Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Физика для взрослых

  Все выпуски  

Физика для взрослых. Понеслась


Здравствуйте!

Я тут некоторое время собирался с мыслями, так что прошу прощения, если заставил ждать.

В качестве разминки небольшое упражнение на воображение.

Представьте, что вы путешествуете по каким-то незнакомым местам в сопровождении обаятельного и толкового экскурсовода. (Если вдруг кто равнодушен к путешествиям, представьте, что по телеку смотрите интересный вам канал). До путешествия (до просмотра телепередачи) вы и понятия не имели о том, что есть вот такие места и что там вообще люди живут как-то. А теперь они вам и знакомы и симпатичны и даже фантазии всякие на тему, как бы вы сами там свою жизнь устроили.

Для большего эффекта можно даже несколько вариантов прокрутить. В разное время года в разных местах...

Какое время года у вас самое любимое?

И вот как раз в это время года вы вдруг попадаете на экскурсию...

Внимание...

Тадамммм!!!

...по своим родным местам, где родились, выросли и прожили не один год.

Вот буквально в этом доме вы жили.

А вот тут деревья – ну надо же как выросли!..

Дома и дворы те же, только вместо одинокого 412-го москвича теперь всё заставлено разномастными иномарками...

И экскурсовод всё рассказывает что-то, да так интересно. А вы, оказывается, и не знали!..

(Кто всю жизнь прожил на одном месте... ну представьте, что ваши места опять же по телеку показывают).

Цель упражнения – уловить то парадоксальное ощущение новизны и непривычности от встречи с тем, что, казалось бы, уже давно и безнадёжно знакомо.

Уловили?





Теперь приступим собственно к основному курсу Физики для взрослых.



Теория.



Из чего же,
Из чего же,
Из чего же
Сделаны наши мы-с-вами?



Из молекул. Молекулы из атомов, атомы из протонов-нейтронов-электронов. Те ешё из чего-то, насчёт чего учёные и сами до сих пор не совсем уверены, т. к. там, из-за корпускулярно-волнового дуализма уже непонятно, где материя, а где волны в поле. В школе проходили. Была там такая экскурсия. Вспоминайте.

У кого-то экскурсовод был обаятельный и толковый. У кого-то не очень, у кого-то совсем наоборот... Как бы то ни было, но все получили представление, что вот да – вот так устроен мир. И теперь в его устройстве нам почти всё знакомо и, может быть, даже симпатично.

Но...

Я очень хорошо помню, как в конце пятого класса предвкушал, что со следующего года у нас начнётся физика. Даже надыбал где-то учебник за девятый класс. В формулы не вникал, но картинки были жутко интересны.

И вот физика началась, и экскурсовод был толковый, но...

Это как сейчас, бывает, идёшь мимо киоска со слойками – и такой многообещающий запах из него источается!.. Не удержишься, купишь парочку; потом жуёшь и думаешь: «Ну? И чо у них там так вкусно пахло??..»

… вот и у меня от школьного курса только воспоминания о манящем запахе и остались.

Считается, что многое зависит от учителя. Да, зависит. Но не всё. У нас экскурсовод был толковый и душевный. И как учитель и как человек. И задачки я решал, как семечки. И в олимпиадах побеждал...

Ан-нет.

Чего-то не хватает. «Не цепляет». Ну казалось бы: физика – наука об устройстве мира. Того самого мира, в котором мы живём и частью которого являемся. А вот «то парадоксальное ощущение новизны и непривычности от встречи с тем, что, казалось бы, уже давно и безнадёжно знакомо» – есть? Ощущения нет. Если у вас оно было, можно только порадоваться. У меня его не было. Его-то мне и не хватало. (Кстати, не прибавилось этого ощущения и тогда, когда я, чуток повзрослев, принялся постигать так называемые духовные аспекты бытия).

Собственно, тогда я и не знал, что не хватает какого-то там ощущения и что должно как-то цеплять. Это как любовь с первого взгляда. Ну казалось бы, живёшь себе и живёшь среди людей. Все люди, как люди. Ну иногда встречаются новые, но всё же все более-менее одинаковы в своей индивидуальности. А однажды встретишь кого-то, ну вроде тоже такой же человек – а по телу такая волна пробегает. Опа... А чуть погодя понимаешь, как же тебе его не хватало.

