Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Внутренний зоопарк

  Все выпуски  

Внутренний зоопарк Лось: Не отрекайся от себя!.


«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым,

 пока ему не удается связать воедино

 разрозненные факты, им наблюдаемые».

 Д. Хевеши

   Следы почитания животных можно обнаружить в религиях разных народов и эпох. Из наиболее известных: бог Осирис с головой ястреба в Египте; бог Зевс, будто бы являвшийся людям в образах быка, лебедя или орла; бог Пан с козлиными ногами и рогами в верованиях древних греков; финикийская богиня Аштарт в облике коровы; бог индусов Гануман в образе обезьяны, мексиканский бог Солнца Тецкатлипока с медвежьей головой.  Все это примеры влияния культа животных на историческое развитие мировых религиозных систем, а также - мистического почитания животных разными народами в древности.

В современном же мире, с его информационной перегруженностью и быстрым ритмом, мы зачастую не задумываемся о глубоком значении используемых нами в повседневной жизни символов. А в них, зачастую скрыты послания, которые могут помочь нам найти ответы на волнующие вопросы о смысле жизни и своем предназначении. Обернитесь вокруг себя и посмотрите внимательно, изображения какого животного (а может-нескольких) окружают вас? Попробуйте ответить себе на вопрос: почему в некоторые моменты жизни мы начинаем обращать внимание на определенных животных и нам хочется, например: в один момент купить себе кофточку с изображением грациозной пантеры, а в другой – дикой волчицы? Проведите такой эксперимент: в магазине сувениров, посмотрите на выставленные на витринах фигурки животных и обратите внимание, кто из них вызывает в вас наиболее сильный внутренний отклик и какой? Лучше, если эти фигурки будут похожи на настоящие, а не стилизованы под определенную систему гороскопа или символику Фэн-шуй.

 В своей рубрике, я лишь немного приоткрываю полог тайны над символикой архетипа Тотема и его отдельных представителей. Наш сегодняшний «герой» - величественный Лось. Большинство из вас видело это мощное и в то же время стройное животное или хорошо представляет себе, как они выглядят: темно-бурое, почти черное туловище, длинные белые ноги, огромная голова, украшенная у самцов рогами с "лопатой" посередине, толстая верхняя губа и своеобразная борода, только на шее. Эту лосиную бороду охотники называют серьгой. Короткий хвост, даже хвостик, как у всех оленей.

В прежние века у очень многих народов, в том числе и на русском Севере, созвездие Большой Медведицы носило название "Лось", а Млечный Путь считался межзвёздной тропой, по которой некий Охотник в начале времён преследовал этого рогатого зверя. В XV веке Афанасий Никитин, находясь в Индии, отмечал: «Лось стоит головой на восток». У поляков Полярная звезда называется «Лосиной звездой». У эвенков и сейчас созвездие Большой Медведицы называется «Лосихой Хэглэн», а Малой Медведицы – «Теленком Хэглэн».

На юге Западной Сибири, в Кемеровской области, на берегах реки Томи, под открытым небом расположены писаницы (наскальные рисунки времен каменного века). Среди них много изображений лосей. Эти рисунки поразительно реалистичны, в них воплотилась вся глубина знаний первобытного человека о лосе, мясом которого он питался и от успешности охоты на которого зависело благополучие целого рода. Этим изображениям древние люди придавали особый смысл: по поверьям сибирских народов в «серьге» лося была заложена его жизненная сила и способность размножаться. Древнейший культ лося складывался столетиями. В народной традиции эвенков: Лось – родовое божество, олицетворение прародителя, от расположения которого зависит существование рода. Человек в древности вел в основном хищническое хозяйство: брал от природы то, что она ему давала. При этом древний охотник понимал, что благополучие его рода напрямую зависит от количества зверей в лесу и удачности охоты.

Сменились эпохи и на смену реалистическим картинкам каменного века, приходят сюжеты, связанные с представлениями о происхождении народа, строении вселенной, предках рода. В центре рисунков, датируемых бронзовым веком, изображается фигура космического лося с рогами в форме полудиска с отходящими от него вверх лучами. Согласно древним представлениям эвенков: «видимое голубое небо – не что иное, как тайга верхнего мира. В ней живет космический лось Хэглэн (солнце). На день лось уходит в чащу небесной тайги, и потому его не видно с земли людям; к ночи лось выходит на вершины хребтов, и его, наиболее мощного среди остальных небожителей-звезд, люди видят с земли." У нанайцев есть древняя легенда: «Жил на небе лось, и однажды он проглотил солнце, темно стало на земле, нет света и тепла. Плохо стало жить людям на земле. И тогда один храбрый охотник смастерил лыжи, лук и стрелы и пошёл по следам лося. Охотник догнал его, выстрелил из лука и освободил солнце. Снова оно засияло на небе, стало тепло и светло. И так продолжается каждую ночь – охотник идёт вслед за лосем, освобождает солнце, и на земле наступает рассвет. А вечером – лось снова проглатывает солнце и погоня продолжается. А лыжню охотника можно увидеть на ночном небе – это Млечный путь»"..

