Постижение себя и раскрытие внутреннего потенциала
Ключ к тому, как заниматься буддийской практикой, лежит в
обучении простому пребыванию в чистом осознавании мыслей, чувств и восприятий,
когда они возникают. В буддийской традиции это спокойное присутствие называется
осознанностью, что, в свою очередь, означает простое пребывание в естественной
ясности ума. Как в том примере с собакой, если бы я осознавал свои привычные
мысли, ощущения и восприятия, не позволяя им себя захватывать, то их власть
надо мной начала бы ослабевать. Я бы воспринимал их появление и исчезновение
как естественную функцию ума — столь же естественную, как движение волн по
поверхности озера или океана. И в конечном счёте я понял, что именно это
происходило, когда я в одиночестве сидел в своей келье, пытаясь преодолеть
тревогу, которая причиняла мне столько неудобств на протяжении всего детства.
Простое наблюдение за тем, что происходило в моём уме,
действительно изменяло то, что там происходило.
Вы можете начать испытывать такую же свободу естественной
ясности прямо сейчас с помощью одного простого упражнения. Просто сядьте прямо,
дышите нормально и позвольте себе осознавать движение воздуха при дыхании,
внутрь и наружу.
Расслабляясь в осознавании своих вдохов и выдохов, вы,
скорее всего, начнёте замечать сотни мыслей, пробегающих в вашем уме. От
некоторых из них легко освободиться, в то время как другие могут завести вас на
длинную и петляющую туда-сюда дорогу смежных мыслей. Когда вы заметите, что
погнались за мыслями, просто вернитесь к сосредоточению на дыхании. Делайте это
в течение одной минуты.
Вначале вас удивит количество и разнообразие мыслей,
льющихся через ваше осознание подобно водопаду, низвергающемуся с отвесной
скалы. Такое переживание не означает неудачу. Напротив, это знак успеха. Вы
начали понимать, какое количество мыслей обычно роится в вашем уме, хотя вы их
даже не замечаете.
Вы также можете заметить, что увлеклись какой-то цепочкой
мыслей и следуете за ними, пренебрегая всем остальным. Потом вы вдруг
вспоминаете, что целью упражнения было простое наблюдение за мыслями. Вместо
того чтобы наказывать или обвинять себя, просто вернитесь к сосредоточению на
дыхании.
Если вы будете продолжать эту практику, то обнаружите, что,
несмотря на появление и исчезновение мыслей, ничто не нарушает и не прерывает
естественную ясность ума.
К примеру, во время поездки в канадскую Нова Скотию я
побывал в обители для уединения, находившейся совсем рядом с океаном. Б тот
день, когда я приехал, стояла замечательная погода: небо было безоблачным, а
океан — таким глубоким, прозрачным и синим, что на него было приятно смотреть.
Когда я проснулся на следующее утро, океан выглядел как густой и грязный суп. Я
недоумевал: «Что случилось с океаном? Ещё вчера он был таким прозрачным и
синим, а сегодня вдруг помутнел». Я спустился к берегу и не обнаружил никаких
явных причин этой перемены. Ни в воде, ни на берегу не было никакой грязи.
Затем я взглянул на небо и увидел, что оно затянуто тёмными, зеленоватыми
облаками. Я понял, что цвет облаков изменил цвет океана. Внимательно посмотрев
на саму воду, я увидел, что она по-прежнему была чистой и прозрачной
Ум во многом подобен океану. Его «цвет» меняется изо дня в
день, мгновение за мгновением, отражая мысли, эмоции и прочее, проплывающее,
так сказать, «над головой». Но сам ум, как и океан, никогда не меняется: он
всегда чистый и прозрачный, независимо от того, что он отражает.
Вначале практика осознанности может казаться трудной, но
дело не в том, сколь впечатляющим будет ваш успех на первых порах. То, что
сегодня кажется невозможным, становится легче по мере практики. Нет ничего
такого, чего нельзя освоить, и к чему невозможно привыкнуть. Просто подумайте
обо всех неприятных вещах, которые вы уже принимаете как само собой
разумеющееся, — например, о том как вы мучительно медленно пробираетесь в
плотном потоке машин или общаетесь с раздражительным родственником или
коллегой. Вы овладеваете осознанностью постепенно, устанавливая новые нейронные
связи и подавляя болтовню старых. Для этого необходимо терпеливо продвигаться
маленькими шажками, занимаясь практикой понемногу.
