приемы, необходимо открыть их источник в себе. Одной экспрессией и динамикой
тут тоже не обойтись, это часто приводит к тому, что мы пытаемся манипулировать
ощущениями окружающих, вместо того чтобы ощущать себя. Одним из последних заветов
Ежи Гротовского было: "Мы должны играть на сцене меньше, чем в жизни".

Изначально наше тело и его системы были настроены в глубокой гармонии с планетарными
условиями и лишь во вторую очередь подвергались культурным влияниям. Ребенок
рождается с большим потенциалом развития, впоследствии часть потенциала остается
невостребованной. Наша культура, например, отбросила многие области связанные
с "телесным" знанием, а в восточных культурах они сохранились и являются частью
традиции.

В современном танце налицо совмещение форм физического поведения и образов, взятых
из совершенно разных источников. Сделать это на серьезном уровне сложно, поэтому,
какправило, возникает комическая ситуация. Заниматься танцем и не иметь чувства
юмора стало просто неприличным, тем более что это привлекает легкого зрителя.
В принципе, современный танцор должен быть достаточно хорошим актером. Все же
актер больше занят "душевными" движениями, а танцор - реальными, физическими.


Большую роль сыграло, на мой взгляд, появление "театра абсурда". Он впервые попробовал
рассказывать истории совершенно новым языком, и язык этот был очень телесным.
Текст, как бы порождался определенными ощущениями в теле,  движения получают
свои "голоса". Они становятся персонажами. Танец тоже менялся. Внимание стало
двигаться внутри тела, "сканируя" его в поисках новых "голосов" движения. Тело
и жест переживаются как иероглиф, принадлежащий языку некой внутренней "страны"
каждого отдельного танцора-перформера.

Для театра и танца очень важно: каково наше "отношение" к телу. В России все,
что связано с телесностью, представляется второстепенным вопросом. Есть вопросы
поважнее: "что делать?", например.

--------------------

Александр Гиршон "Структура спонтанности"

Импровизации нельзя научить, но ей можно научиться.
Стив Пэкстон

Импровизация означает выбор среди возможностей, присутствующих в данный момент,
в противовес исполнению определенного материала, выбранного заранее 
Синтия Новак

Чудо импровизации

Люди, ощутившие вкус импровизации, понимают, что такое "бедность хореографии".
Повторение лишено аромата первозданности. Хореография изначально направлена к
публике, она делается для того, чтобы предьявить уже готовый продукт "на блюдечке",
а танцовщику достается роль официанта, к тому же по дороге блюдо может "испортиться".
Поэтому хореография бывает скучна, несмотря на сложность, красочность и изобретательность.

Человек может заниматься импровизацией потому, что не владеет хореографией, или
потому, что желает точности и правды выражения. 
Человек может заниматься хореографией потому, что боится импровизации, боится
другого уровня открытости самому себе.

Импровизация - это соединение осознанного выбора и спонтанной реакции. Она включает
периоды непрерывной концентрации и удивительной моменты магии, которые никогда
не повторятся.

Разброс определений связан с существованием различных направлений танца так или
иначе использующих слово "импровизация". Эти направления отличаются стилистикой,
языком движения, использованием музыки, подходом к композиции.

Перечислим некоторые из них:

"Традиционная" - импровизация внутри определенной стилистики, прямое либо формальное
наследие фольклора, когда творчество танцора состоит лишь в выборе, соединении
заранее заданных форм и фигур, может существоватьна просторах хип-хопа, бальных
и народных танцев; искусством это называть не стоит, но удовольствиенесомненно
приносит, easy-dancing. О композиции лучше умолчать, музыка понятна.

"Модернистская" - романтическая школа модерн-импровизации, выросшая в тени незабвенной
Айседоры Дункан. Представители этой ветви считают, что чувства и состояния могут
быть напрямую выражены в движении. Язык движения и его обусловленность культурной
памятью и контекстом в расчет не принимается, поэтому чаще всего появляется недоделаный
балет. Иногда простота все-таки хуже воровства. Всегда используется вдохновенная
романтическая музыка, а когда на сцене так много искренних чувств, о композиции
обычно забывают...

"Постмодернистская" - искусство танцперфоманса, в котором можно выделить несколько
линий.