Весьма сходные предания о священном Лосе зафиксированы у многих других народов: от Дальнего Востока, Алтая, Сибири - и до Финляндии, а также у индейцев Северной Америки. Что говорит о глубокой древности этого мифа.

Историю почитания того или иного символа, можно проследить также в предметах обихода древнего человека, например – в рисунках вышивки. На полотенцах, кpоватных подзоpах и на кокошниках шиpоко пpедставлены композиции с вышитой женской фигypой в центpе и оленями по стоpонам ее. Так, наши предки, изображали Рожаницу — женское божество плодородия в славянской мифологии, покровительницу рождаемости и урожайности. Современные музейные коллекции хранят значительное количество тканей и вышивок с лосями из разных мест (бывшие губернии Новгородская, Вологодская, Олонецкая, Тверская, Петербургская, Архангельская, Калужская, Полтавская).

Начиная с VI века до нашей эры античными философами была создана целостная теория прекрасного в природе, получившая название «Эстетика природы». Древние философы, например, Лукреций Кар в эстетическом восприятии природы видел глубокий смысл и радость жизни, сочувствие всему живому, вдохновенное пристрастие к красоте природы. Аристотель выделял признаки красоты в природе: правильность форм, соединение всех частей целого, симметрию, ритм, согласие противоположностей (теплого и холодного в цветах, высокого и низкого в звуках, то есть их гармонию. Справедливо считалось, что природа учит людей видеть красоту и создавать красоту. Человек вбирает ее в себя из природы, она проникает в его душу и наполняет ее высоким смыслом. Отсюда проистекала вера в чудодейственное значение красоты природы, способной духовно переродить, исправить и возвысить человека.

В современном мире Лось - символ Скандинавских стран и особо почитаем в Канаде. С давних времён индейцы – коренные жители современной Канады – поклонялись лосю. Согласно их легенде, именно лось вернул людям тепло и огонь, которые украл похититель Солнца. Индейцы-алгонкины называли лося «мус» (обгладыватель коры). До сих пор наименование «мус» встречается в названиях рек, островов, городков. На карте Канады более 600 названий, в которых упоминается лось – большинство из них в Онтарио, Квебеке, Новой Шотландии.

 Вслед за индейцами лося стали почитать и европейские эмигранты – изображение этого животного появилось на гербах провинций и городов. Сейчас благородный профиль лося чеканится на монетах, ему ставят памятники и выпускают многочисленные сувениры с лосиной символикой. В 2000 году в Торонто в честь национального символа было установлено более 300 фигур лосей в натуральную величину.

Как тотемное животное, лось несет в себе безапелляционное послание человеку о целостности и неразрывности  части с целым. Например: человек – часть природы и если в следствии его деятельности нарушается природный баланс, это окажет прямое воздействие на человека. Древние хорошо знали и почитали этот закон. День и ночь, горячее – холодное, темнота и свет, душа и тело, восход-закат, вдох – выдох, рождение - смерть…. Вы можете продолжить этот список до бесконечности. Помните знаменитое изображение Инь-Ян: белое и черное? В белом поле Ян заключена черная точка Инь, а в черном поле Инь - точка Ян. Это означает, что две противоположные силы возникают и развиваются друг в друге, благодаря чему между ними и сохраняется равновесие. В каждом из начал содержится элемент противоположного: так, мужское начало обладает некоторыми свойствами женского и наоборот. В мировосприятии даоса противоположности не противопоставлены друг другу, а пребывают в единстве и взаимосвязи. Инь и Ян находятся в динамическом равновесии, порождающем все многообразие мира. Задача человека не в том, чтобы стремиться к одному из полюсов, а в том, чтобы обрести то же самое динамическое равновесие в себе самом. Инь и Ян противоборствуют, но одно не могут существовать без другого.

Тотемное послание Лося сродни даосской формуле счастья: следовать Природе, не противопоставляя себя течению жизни, но оставаясь в гуще событий, и не только принимая этот поток, но и наслаждаясь им. "Но сможем ли мы вернуться к подобной простоте?" - спросят многие. Ведь мы привыкли воспринимать мир как комплекс сложных проблем, любая попытка решить которые обречена на провал. Предлагаю вам ежедневно делать следующее упражнение: когда вы находите кажущееся вам противоречие, попробуйте отстраниться от плоскости конфликта и увидеть целое. Например: день и ночь – сутки, вдох и выдох – дыхание, любовь и ненависть – чувства. Попробуйте, эффект вас удивит! Вы начнете видеть смыслы происходящих событий, «подниматься над обыденностью».

А в заключение хочу привести даосскую притчу «Достижение успеха»:

«Считается, что человек получает совершенное удовольствие, когда достигает успеха. Древние не разумели под этим стяжание благ или власти. Они довольствовались своей долей и наслаждались своей природой. Древние называли успехом не обладание колесницей и шапкой знатного вельможи, а всего лишь невозможность добавить что-нибудь к своему счастью. Нынче же успехом считается обладание шапкой и колесницей знатного вельможи. Но шапка и колесница могут радовать только тело, а внутренней сущности они ни к чему».


В избранное