Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мерцающие объекты ума


"Огонь Кундалини: Волшебство Йоги и Тантры"
"Йога существует не для того, чтобы скручиваться в крендель,
для того, чтобы нести счастье в каждый дом".
выпуск 11
Здравствуйте, дорогие подписчики!

Сегодня в выпуске:

  1. После перерыва
  2. Практика «Шабда-вичара». Разбор «полетов».

Архив рассылки

После перерыва

Прошу прощения, за то, что так долго не было рассылки. Я снова уезжал на 2 месяца в Индию, а потом был период «после Индии» :) Такой период обычно всегда случается, потому что Индию можно сравнить с другим измерением, возвращаясь из которого, переживаешь небольшой «стресс». Конечно, это не стресс в обычном смысле этого слова, но что-то общее есть. Иными словами, может потребоваться некоторое время, чтобы сознание, погруженное во внутренние измерения, развернулось обратно наружу и вернулось к делам внешним.
В этот раз, общаясь со своим Гуру, я много внимания уделял вопросам Кундалини, чакр и высших стадий йоги. Это удивительно, насколько бездонен мир йоги! Я занимаюсь ею больше 20 лет, но каждый год узнаю много нового – и из своего собственного опыта, и от учителя. Этот поток знаний никогда не прекращался. Если не оставляешь садханы – как бы ни было сложно или непонятно, – то обязательно преодолеваешь все препятствия, и вслед за тем приходит новый подъем, новое откровение и осознание своей продолжающейся трансформации.
Поэтому давайте продолжать. Сегодня у нас не совсем обычный выпуск. Я бы сказал – более живой, потому что, все-таки, кое-кто из читателей не только читает, но еще и пробует делать, и не только пробует делать, но еще и не молчит об этом, что очень отрадно! И вот, на основе писем таких редких людей я и построю сегодняшний выпуск. Он будет длинным, т.к. долго в эфире была тишина. Не обижайтесь, пожалуйста, те, кто не обнаружит своих писем сейчас :) – они появятся позже.
Итак, будем разбирать живые примеры практики. Я благодарю всех, кто пишет и будет писать в будущем, потому что только разбирая реальный опыт и живые примеры, можно чему-то научить. Так что если будут письма, то обучение состоится, а если нет – то все неминуемо зачахнет, и я продолжу свой путь в одиночестве :)

Практика «Шабда-вичара». Разбор «полетов»

СЕМЁН: Пробовал снова практиковать Шабда-вичара, результат оценить затруднюсь, поэтому попробую просто описать: одно из слов с которым выполнял эту технику было "снег".
Что либо конкретного (эмоции, впечатления и т. д.) не отметил, были довольно яркие ощущения как если бы снег падал на кожу, но честно говоря я бы отнес их больше к воображению (может быть я и не прав), ощущения прохлады, хотя в комнате было тепло, после этого выполнение закончил, проведя еще некоторое время в Шавасане. А что должно быть результатом удачного выполнения этой практики?

Комментарий: Вам нужно концентрироваться на слове и стараться обнаружить то психическое пространство, в котором слово существует у Вас в уме. У слова есть не только физические ощущения, идущие от  представления, а еще символизм, ассоциации, которыми оно УЖЕ (т.е. без представления и воображения) нагружено в Вашем сознании – это надо попытаться обнаружить.
Ощущения прохлады при слове «снег» – это вполне конкретная телесная ассоциация. Это показывает Ваш тип восприятия – телесно-кинестетический. Для Вас естественно ощущать. Но для успеха в этой практике Вам нужно стремиться как бы прорваться сквозь привычный слой восприятия в виде телесных ощущений и выйти на восприятие психическое и символическое. Постарайтесь обнаружить тонкие ускользающие символы в своем уме, связанные с тем или иным словом. Можете для этого сначала взять слова менее буквальные. Снег – это что-то очень конкретное, поэтому при его произнесении возникает сам снег, т.к. это легче всего. А если взять абстрактные слова, то их сложно однозначно представить, и то, что представится, будет неким символизмом. Если Вы уловите его и удержите в уме как объект наблюдения, то дальше будет легче, т.е. Вы сможете различать символы и тонкие ассоциации для любого слова.

ОЛЕГ: Вчера попробовал выполнить практику Шабда-вичара и решил сразу отписаться (хотя, пока всего один раз) – по горячим следам. После повторения выбранного слова (велосипед) в какой-то момент всплыли забытые образы велосипедов, которые были у меня в детстве. Интересный опыт). Можно выделить такие категории как: образы, воспоминания, чувства, может быть, немного ассоциаций.