Импровизационный танцтеатр имеет корни в театре абсурда, использует сильные визуальные
и эмоциональныеобразы, простой (но при этом изощренный) язык движений, абстрактную,
либо пародоксальную музыку, нелинейную композицию.
Контактная импровизация опирается на физиологию, физические законы (вес, момент
движения) и авторитет основателя Стива Пэкстона. Прочно вошла в язык современного
танца, правда, в виде контактного партнеринга. В аутентичной контактной импровизации
редко используется музыка, и сам процесс несомненно важнее результата (иными
словами, несценично). Бесспорно полезная физическая и психологическая практика.
Импровизация Форсайта - деконструктор балета, Уильям Форсайт довел рационализацию
движения до предела и врезультате "вышел в другое измерение". Предельная избыточность
вариантов развития любого элемента в сочетании с ясностью логики этого развития
позволяет избежать плоской рациональности. Принятие решения неизбежно включает
в себя еще неуловимое "что-то", кроме того, что было изучено и опробовано. Тотальность
личности танцовщика на стыке рациональности и интуиции. Изощренная композиция,
сложный, "ушедший из классики" язык движения, современная авангардная музыка.

Разумеется, эта классификация, как и любые другие - условна. И цель ее - лучше
понимать, что мы имеем в виду, когда говорим слово "импровизация".

------------------------------------

Кэтлин Хендрикс "Танцевальная терапия"

Танце-терапия и самые современные телесные терапии  своими корнями восходят к
терапии Вильгельма Райха, он был первым психотерапевтом, который признал важность
того,  к а к  говорит клиент, а не  ч т о  он говорит. Концепция, что эмоции
скапливаются в теле в характерные паттерны (которые Райх называл панцирем), является
краеугольным камнем теории Танцевальной терапии. Так как танце-терапевты объединяют
область танца и психологии, они обладают необычным взглядом на человеческое развитие,
которое основано на развитии тела целиком, а не только интеллекта или двигательных
способностей физического тела.

В нашей культуре мы относимся к телу, как к вещи. Танцевальная терапия воспринимает
тело как развивающийся процесс. Мы научились контролировать тело, придавать ему
определенные формы, какой-то вид, сдерживать его - и думаем, что оно останется
безответным. Танце-терапия приглашает тело к разговору, дает ему возможность
высказаться. Мы живем в телах, которым изначально присущи ум, юмор и полнота
смысла. Танцевальная терапия восстанавливает наше право жить полной жизнью и
быть самим собой.

В танцевальной терапии мы больше интересуемся тем, как движение ощущается, чувствуется,
а не тем, как оно выглядит. Большинство новых клиентов застенчивы и ассоциируют
танец с исполнительским искусством, спектаклем, восклицая: "Я не умею танцевать".
Танце-терапевты используют инструментарий танца - вес, пространство и время -
для того, чтобы расширить креативный и выразительный мир клиента. Например, люди,
которые не чувствуют своего веса, могут также испытывать трудности в попытке
заставить своего партнера выслушать их точку зрения. Клиент, который всегда появляется
будто "одурманенный наркотиками", может в буквальном смысле видеть сквозь туманное
и нечеткое личное пространство, А человек, который всегда спешит, может бессознательно
бояться замедляться, чтобы не испытать беспокоящую его эмоцию. Еще один важный
инструмент, которым пользуется танце-терапевт - присутствие в настоящем моменте.

В большинстве случаев люди приходят на танце-терапию, потому что они не чувствуют
своего тела. Потеря контакта со своим, телом происходит, когда человек ищет одобрения
и любви своих родителей, (развивая при этом систему "должен - не должен"), когда
он пытается избежать или уходит от наказания (развивая базовые зажимы, блоки
в теле и его движениях), когда он учится выживать в окружающем его мире (развивая
таким образом разные степени деперсонализации - отторжения, непринятия значимых
частей своей личности). Суть процесса танце-терапии состоит в восстановлении
чувствования и осознавания. Исследуются базовые полярности, такие, как "хорошо
и плохо", "мало-много", "привлекательный - непривлекательный. Одним из инструментов,
который используется при этом, является преувеличение и контраст: сделать это
еще больше или сделать противоположное.

Движение может привести клиента в любую ситуацию его истории, которая осталась
незавершенной. Танце-терапия помогает сделать невидимое видимым, неясное ясным.
Это общий танец, который мы исполняем вместе, и это уникальный танец, который
каждый должен исполнить сам. Наши тела отражают наше взаимоотношение с жизнью,
сокровенно и точно.

P.S. А ещё у меня есть домашняя рассылка: юмор, иногда
фото и разные забавные мелочи. Чтобы подписаться, надо
послать на адрес majordomo@ark.ru письмо с любым subject
и текстом в письме subscribe homelist
Чтобы отписаться, надо послать на адрес majordomo@ark.ru
письмо с текстом unsubscribe homelist


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.news.arefievatigr
Отписаться

В избранное