Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Галерея Анастасии Чижовой: авторские фарфоровые куклы ИСТОРИЯ КУКОЛ


Продолжаем серию публикаций выбранных мест из книги "Хрупкий образ совершенства. Куклы Олины Вентцель" (автор - Борис Голдовский).

Страничка в Интернете http://agallery.ru/book/

Первая известная авторская интерьерная кукла была сделана в 1672 году в Англии в количестве 12 экземпляров. В дальнейшем подобные куклы ограниченных тиражей (limited edition) стали таким же предметом коллекционирования, как и штучные куклы, созданные в одном экземпляре (one-of-a-kind). Среди авторов уникальных кукол – такие художники, как Тулуз Лотрек и Сальвадор Пикассо.

«Старая добрая Англия» славилась куклами, сделанными целиком из дерева. В 18 веке здесь получило распространение искусство создания восковых кукол. Для их изготовления воск смешивали с различными добавками (Состав был цеховым и личным секретом мастеров; известно, что в него входят скипидар, жиры и различные ароматические масла). Воск заливали в заранее приготовленную форму и остужали. Потом вынимали слепок, вставляли кукле стеклянные глаза и прикрепляли парик из натуральных или искусственных волос.

Выходцы из Италии (Пьеротти) и Франции (Августа Монтанари и ее сын Ричард Наполеон) довели в 19 веке английскую технику отливки восковых головок кукол до совершенства. А англичанин Чарльз Марш создал собственную технологию –  он стал покрывать воском кукольные головки из папье-маше.

Одним из самых известных английских авторов интерьерных кукол был Джон Эдвардс. Поставщик королевского двора, он изготавливал их и на продажу. Лучшая из дошедших до нас кукол Эдвардса — «Плачущая кукла», роскошно одетая девочка в белом платье.

Во второй половине 19 в. в Англии появилась мода на Рождественские восковые куклы (по преданию, эту моду ввел принц Альберт). Они изображали английских уличных торговок, солдат, офицеров, крестьян, а также различных животных.

Здесь же появилась и традиция изготовления кукол-портретов. Если раньше портретными были только восковые фигуры и отдельные куклы-автоматы, изображавшие, как правило, знаменитостей прошлого, то теперь было окончательно снято негласное табу на изображение в кукле конкретного живого человека. Так, например, королева Виктория заказала лондонскому художнику Генри Пьеротти кукол, изображавших ее детей. Вскоре многие светские дамы последовали ее примеру.

Одной из самых известных русских восковых портретных кукол стала «Восковая персона» - механическая кукла-автомат, заказанная Екатериной I в память о Петре I. Кукла сидела на возвышении в мемориальном Императорском кабинете Зимнего дворца, откинувшись на спинку кресла, и широко раскрытыми глазами глядела перед собой. Но когда кто-либо осмеливался подойти к ней ближе, чем это было положено, она неожиданно вставала и поворачивалась к нарушителю покоя, повергая его в ужас.

Куклу вылепил из воска с алебастровой посмертной маски художник и архитектор Растрелли. Туловище «восковой персоны» было выточено из дерева,  руки и ноги крепились на шарнирах. Подобными механическими куклами-автоматами славились художники, мастера-кукольники Германии и Швейцарии.

Идеей создания кукол-автоматов увлекались люди науки и искусства. Среди них — Леонардо да Винчи, Дюрер, Галилей. Особенную известность приобрели авторские куклы-автоматы Жака Вокансона из Гренобля, которые он показывал в Париже в 1783 г. (человек, игравший на флейте и свирели 12 музыкальных произведений, утка, принимавшая пищу, и др.). А швейцарский мастер Жак Дро в 1790 г. создал механического писца — куклу с лицом ребенка, которая сидела за столом перед чистым листом бумаги, макала гусиное перо в чернильницу и четким, красивым почерком выводила на бумаге фразу за фразой.

Сын Дро - Анри, желая превзойти отца, изобрел куклу-художника, которая могла писать картины. Отец и сын Дро создали также уникальную авторскую механическую куклу Пианистки, величиной более метра. Она исполняла на фисгармонии сложнейшие музыкальные произведения, при этом ее пальцы виртуозно и точно скользили по клавишам, а глаза следили за партитурой. Исполняя очередное произведение, Пианистка «дышала», а в конце выступления кланялась в ответ на аплодисменты публики.  Большинство из этих уникальных авторских кукол-автоматов дошли до нашего времени и стали гордостью музейных и частных коллекций. Разнообразные автоматы — ходячие и танцующие куклы, поющие и машущие крыльями птицы — изготовлялись немецкими мастерами в Нюрнберге, Женеве и Невшателе.


В избранное