Комментарий: Вот это хороший результат для начала. Действительно есть образы и воспоминания. Как правило, образы – это и есть воспоминания, т.е. приходят образы из прошлого, что мы видели, что с нами было и т.д. Это сопровождается определенными чувствами, и это вторая категория. Ассоциации – это то, что порождается уже по цепочке. Т.е. похожие чувства, связанные уже с другими образами, которые и вспоминаются как ассоциации. Т.е. включаются разные глубинные связи.

ЛЕНА: Первая попытка в практике "Шабда-вичара" у меня была на прошлой неделе и оказалась неудачной. Во-первых, я никак не могла расслабиться, все время вертелись какие-то мысли и возникшее слово "ножницы" показалось мне очень неудобным в повторении, вероятно поэтому дальше дело не пошло. Начался сумбур в мыслях и я завершила практику. Я хотела выделять время для этих упражнений днем, но поняла, что довольно сложно быстро отключиться от работы, а вечером в присутствии кого-либо это проделать вообще невозможно. Поэтому сегодня решила попробовать попрактиковаться в "Шабда-вичаре" с утра, после утренних упражнений, Сразу вопрос: до или после шавасаны? Я сделала до нее.
Теперь о том, что получилось: Довольно долго никакое слово не приходило в голову, затем почему-то внизу слева замаячило несколько слов, из которых самым внятным оказалось "заноза". С ним мне и пришлось работать. Сразу после повторения было вообще непонятно, как его исследовать. Потом вдруг оказалось, что это - маленькая пластинка, прилепленная к поверхности, и я пытаюсь ее оторвать, но не могу. Затем возникло неровное цветовое пятно темно-сине-фиолетового цвета с болотно-зелеными краями. Оно немного пульсировало, потом исчезло. Далее слово оказалось в виде небольшого бруска из букв, который я вертела в пальцах и больше не знала, что с ним делать, На этом я решила завершить практику. Вот такой результат, наверное совсем не то, что должно было быть.


Комментарий: Да, верно – практику лучше всего делать после утренней йоги. После шавасаны – не открывая глаз, Вы встаете из шавасаны, садитесь в медитативную позу, продолжая держать глаза закрытыми, и приступаете к практике.
То, что Вы описываете – это некая игра воображения, но пока не психическое пространство, куда надо стремиться войти. Вы думаете о слове как о реальном объекте. Т.е. если Вы говорите себе «заноза», то думаете о физической занозе, о предмете, и далее продолжаете вынимать из бессознательного другие связанные с этим предметы типа пластинки, прилепленной к поверхности.
Пятна и цвета – это работа зрения при закрытых глазах, т.е. опять физическое явление. Ну а слово в виде бруска из букв – это стоп-реакция Вашего сознания, т.к. у него пока нету возможности идти дальше самого слова и понятных его атрибутов, таких как буквы и звуки. Вам свойственно мыслить геометрическими формами, но это нужно обходить стороной в этой практике.
Нужно стараться работать не с физическими объектами и формами, а со словом как с тонким объектом. Слово – это объект ума, а не физического мира. Заноза существует как сам предмет (артха), а также существует как слово в уме (шабда), кроме того, с ним связаны различные представления (джняна). Так вот, Вам нужно работать с джняной, отталкиваясь от шабды, а не с физическим предметом или словом как набором букв, чтобы от обыденного уровня сознания переходить к другим слоям.
Хотя, надо отметить, что в образе пластинки есть некий элемент скрытой ассоциации. Заноза и пластинка – это, казалось бы, разные предметы, но есть между ними общее: как занозу, так и прилепленную пластинку придется отделять с усилием. На этом примере я поясню, что такое тонкий объект. Заноза и пластинка – это грубые объекты, и мысль о них – это тоже грубое мышление. А вот такая вещь, как «общее качество», делающее два разных предмета однородными для ума, – в данном случае «неотрываемость» – это как раз тонкий объект, или сукшма-вишайя на санскрите. Хорошим результатом будет, если Вы осознаете не только пластинку, а саму эту «неотрываемость» как символ или ассоциацию.

НАСТЯ: Попробовала практику. Не уверена, что все получилось правильно, и верно ли я движусь, вы меня, пожалуйста, направьте в нужное русло. Тем более что сама практика показалась мне очень интересной и многообещающей.