Есть старая тибетская поговорка: «Если будешь спешить,
никогда не доберёшься до Лхасы. Иди медленно, и достигнешь цели». Эта пословица
появилась ещё в те дни, когда люди из Восточного Тибета совершали паломничество
в Лхасу, столицу центрального региона страны. Паломники, которые хотели попасть
туда поскорее, шли как можно быстрее, но уставали или заболевали из-за темпа,
который сами же выбрали, и им приходилось возвращаться обратно домой. Те же,
кто путешествовал не спеша, разбивали лагерь на ночь, наслаждались отдыхом и
приятной компанией и продолжали путь на следующий день, в итоге быстрее
достигая Лхасы.
Опыт следует за намерением. Где бы мы ни были и что бы мы
ни делали, нам нужно лишь осознавать свои мысли, чувства и ощущения как что-то
естественное. Не отвергая и не принимая свой опыт, мы просто осознаём его и
позволяем ему проходить. Продолжая действовать в таком духе, мы со временем
обнаружим, что способны справляться с ситуациями, которые когда-то считали
мучительными, пугающими или печальными. Мы обнаружим чувство уверенности,
произрастающее не из гордости или высокомерия. Мы поймём, что у нас всегда есть
убежище, защита и крыша над головой.
Помните тот маленький тест, который я просил вас пройти,
задавая себе вопрос во время следующего обеда или ужина: «Кто или что думает,
что еда вкусная или невкусная? Кто или что осознает процесс принятия пищи?».
Когда-то казалось, что ответ очень прост. Но теперь ответ уже не приходит так
легко, не правда ли?
И всё же мне бы хотелось, чтобы вы предприняли ещё одну
попытку проверить себя, когда в следующий раз сядете обедать или ужинать. Если
ответы, которые сейчас приходят вам в голову, путаные и противоречивые, это
хорошо. Как меня учили, замешательство — это начало понимания, то есть первая
стадия освобождения от нейронной болтовни, которая приковывала вас к
фиксированным привычным идеям о том, кто вы есть и на что способны.
Другими словами, замешательство — это первый шаг на пути к
настоящему благополучию.
Вы — не тот ограниченный и беспокойный человек, каким себя
считаете. Любой буддийский мастер может сказать вам с полной убеждённостью,
основанной на личном опыте, что на самом деле вы — средоточие сострадания, что
вы обладаете совершенным осознаванием и полностью способны достичь величайшего
блага не только для самого себя, но для всех и всего, что вы можете себе
представить.
Единственная проблема заключается в том, что вы этого о
себе не знаете. Говоря строго научным языком, которому я научился из разговоров
со специалистами в Европе и Северной Америке, большинство людей просто ошибочно
принимают образ самих себя, формируемый привычками и закрепляющийся в нейронных
связях, за то, кем или чем они на самом деле являются. Этот образ почти всегда
выражается в двойственных понятиях: я и другой, боль и удовольствие, обладание
и неимение, симпатия и антипатия. Как мне объяснили, это самые основные
понятия, необходимые для выживания.
К сожалению, когда ум окрашен такой двойственностью, каждое
переживание — даже мгновения счастья и радости — сковано каким-то чувством
ограниченности. На заднем плане всегда прячется некое но. Один из видов «но» —
это «но отличия»: «Мой день рождения прошёл замечательно, но мне хотелось бы
шоколадный торт вместо морковного пирога». Кроме того, есть «но лучшего»: «Мне
нравится мой новый дом, но у моего друга Джона дом больше, и света там гораздо
больше». И, наконец, есть «но страха»: «Я терпеть не могу свою работу, но разве
я найду другую в такие времена?» Личный опыт научил меня, что можно преодолеть
любое ощущение собственной ограниченности. Иначе я, скорее всего, сидел бы в
своей келье, чувствуя себя слишком испуганным и неадекватным, чтобы участвовать
в групповых практиках. В тринадцать лет я лишь знал, как преодолеть свой страх
и чувство незащищённости. Но благодаря терпеливому руководству таких
специалистов в области психологии и неврологии, как Франциско Варела, Ричард
Дэвидсон, Дэн и Тара Гоулман, я начал понимать с объективной научной точки
зрения, почему практики на самом деле работают: эти ощущения ограниченности,
тревоги, страха и прочего — всего лишь нейронная болтовня. По своей сути они —
привычки. А от любых привычек можно отучиться.
- Йонге Мингьюр Ринпоче "Будда, мозг и нейрофизиология счастья"