Продолжаем изучение книги Эмериха Корета «Основы
Метафизики».
1. Введение
1.1. Что такое метафизика?
1.1.3. Критика метафизики
1.1.3.3. Иммануил
Кант (1724-1804) вышел из
рационалистической школьной философии своего времени (Лейбниц, Вольф), но
благодаря эмпиризму Юма пробудился от «догматической спячки». «Критика чистого
разума» (1781) ставит вопрос о возможности метафизики как науки. При этом Кант
предполагает понятие метафизики в духе своего времени – не как знание о бытии,
а как чистую, основанную на разуме науку о сферах специальной метафизики
(согласно Вольфу): душа, мир и Бог. Таким же образом он исходит из понимания
науки согласно норме точного математически-естественнонаучного познания: как
знания о всеобщих и необходимых законах. Чтобы решить вопрос о возможности
метафизики, он восходит к предшествующим (априорным) условиям возможности
познания. В этом состоит трансцендентальный
поворот его мышления: от предмета (объекта) к его «a priori» (до всякого
опыта) данным условиям (в субъекте). Последние суть, согласно Канту, априорные
формы чувственного созерцания (пространство и время), чистые рассудочные
понятия (категории) и идеи чистого разума. Однако познание вынуждено
ограничиться «синтезом» чувственного созерцания и мышления рассудка. Поэтому
для Канта оно ограничено «возможным опытом» и (в рамках его сферы) «голым явлением».
«Вещь сама по себе» предположена, но остается непознаваемой.
Идеи чистого разума
(душа, мир и Бог) даны нам a priori благодаря сущности разума, мы должны их
«мыслить» сообразно разуму, но не можем их «познавать» как действительные, ибо
для этого недостает чувственного созерцания. Нет места познанию как синтезу
созерцания и мышления. Метафизика как наука невозможна.
Тем не менее
метафизика остается для Канта не только «природной склонностью» человека,
согласно которой мы обязаны мыслить «Бога, свободу и бессмертие», но не
познавать что-либо действительное. В «Критике практического разума» (1788)
метафизика вновь возникает в форме «постулатов практического разума» как содержаний
«веры», т. е. практически-нравственной веры разума, но не строгого «знания»,
как его понимает Кант согласно норме точного естествознания своего времени.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2017 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.