Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Глубокое озеро бессознательного


"Огонь Кундалини: Волшебство Йоги и Тантры"
"Йога существует не для того, чтобы скручиваться в крендель,
для того, чтобы нести счастье в каждый дом".
выпуск 12
Здравствуйте, дорогие подписчики!

Сегодня в выпуске:

  1. Что за «птица» - Кундалини, и где ее искать?
  2. «Шабда-вичара». «Три Зэ»

Архив рассылки

Что за «птица» - Кундалини, и где ее искать?

В 10 выпуске мы закончили разговор на следующем:

«…Вы даже не представляете сейчас, насколько тотально влияние слов на вашу жизнь. Слова забрались не только в ваш ум, но они везде: ими набиты карманы, они торчат из ушей, заткнуты за пояс и напиханы в носки. Одним словом, снизу до верху вы наполнены массой слов, которые, между прочим, не лежат по отдельности, а спрессовываются в некую бесформенную массу, которая уже живет своей тайной жизнью, то и дело выдавая фортеля в виде внезапно сваливающихся на вас событий и ситуаций».

Все это звучит несколько фантастично, но до тех пор, пока не поймешь, что речь идет о бессознательном. А что мы знаем о бессознательном? Большинство людей вообще не склонны заглядывать внутрь себя. Для них вся жизнь протекает снаружи или, в лучшем случае, на поверхности их тела – там, где находятся глаза, уши, руки и ноги. Например, когда возникает чувство гнева, и с уст срываются бранные слова, то они слышат лишь эти бранные слова и совершенно не осознают самого чувства гнева. В  то время как человек со взглядом, направленным внутрь, мог бы увидеть не только сам гнев, но и его причину, которая заключается в противоречии между внешней реальностью и живущим внутри ожиданием.
Очень мало людей, хоть в какой-то степени осознающих жизнь своего ума. Но даже такие люди в большинстве своем не идут дальше представления об уме как об активности роящихся мыслей и эмоциональных состояний. Однако это всего лишь рябь на поверхности глубокого озера, коим является сознание человека. Кажется, что человек сам автор этой ряби, но то, что всплывает на поверхность, на самом деле зарождается в глубинах темного озера бессознательного.
Глубины эти наполнены словами. Огромной массой слов и символов, имеющих сложные взаимосвязи между собой. Это – единый живой организм, бурлящий мутной энергией, клокочущий и пузырящийся от созревающих в его недрах будущих результатов адской бесформенной смеси. Подогреваемое тонкоматериальным огнем ума месиво беспрестанно варится в пучинах нашего сознания и одно единственное определяет всю нашу жизнь. А мы, пребывающие в наивном неведении, продолжаем беззаботно шагать по жизни, шпыняемые неумолимыми течениями потаенного словесно-символьного мира.
Описанная картина представляет собой царство Кундалини-Шакти. Это – та арена, на которой она разыгрывает свои мистические представления. Однако будет ошибкой думать, что Кундалини сводится к словам. Слова – это всего лишь форма сна, которым она усыпляет человеческое сознание.
Когда слова на время смолкают в уме, то сознание начинает разворачиваться, и Кундалини может проявлять различные чудесные эффекты.
Но пока надо разобраться со словами…

«Шабда-вичара». «Три Зэ»

Сегодня у нас письмо Александра – большого любителя пописать :) Что сейчас нам очень кстати. Благодаря его описанию своего опыта мы сможем продвинуться довольно далеко.

АЛЕКСАНДР: Предложенная в рассылке практика показалась мне чем-то близкой и вызвала желание её попробовать. И вот наконец-то я собрался об этом написать.
Вообще, я довольно часто обращаю внимание на слова, их исконный смысл и происхождение. Еще с детства я помню такое ощущение, когда некое слово всплывает в голове, ты начинаешь его повторять, и оно как-то удивляет тем, что кажется непонятной связь между предметом (который обозначает это слово) и звучанием слова. Особенно это заметно, когда не получается из слова выделить корень который связан с предметом. Например, "кружка" – тут более-менее понятно – от слова "круг". А вот "книга" – от какого слова она образована? Непонятно (но возникают некие ассоциации, что "кни" – это "знание", у меня это связывается с английским "know"). Или вот, тот же "круг". Почему он именно так звучит? Что заставило речь так сформироваться, что люди выбрали такое звучание для обозначения данного предмета? Но если немного посмотреть на "круг", то звучание выделяющегося "кру" вызывает ощущения скругленного края, чего-то плавно загибающегося.