Ну так вот. Как говорится, «Внимание! Тадамммм!!!».

Мир материален, да. Только материи этой чуть поболе будет, чем учат в школе. Поболе раз этак в десять. Те 90% материи, которых мне так не хватало для ощущения полноты мира, выпали из традиционного курса физики по той простой причине, что никак с «традиционной» материей не взаимодействуют. Существуют себе параллельными курсами – и в ус не дуют.

А физика ведь – наука точная и признаёт только то, что можно увидеть, потрогать или хотя бы измерить. И поскольку все физические приборы сделаны из «традиционной» материи, которая с теми 90%-ми никак не взаимодействует, то и пощупать-померить эти 90% не получается, а, значит, их как бы и нет.

И тем не менее вся наша вселенная плотненько заполнена такой материей. И мы с вами и все предметы вокруг нас и межзвёздный вакуум над нами. В общем, всё-привсё, назовём это Пространством.

Чтобы не путаться в терминах, авторы называют эту материю первичной. А официально признанную материю из школьного курса – физически плотным веществом.

Кстати, в школьном курсе первичная материя упоминается. Только в клоунском контексте: мол были такие недалёкие учёные, которые считали, что существует некий эфир, который всё-привсё пронизывает и движение которого обусловливает все процессы.

А ведь таки да.

«И всё-таки она вертится».

И всё-таки эфир существует. И даже не один, их целый спектр.

Неспроста число 7 такое сакральное. Семь типов первичной материи заполняют наше Пространство.

Не заморачиваясь с терминами, авторы называют их просто буквами: A, B, C, D, E, F, G. Прям, как ноты (которых, кстати, тоже семь)..



...Я не знаю, уважаемый читатель, как убедить тебя, что всё это не чушь. Я и не собираюсь этого делать. Похоже, наш мир так интересно устроен, что в нём можно на любой вопрос найти любой ответ.

Но, уважаемый читатель, кто-нибудь сможет убедить тебя в том, что вот именно этого человека ты полюбишь с первого взгляда? Вряд ли. Вот и мне гораздо более интересны ощущения, нежели доказательства. В конце концов, мы познаём этот мир, и себя в том числе, именно через ощущения, а не посредством умозаключений. Именно ощущения подсказывают, где Ответ. А умозаключения годятся лишь на то, чтобы доказать самим себе, что найденный ответ нас устраивает.



Продолжим.

Физике известны четыре фундаментальных взаимодействия, именно благодаря которым из протонов, нейтронов и электронов складывается всё это окружающее нас многообразие и великолепие. Гравитационное, благодаря которому массивные тела притягиваются. Электромагнитное, надёжно удерживающее атомы в составе молекул. Сильное, благодаря которому протоны и нейтроны образуют ядра атомов. И слабое, обеспечивающее более-менее стабильное существование нейтронов. Учёные трудятся не покладая рук и уже почти договорились включить в эту классификацию новое, пятое фундаментальное взаимодействие... Но сути это не меняет: сколько бы там их ни было, именно благодаря взаимодействиям материя становится самоорганизующейся и развивающейся.

Так вот. На самом деле со взаимодействиями история такая же, что и с материями: их чуток поболее будет. Первичные материи тоже взаимодействуют между собой. Правда не всегда и не везде. Необходимы условия. Формально выражаясь: чтобы некий показатель, описывающий свойства пространства в данном месте и времени, имел определённое значение.

Тут, признаться, у меня самого имеет место быть лёгкий вынос мозга, ибо показателем этим является ничто иное, как мерность.

Вот мы с вами живём в «три-дэ» мире, периодически сочувствуем убогости существования гипотетических существ из одномерного и двумерного миров, а того не подозреваем, что число измерений может быть и не целым. В нашем Пространстве мерность может принимать значения от 2,8789 до 3,00017. Как это так, я, признаться, представляю весьма условно, но меня это особо не парит, т.к. лично у меня именно с этого места начинается приход того самого «парадоксального ощущения», которое побуждает продолжать восприятие картины в целом, не растрачиваясь на малопонятных деталях.

Вот теперь самое интересное. Именно колебания мерности создают необходимые условия для взаимодействия первичных материй друг с другом. Чем ниже мерность, тем большее число первичных материй соединяются.

