Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Внутренний зоопарк

  Все выпуски  

Внутренний зоопарк Феникс: Вечное возрождение. Часть 1


«Если неразумному животному, которое даже не знает творца всех вещей,

дается воскресение из мертвых, то неужели и на нашу долю,

тех, кто восхваляет Бога и соблюдает его заповеди,

 не выпадет воскресение?»

«Физиологус» II в.

 

   Продолжая наше увлекательное путешествие в мире животных-тотемов, хочу вас познакомить с Фениксом... Удивлены? Вы можете мне возразить: «Какое же это животное, а тем более тотем? Это мифическое существо и не имеет отношение ни к животному миру, ни к России». На самом деле, для современных жителей мегаполисов не только мифические персонажи, но и многие представители животного мира стали менее реальными, чем вымышленные телевизионные персонажи вроде Телепузиков, Шрека, Зелибобы и т.п. Можно было бы продолжить статью подробным описанием того, какое влияние оказывают они на нас и наших детей, учитывая, что маленький ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых строится его модель мира… Но смысл этой рубрики не в этом. Мной движет искреннее желание, чтобы после прочтения статьи вы вспомнили, что являетесь неотъемлемой частью природы, услышали в себе ее зов и стали ближе к себе, настоящему, а не вымышленному.

   О влиянии сказок и мифов на бессознательное человека говорили такие великие психологи и философы, как З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг, Э. Берн. В мифах, как и сновидениях, инстинктивные желания выражены не явно, а в замаскированном виде. В них речь идет о желаниях, которые как предполагал Фрейд, характерны для периода детства. В мифах и сказках рассказывается о событиях, происходящих в пространстве и во времени. В этом повествовании на языке символов выражаются религиозные и философские идеи, передается внутреннее состояние человека, и в этом подлинное значение мифа. О языке символов и понимании его значения писал Эрих Фромм: «это такой язык, с помощью которого внутренние переживания, чувства и мысли приобретают форму явственно осязаемых событий внешнего мира. Это единственный универсальный язык, изобретенный человечеством, единый для всех культур во всей истории, который нужно понимать, если хочешь понять смысл мифов, сказок и снов». Умение понимать этот язык позволяет соприкоснуться с глубинными уровнями нашей собственной личности. Еще одну точку зрения в толковании сказок и мифов высказывает К.Г. Юнг: «в сказках душа высказывается о себе самой, а архетипы обнаруживаются в своей естественной сыгранности». Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан напрямую связан с принципом «ожитворения».  Для иллюстрации этого предлагаю чуть подробнее остановиться на основных идеях народных сказок и мифов, а также - их влиянии на слушающего:

1.        «Окружающий нас мир – живой». Это идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, животных и заканчивая растениями и рукотворными вещами (гуси-лебеди, яблоня, ручеёк, колобок, печка и т.д.).

2.        «Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь». Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3.        «Разделение добра и зла, победа добра». Это идея – важная составляющая для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4.        «Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти». Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5.        «Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами». Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

   Надеюсь, на возражение о том, что мифический персонаж не оказывает влияние на современного человека, я ответила? А о связи Феникса с Россией чуть позже. Первое упоминание о Фениксе было найдено у греческого поэта Гесиода, который говорил о нем как о широко известной долгоживущей птице. Сильное влияние на распространение легенд о Фениксе оказали "Метаморфозы" Овидия, который создал римскую версию мифа на основе греческого знания о птице солнца. Образ Феникса как нельзя лучше иллюстрирует название книги: "метаморфозис" по-гречески означает "перевоплощение". По Овидию, Феникс бессмертная птица, но его жизнь состоит из пятисотлетних циклов. В конце каждого цикла птица строит на высокой пальме гнездо из мирра, корицы и других благовоний. Солнце воспламеняет гнездо, и Феникс сгорает в огне. Молодой Феникс, рождающийся из пепла, живет следующие 500 лет. Когда птенец становится достаточно сильным, он переносит прах своего предка в храм города солнца. Со времен Геродота (V век до н. э.) Феникс был одним из самых популярных мифологических персонажей. Ни одна птица не захватывала человеческое воображение так, как священная птица древнеегипетского «города солнца». Сотни поэтов и писателей обращались за вдохновением к ее образу. Феникс – один из любимых образов Шекспира. Мифологическая птица – герой его пьесы «Феникс и горлица». В «Потерянном рае» Мильтона архангел Рафаил спускается на землю к Адаму в образе феникса. Китс пишет: «Мне крылья феникса пошли… чтобы улететь я мог к своим мечтам». Описание символики, связанной с этим образом, дано Рандлом Кларком: "Вообразите жердь, торчащую из вод Аббиса. На ней сидит серый Феникс, предвестник грядущего. Он раскрывает клюв и разрывает тишину первобытной ночи призывом к жизни и началу хода событии, "определяя, что должно быть, а что не должно". Феникс, таким образом, служит воплощением первоначального Логоса, слова, которое служит промежуточным звеном между божественным замыслом и воплощением этого замысла в жизнь... В каком-то смысле, когда Феникс издает свой крик, он устанавливает все (календарные) циклы, так что именно он определяет все деления времени, и потому его храм в Гелиополе стал центром определения календарных дат".