Комментарий: Это отдельная и очень интересная тема, и она связана, с одной стороны, с этимологией (наукой о происхождении слов), а с другой – с Мантра-шастрой, т.е. наукой о звуковых вибрациях. Каждый звук является выражением отдельной элементарной энергии, которых много и они подобны атомам, т.е., сочетаясь между собой в различных комбинациях, они порождают более сложные виды энергии, за которыми рождаются "смыслы", преобразуемые умом в слова и понятия. Однако в нашей текущей практике не стоит увлекаться анализом букв и корней, потому что анализ буквальных вещей накладывает ограничения, которые не позволят войти в бессознательное.

АЛЕКСАНДР: После получения рассылки мне удалось практиковать несколько раз. Хочу поделиться описанием нескольких опытов. И заранее хочу спросить:
- На те ли вещи я обращаю внимание?
- Как можно практиковать это дальше?
Слово "неточности". Во время пранаямы оно всплыло в потоке периодически наваливающихся мыслей, и я за него зацепился. Пытался обнаружить "ореол". В один момент представлял слово лежащим передо мной на столе. Слово вызвало два противоположных чувства. Первое это досада или обида. Второе – безразличие или некое снисходительное, прощающее отношение. Я зацепился за смысл слова. Еще при повторении выдавался корень "точ" и вызвал ассоциации с точкой.

Комментарий: Да, вот такие чувства и нужно вылавливать и пытаться осознать. Нужно не только осознать их наличие, но и попытаться выявить источник их происхождения – почему и как они связаны с этим словом. Например, досада может быть связана со словом "неточности" как воспоминание о том, что кто-то однажды в детстве обвинил тебя в неточности при выполнении какой-то работы или домашнего задания, и ты испытал это чувство, т.к. для тебя было важно сделать все правильно. Безразличие или прощающее отношение – это может быть уже твое собственное отношение к неточностям – твоим или других людей. Надо обнаруживать вот такие моменты. Это позволит развивать тонкие уровни осознания.
Как практиковать дальше – об этом мы поговорим чуть позже. Пока надо практиковать то же самое с учетом новых знаний.
 
АЛЕКСАНДР: Доля. Слово мягкое и теплое. Окружено желтовато-оранжевым оттенком. Доля, как часть чего-то, представилась мне большой долькой груши. Это слово вызывает ощущение присутствия крупного объекта – крупной его доли. Еще с музыкой ассоциируется. Тут, кажется, я как-то неправильно начинаю практиковать, углубился в смысловой анализ.

Комментарий: Здесь есть ощущения (мягкое и теплое), образы (оттенок цвета и долька груши) и ассоциации (музыка). И есть еще нечто интересное: "ощущение присутствия крупного объекта". Это, действительно, ощущение, но можно ли отнести его к ощущениям того же рода, что "мягкое и теплое"? Нет. Это – особая категория содержаний ума, которое можно назвать "образы в виде ощущений", т.е. на самом деле это образ, который всплывает в уме в форме ощущения присутствия. Он неконкретен, т.к. невиден, а лишь чувствуется находящимся рядом. Эта категория впечатлений особенно свойственна людям с кинестетическим типом восприятия или тем, у кого ослаблено зрительное восприятие.
А в смысловой анализ действительно не нужно уходить. Нужно просто видеть, что возникает "вокруг" слова в пространстве сознания. И чем более тонкие детали этого процесса удастся увидеть, тем лучше.

