Сегодняшний день б>дет посвящен вопросам
семейных отношений. Когда мы разбирали сл\чай Марии, случай, характерный для
российского менталитета, мы видели, что некоторые модели поведения имеют не
только наследственный характер. Следует понимать, что здоровье и благополучие
человека тесно взаимосвязаны. Здоровье - это нормальное состояние для всех
живых существ в мире, и любое вмешательство в состояние здоровья имеет
отрицательные последствия, вмешательство в нормальное здоровое состояние вы-
зывает порождение болезни. В пример Марии мы видели, что причиной возникновения
болезни сына является это чрезмерный контроль над ним со стороны родителей. То
же самое и с болезнью самой Марии - она проистекает от чрезмерного контроля со
стороны ее родителей. Мы вполне
можем предположить, что и в семье Володи, её мужа, тоже присутствовал чрезмерный контроль.
Первый
американский президент считал, что самое лучшее правительство, это то
правительство, которое меньше других занимается управлением страной. То, что
верно в политике, верно и в семейных отношениях. Всё, что ограничивает человеческую свободу, отрицательно влияет и на
физическое состояние человека, и на его умственное состояние. Модели
поведения предков (родителей) воздействуют на сознание человека. Состояние
Володи вызвано чрезмерным контролем со стороны его родителей, и у Марии было то
же самое в детстве.
Во
многих семьях детям уделяется мало внимания. Ребенок, оставленный без внимания
родителей, это либо «ребенок войны», любо ребенок чрезвычайно занятых работой
ли собой родителей. B.I.D.
такого ребёнка - стремление к любви, к пониманию, к защите. Известно, что так
же, как наши физические характеристики заложены в нас до рождения, это в
большой степени относится и к нашему сознанию, к нашему поведению, к нашему
мировоззрению. Учитывая это, мы сможем лучше понимать и себя, и других людей,
и, следовательно, сможем вносить необходимые коррективы в свое мировосприятие и
поведение, а также оказывать помощь окружающим людям. Мы должны видеть полную
картину человека, если хотим помочь ему.
Существует
понятие идеальной семьи, понятие любви, понятие заботы. Но каждый человек
воспринимает эти понятия по-своему. Например, понятие любви - оно универсально,
в общем все понимают его одинаково, но что означает оно персонально для каждого?
Предположим,
существует супружеская пара: Иван и Людмила. Он стремится к уединению и хочет,
чтобы его оставили в покое, а она не может жить без постоянной заботы о других,
всегда поддерживает и опекает своих близкихх.
Модель: желание, чтобы оставили в покое
Модель: постоянная забота о других, опека
Иван
+
-
То, что для нее является плюсом, для него
является минусом
Людмила
-
+
то, что для него является плюсом, для неё
является минусом.
Тогда Людмила будет
склонна по-своему интерпретировать поведение Ивана, воспринимать его, как
отчужденное. А он считает, что она его подавляет. Любовь - понятие
индивидуально понимаемое, индивидуально интерпретируемое. И хотя они различны
по полу, модели поведения их не различны. Положим, в семье появилось двое детей:
Павел и Ольга. Они наследуют понимание любви от своих родителей. Павел похож на
маму: с его стороны все видят постоянную поддержку и заботу, а Ольга стремится,
чтобы её оставили в покое. Оба они наслед\ют разную интерпретацию одного и того
же понятия, интерпре- тацию понятия другим человеком. Между крайностями
существует нечто общее, то есть эта кажущаяся несовместимость не является
ненормальной.
Может
возникнуть вопрос: эти несовпадения, разногласия в восприятии и понимании
жизни, почему они возникают, если Разумная Жизнь стремится к совершенствованию?
И почему, как правило, такая кажущаяся несовместимость приводит к разводу? И
почему многие психотерапевты советуют супругам развод в подобных случаях?
Психогенетика стоит на другой точке зрения: оба эти человека необходимы друг
другу, они учат друг друга. Иван должен научиться заботиться о Людмиле, а
Людмила должна научиться уважать его право на одиночество. Главное, что Иван не
отвергает саму Людмилу, он отвергает ее давление на себя. Речь идёт не о конкретных
людях, а о принципах, которые ими движут и управляют. Каждый человек реализует
определенный принцип.
Иван
не должен испытывать чувство вины, что он не так заботлив, что он не
соответствует ожиданиям других людей. Чувство вины привнесено ему извне, навязано
ему.