Вытащи себя за хвост: Выпуск 22. Предложение денег - продолжение.
Выпуск 22. Предложение денег - продолжение.
Основной задачей Центрального банка любой страны является поддержание стабильности национальной валюты.
Именно поэтому, Центральный банк не может бесконечно печатать деньги.
При том же уровне производства товаров и услуг это неизбежно приведет к росту цен.
Поддержание инфляции на низком уровне (около 2% годовых) является основной целью Центральных банков большинства развитых стран.
Проведение политики сдерживания инфляции называется инфляционным таргетированием.
Помимо Центрального банка выпуск денег в обращение осуществляют коммерческие банки.
Дело в том, что каждый выданный банком кредит является по сути предложением новых денег.
В основе бизнеса коммерческих банков лежит торговля чужими деньгами.
То есть они привлекают сбережения у граждан, предприятий и других банков и выдают их в кредиты нуждающимся гражданам и предприятиям.
В случае недостатка сбережений в национальной валюте в стране, коммерческие банки могут получать кредиты в Центральном банке.
Итак, первым «производителем» денег является Центральный банк. А вторым – коммерческие банки страны.
На каждый рубль, выпущенный Центральным банком (ЦБ), коммерческие банки могут выпустить некоторое дополнительное количество денег, выдавая новые кредиты.
Это количество денег ограничено и может превышать выпущенные ЦБ деньги в определенное количество раз.
Цифра этого превышения называется мультипликатором.
Коммерческие банки, выдавая кредиты, преследуют ту же цель, что и предприниматели: получение максимума прибыли с учетом рисков.
В данном случае риск называется кредитным и состоит в том, что предприятия или граждане, получившие кредиты, не смогут или не захотят их вернуть.
Особенность рыночной экономики состоит в том, что в ней единственным дефицитным товаром являются деньги.
В самом деле – купить сейчас можно все, что угодно.
Даже слетать в космическое путешествие, если у Вас завалялись лишние 20 миллионов долларов.
А вот денег не хватает всем и всегда.
Последняя фраза относится именно к экономике и не отрицает существования людей, холодно относящихся к деньгам и преследующих совершенно другие цели в жизни.
Подписаться на нее Вы можете на сайте www.cioda.net.
Но продолжим.
Как у всякого товара, у денег имеется своя цена.
Вы, наверное, знаете, что цена определяется спросом и предложением.
И экономисты учат, что существует некая равновесная цена, учитывающая спрос на товар и предложение этого товара.
Правда, эта равновесная цена применима лишь в идеальном мире, где есть абсолютная конкуренция и нет препятствий для получения информации.
Например, в Вашем городе есть несколько супермаркетов, продающих продукты.
Если Вы знаете, сколько стоит масло в каждом из них, то наверняка купите его по самой дешевой цене.
Однако, на практике, люди ходят в один или несколько приглянувшихся им магазинов, где по их ощущениям, соотношение цена-качество товаров является оптимальным.
Этим супермаркеты и пользуются.
Продавая одни товары по низким, по сравнению с конкурентами, ценам, они завышают цены на другие товары.
Учитывая приведенный пример, давайте для удобства считать, что некая равновесная цена денег существует.