АЛЕКСАНДР:  Третья попытка. Сижу на диване в коридоре института математики. Рядом две студентки беседуют о своих математических проектах. Пытаюсь их не замечать. Получается с переменным успехом. Слово "караван". Оно пронеслось в мыслях, и я выбрал его как вполне нейтральное. Повторял про себя. Старался оставить одно лишь звучание. Слово звучит немного резко и ступенчато - "кара", и так же мягко – "ван". Стал исследовать ореол. Вокруг слова все, по визуальным ощущениям, было темным и шероховатым. Слово лежит на старом деревянном полу. Оно навевает некую темноту и мрак. Шероховатость, ступенчатость и неровность. Ассоциаций с верблюдами и пустыней не появлялось. Я старался не уйти в смысл слова. Темнота и шероховатость. Не могу больше ничего сказать.

Комментарий: Вот это правильное усилие – не анализировать смысл. Шероховатость, ступенчатость и неровность – это ощущения, порожденные данным набором звуков. Старый деревянный пол – это, конечно, ассоциация с шероховатым ощущением. А темнота – это что? Это – может быть как образ, например, неизвестности (т.е. ты почти ничего не знаешь о караванах и их жизни), так и некая, твоя личная эмоция, которую олицетворяет мрак. А может быть, это продолжение ассоциации со старым деревянным полом. Что  именно – только ты сам можешь точно сказать, если осознаешь это.

АЛЕКСАНДР: Как-то вечером. Слово выбрал "тишина". Сидеть в лотосе было тяжело. Перелег в шавасану. Повторял слово много раз. И либо я был слишком уставший, либо слово как-то подействовало, и я не выдержал и уснул. А после пробуждения я на меня навалилась сильная сонливость. И уже ничего из запланированного на тот день я не практиковал, а просто лег спать.

Комментарий: Да, слово "тишина" може усыплять :) И это тоже можно считать успехом, потому что как еще можно воспринимать это слово? Можно сказать, что оно правильно запечатлено в твоем сознании, без дефектов, раз порождает именно то, что и означает. Ведь тишина в уме возможна в двух состояниях – в медитации или в глубоком сне. Усталость, конечно, склоняет ко второму.

Выводы:
Возможно, вы уже поняли, что у любого слова есть, во-первых, звучание – это его "тело", оболочка. Во-вторых, у слова есть смысл, или значение, т.е. тот объект (физический или тонкий), который этим словом обозначен. И, в-третьих, у слова есть набор неких знаний о нем, который индивидуален для каждого человека, т.к. зависит от его жизненного опыта в связи с этим словом.
Это – три компонента, составляющие внутреннюю структуру слова. Назовем их "три Зэ", т.е. три буквы "З" – Звучание, Значение и Знание. Патанджали называет их Шабда ("слово"), Артха ("предмет") и Джняна ("знание").
Все, что мы обнаруживаем в ореоле слова, мы можем соотнести с одним из этих компонентов. Например, ощущение шероховатости относится к звучанию слова "караван", а образ крупной дольки груши – к значению слова "доля".
А к чему относится "мягкое и теплое" у слова "доля"? Это звучание слова вызывает у Александра такое ощущение, или это – скрытая ассоциация с чем-то или кем-то из прошлого, не относящаяся к звучанию, а, скорее, – к знанию, к личному опыту. На этот вопрос может ответить только сам Александр, поэтому будем ждать его ответа, причем, как можно более детального. А еще мы ждем от Насти упорядочения по категориям трех ее "столбиков из слов", которые были опубликованы в прошлом выпуске.

И еще, давайте мы поступим так. Чтобы вы смогли лучше все это понять, я прошу других читателей, которые чувствует в себе такие возможности, проделать "Шабда-вичару" с теми же самыми словами, что и Александр – "неточности", "доля" и "караван", и затем написать отчет. Сравнение результатов поможет нам наглядно увидеть много интересного. А чем еще в праздники заниматься? :)

Продолжение следует...

До встречи!!!


В избранное