Мы можем думать, что эгоистичное отношение к миру
нужно нам, чтобы мы могли хорошо заботиться о себе. Однако, если мы по-настоящему
осознанно понаблюдаем за теми нашими мыслями, страстями и беспокойствами, которые
якобы выражают такую заботу - нас о самих себе - то обнаружим, что, на самом деле,
они непродуктивно тратят - воруют - высасывают нашу энергию, очень мало давая взамен.
В конце концов, вопрос "жить ради себя или ради
других" оказывается ложной проблемой, так как ложно само разделение на "себя"
и "других". Поэтому лучшее, что можно сделать с эгоизмом (или альтруизмом)
- просто отбросить, как совершенно ненужное добавление к естественной, без противопоставлений,
жизни.
Но такое отбрасывание может оказаться недостаточным,
поскольку укоренившиеся привычки вновь и вновь могут возвращать нас к эгоистичным
образам действия и мышления.
(Почему такие образы действий не годятся, не могут
принести прочного счастья? Потому что у нас есть две стороны, два способа воспринимать
себя: как что-то ограниченное, и как что-то безграничное. Когда мы видим себя ограниченными,
отделёнными от остальной вселенной, то любые наши решения проблем тоже получаются
ограниченными. Подробнее см.: Шарлотта Йоко Бек. "Повседневный дзен".)
Коротко говоря, задача в том, чтобы освободиться от
неуправляемого кручения, которое прикрывается маской "нашей собственной деятельности",
"нашей собственной заботы о себе" - но на самом деле является чужеродной
ловушкой, предназначенной для поимки нас самих.
Система упражнения
ума (называемая по-тибетски Лоджонг) - это не система упражнения интеллекта
или каких-то отдельных способностей. Это система упражнения в не-эгоистичности.
Обдумывая и применяя её идеи и методы, мы можем выскочить из-под власти эгоистичных
стандартов и ощутить настоящую свободу, приоткрыться для настоящего счастья.