      В мифологии каждого народа встречаются упоминания о «чудесной» птице, которая возрождается после смерти. В Египте — это птица Бену, Симург в Иране, В Индии — Гаруда, Керкес в Турецкой мифологии. В китайской “Книге ритуалов” сказано, что существует четыре благодетельных или духовных животных: единорог, феникс, черепаха и дракон. Феникс воплощает в себе одновременно инь и ян. В нем воплощена космологическая концепция Жизни, разделенной на два пола, — концепция, дающая возможность воспринимать Мироздание в его цельности. Феникс стал одним из христианских символов еще в первом веке, поскольку в Первом послании к Коринфянам упоминается легенда об этой птице, рассказанная Св. Климентом. В раннехристианском искусстве феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его особое значение — воскресение из мертвых и триумф вечной жизни над смертью. Позднее феникс стал символом Воскресения Христова. В апокрифических «Книге Еноха» и «Откровении Варуха» — феникс как космическая птица летит впереди огненной колесницы солнца и перенимает черты крылатых херувимов, несущих небесный трон Бога. Заслоняя своими крыльями огненные лучи солнца она выступает хранительницей мира.  

  Относительно реальности Фениксов высказываются различные мнения: некоторые специалисты полагают, что якобы существовала какая-то реликтовая птица с ярким оперением, только вымерло это чудо еще очень-очень давно. Да и вообще считается, что большая часть сказочных животных, вполне возможно, действительно существовала. В наше время есть такая наука под названием «тератология», изучающая подобные аномалии развития. Сказки сказками, но ведь можно сказать, что и сейчас появляются на белый свет «змеи-горынычи» – рептилии о нескольких головах, «единороги» – копытные с аномалией развития рожек и т. д. Вполне возможно, что многим мифическим существам, как в образе животных, так и в образе людей, есть те или иные научные объяснения. Некоторые учёные, пленённые поэтическим очарованием многочисленных легенд, решили поискать в природе следы птицы этой сказочной птицы, используя ее многочисленные описания: "она окрашена в золотой и красный цвета, символизирующие восходящее солнце, с хохолком на голове».  И, представьте себе – такую птицу нашли! Пурпурная цапля (Ardea purpurea) очень походит своей внешностью на портрет феникса (древний Египет). Но, к сожалению, в биологических свойствах пламенеющей на восходе солнца птицы не найдено никаких примет вечности. Она так же смертна, как и все на этом свете.

    

Символическое значение Феникса с течением времени менялось. Если в Древнем Египте Феникс отождествлялся с солнцем, то в Риме он стал символом императорской власти. Его изображения нередко встречаются на римских монетах. Многие авторы говорят о ней, что она единственная во всех земле, поэтому видят ее очень редко. Отсюда и пошла поговорка: "Более редкостный, чем птица Феникс". В христианском учении Феникс стал символом не только бессмертия духа, божественной любви и благословения, но и Бога-Сына, воскресшего на третий день после распятия. Изображения Феникса украшают соборы в Туре, Магдебурге, Базеле, в соборе святого Петра в Риме и многих других европейских городах. Его изображения широко используются в геральдике. Феникс украшал щит Жанны д'Арк, печать шотландской королевы Марии Стюарт, медальон Елизаветы I, английской королевы.

    Основное символическое значение Феникса, которое «красной нитью» проходит через все известные произведения, это «неизменность живого существа в его смерти — источнике самопроизвольных возрождений». Будучи первоначально символом цикличности восхода и захода солнца, Феникс универсальный символ, воплощающий комплекс представлений о бессмертии и воскресении, в том числе о возрождения человеческого духа в вечной борьбе с трудностями материального мира. По выражению швейцарского психолога К.Г.Юнга: «Феникс становится символом возрождения человека, его освобожденной душой».


В избранное