Как ямки на асфальте: чем глубже, тем больше воды может скопиться.

Значение мерности в окрестности 2,8789 делает возможным взаимодействие всех семи типов материй с A по G. В результате их слияния образуется физически плотное вещество, из которого благодаря четырём-пяти фундаментальным взаимодействиям выстраивается весь наш с вами физический мир во всём своём многообразии и великолепии.

Если мерность станет чуть побольше, на величину 0,020203236, то взаимодействовать способны уже только шесть типов, с A по F – физически плотное вещество в таких условиях уже не стабильно. Но и шесть типов — тоже дело. Образуется вещество, которое авторы называют его «эфирным».

По всей видимости, там тоже есть элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия. Только уже свои, эфирные, с нашими физически плотными ничего общего не имеющие и, соответственно, с точки зрения физически плотного мира как бы и не существующие.

Если мерность ещё чуть-чуть увеличить на ту же дельту 0,020203236, то слияние будет возможно только для пяти первичных типов. Получается «астральное» вещество. Со своими частицами и своими фундаментальными взаимодействиями.

Ещё выше – только четыре первичных типа образуют «ментальное» вещество.

И так далее. Только вот видимо названия у авторов заканчиваются и дальше названия уже номерные: «второе ментальное», «третье ментальное» и «четвёртое ментальное».

И всё. На верхней границе мерности 3,00017 все семь типов первичной материи уже никак между собой не способны взаимодействовать – имеет место быть самое что ни на есть настоящее «ничто».

Итак, чем выше мерность, тем материя «тоньше». И это, заметьте, не поэтическая метафора, а вполне себе «физичная» характеристика, показывающая, сколькими первичными типами эта материя образована.

Обратное, кстати, неверно. В пространстве с нижним значением мерности 2,8789, где возможно стабильное существование физически плотного вещества, образованного семью первичными типами, все остальные, более тонкие материи, тоже стабильны и прекрасно себе существуют и радуются жизни.

Вот собственно и вся картина.

По сути получается, что мы с вами в этом физически плотном мире — как на дне «океана».

Или «ямки на асфальте».

Размер метафоры не имеет значения.

Суть одна и та же: где-то там «наверху» существует только первичное «ничто», но, по мере спуска вниз, из этого «ничто» образуются всё более и более плотные «миры», причём мир более тонкий как бы включает в себя мир более плотный. Как матрёшка. И вот в самом «низу» и в «центре», самая маленькая матрёшка – это наш «официально признанный» мир.

Откуда взялись на «асфальте» эти «ямки»? Очевидно, в результате какого-то воздействия. Вполне возможно, что это и есть Мысль Создателя. То самое Слово, которое было вначале.

Какой-то период своей жизни я занимался компьютерным моделированием и не понаслышке знаю, какие огромные вычислительные ресурсы нужны, чтобы хотя бы нарисовать небольшой кусочек виртуальной реальности. Не говоря уже о воспроизведении тривиальных физических закономерностей. Не говоря уже о других способах восприятия, не только зрительном. Я конечно понимал,что Создатель крут. Но уму моему всё равно было непостижимо, как можно создать такой сложный мир и так досконально прописать все детали.

Но похоже на самом деле всё несколько изящнее и понятнее.

Стив Джобс разработал айфон? И он досконально знал его устройство? И если что-то в нём пойдёт не так, он мог бы его починить? Отнюдь.

А Билл Гейтс написал Виндовз-смёрку? Я вас умоляю.

Эти парни создали условия для других парней, которые нашли ещё парней, а те пахали, пахали и пахали... И в конце концов напахали то, чем все мы с вами теперь с удовольствием пользуемся.

Вот и Создатель не создавал весь наш мир во всём его многообразии и великолепии сам. Всё, что он создал – это условия. Как лазер дивиди-райтера прожигает на идеальном зеркале дивиди-болванки ямки, которые суть информационные битики, так и мысль Создателя запечатлелась в Пространстве в виде колебаний мерности. И всё. «Мавр сделал своё дело». А дальше в этих «ямках» из первичных материй стала образовываться самоорганизующаяся физическая материя... и понеслось.

Но подробнее об этом уже в следующей серии.

За мной, читатель.


В избранное