Слова и ореолы:

1. "Голод":
голый
звук "мммм"
колючки
холод
серо-голубой цвет
чувство неизбежной связи с чем-то (кем-то) извне

2. "Обособленность":
овал, круглая форма
семя (зерно)
улыбка ребенка
желтый цвет

3. "Голос":
прочтение
испытание
гладкий блеск
торжественность
безвкусность и бесцветность
собака
слово "Поймите"

Комментарий: У тебя получается чисто ассоциировать и даже вылавливать тонкие объекты, без вмешательства рациональной логики – это хорошо, так и нужно. Но дальше дело не пошло. Нужно было классифицировать все, что приходило, по категориям, и потом назвать эти категории на основе повторяемости во всех трех словах.
Среди приведенных тобой образов есть и обобщенные ассоциации, и скрытые воспоминания, и определенные установки твоего ума. Нужно это увидеть и осознать, разобраться что есть что. Абсолютно четко и ясно. Попробуй :)

Выводы:
Это все очень интересно. Когда начнете понимать, что происходит. Пока что вам это может показаться темным лесом. Но насколько это темный лес, настолько далеко знание о самом себе. Поэтому постарайтесь осветить этот темным лес прожектором осознавания через попытки практиковать. А я вам помогу, направляя в нужный момент.
Разберитесь со словами и их окружением в своем уме – это героизм определенного рода. Через слова вы можете попасть в тайники своего бессознательного, а там – нечто удивительное, пугающее и захватывающее одновременно. Там живут и чудовища, и святые существа, и злые колдуны, и волшебники, исполняющие желания.
Обратите внимание, что только один человек постарался завершить задание, т.е. – выделить категории. Другие пока что заблудились где-то по дороге :)
Старайтесь как можно точнее воспроизводить задание практики. Для этого несколько раз перечитывайте текст, вдумывайтесь в значение сказанного, старайтесь понять, как правильно выполнять практику, и помните, что усилия практики относятся к чему-то не особо-то привычному Вам, поэтому придется осваивать совершенно новые пространства, невидимые обычному глазу и обычном уму.
Хоть это и связано с воображением, но это не мир литературы или изобразительного искусства. Если речь о словах, это не означает, что это лингвистика. И тот факт, что Вы идете внутрь себя, не делает это сродни психологии. Забудьте все, что вы знаете об этом, т.к. это лишь помешает. Психология – это слишком грубая вещь по сравнению с тем, куда я вас пытаюсь повести. Это подобно тому, как вы выбираете одежду в магазинах и на рынках. Это – обычный уровень сознания. А кто-то эту одежду закупает оптом у производителей и наполняет ею прилавки, о чем вам мало известно. Но еще меньше вы знаете о том, как эту одежду шьют, как проектируются модели и т.д. Этим занимаются совсем другие люди. Однако эти люди могут быть не в курсе того, как ткется ткань, из которой они шьют, продавцы и покупатели же вообще далеки от этого. А что говорить о том, как выращивается хлопчатник, из которого потом делается хлопок путем отделения волокон от семян, и как эти волокна потом сортируют по длине, из более длинных изготовляя ткань, а из коротких – вату и взрывчатые вещества. Что вы думаете о выращивании и производстве хлопка, выбирая одежду в магазине?
Насколько разделены между собой покупка одежды и создание хлопка, настолько привычное восприятие слов далеко от уровня осознания слов, требуемого для исполнения этой практики.
И сейчас, читая мои объяснения, кто-то из вас воспринимает их символично, как и надо, ведь я лишь привожу пример из обычной жизни, чтобы проиллюстрировать жизнь невидимую и неосязаемую, чтобы вашему уму было, за что ухватиться и идти дальше в своем познании. А кто-то воспринимает мои слова буквально и думает, например, что «это не про меня, я-то как раз думаю о хлопке в магазине, и я знаю о пошиве одежды очень много». Или что-то в этом роде :) Но дело ведь не в том, что вы разбираетесь или нет. А в том, что можно понять через этот пример, который может быть абсолютно любым – что первое взбредет в голову.
От такого буквального мышления нужно избавляться, подходя к практике «Шабда-вичара». Нужно начать мыслить символьно, ассоциативно и тут же выхватывать возникающие символы и ассоциации как объекты, не позволяя себе тонуть в них и увлекаться ими. Нужно сознательно наблюдать со стороны, что происходит в уме.
С одной стороны, можно просто отдаться на волю воображения и зайти в какие-нибудь дебри, еще больше запутавшись. Нахватать образов, а потом думать, что все это значит? С другой стороны, можно отследить каждую ассоциацию, каждый образ, найти его истоки, установить связи между словом и символом, между словом и образом, между словом и воспоминанием. Через сознательность, через медитативное самонаблюдение.

Продолжение следует...

До встречи!!!


В избранное