Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Органы" тонкого тела


"Огонь Кундалини: Волшебство Йоги и Тантры"
"Йога существует не для того, чтобы скручиваться в крендель,
для того, чтобы нести счастье в каждый дом".
выпуск 8
Здравствуйте, дорогие подписчики!

Сегодня в выпуске:

  1. Механизм действия йоги (пути для движения праны).
  2. Четыре формы йоги (Раджа-йога).

Архив рассылки

Механизм действия йоги

В прошлом выпуске мы говорили о том, что практика асан приводит к тому, что прана обретает способность проникать в различные части тела и нервной системы – над ней устанавливается первичный контроль. Что происходит дальше?

Постулат пятый:

Прана может проходить по телу различными путями, и от этого зависят состояния, которые переживает йогин.

Праническое тело человека – это сложная разветвленная система проводящих путей для движения праны, которые на языке йоги называются нади (слово «нади» в буквальном переводе означает «река»). Нади – это не просто каналы для протекания энергии, но это целые «органы» со своими функциями. Функции пранического тела очень тесно связаны с психоэмоциональным состоянием человека. Например, когда у человека возникает раздражение, в этот момент прана стремительно проносится по длинной дугообразной траектории в левой половине тела из Манипура-чакры прямо в мозг, вызывая в нем толчок, за которым следует мгновенное чувство нетерпимости, в голове и внутри тела (в нервной системе) возникает разогревание, которое и чувствуется как раздражение. Та же самая прана могла бы пройти из Манипуры по другому пути, вызвав совершенно другие состояния. Например, если бы поток праны плавно поднялся по одному из передних каналов, соединящему Манипуру и Анахату, то мы бы преисполнились решимости что-либо сделать, сопровождающейся радостью.
Как видно из примеров, в нашей энергетической системе есть не только нади, но и чакры – трансцендентные центры-вихри, в которых рождаются различные эмоциональные состояния, хранятся различные поведенческие паттерны, а также дремлют различные мистические силы, ждущие своего пробуждения. Чакры изображаются в виде цветков лотоса с различным количеством лепестков. Лепестки – это места выхода из чакр пранических токов, т.е. нади. В процессе жизни в нади накапливаются загрязнения, причины которых мы сейчас не будем рассматривать. И эта загрязненность нади является основным препятствиям на пути к успеху в йоге. Но дело не только в этом. Загрязненность нади означает, что человек скован самскарами, т.е. отпечатками своего прошлого кармического опыта, из которых ткется судьба человека. А потому очищение нади – это могущественный процесс, за которым стоит освобождение от негативной кармы и изменение судьбы. И этот процесс известен только йогам.

Четыре формы йоги

Раджа-йога – это «Царская йога». Почему «царская»? Потому что ее цель и ее метод являются высшими среди всех остальных путей йоги. Если при помощи других йог можно обрести какие-то промежуточные результаты, такие как здоровье, различные психические способности или даже славу и богатство, то у Раджа-йоги всегда была и остается одно единственная цель – полное и окончательное освобождение души из плена Сансары, т.е. круговорота рождений и смертей. Метод же Раджа-йоги связан с самой высшей способностью человеческого сознания – способностью к слиянию с любым объектом.
Фундаментом Раджа-йоги является то, что освобождение достигается путем последовательного прохождения через правильные ступени. Успех в Раджа-йоге невозможен без успеха в Хатха-йоге, и наоборот.
Науку Раджа-йоги целостно изложил риши Патанджали в своих бессмертных «Йога-сутрах». Это классическое произведение, почитаемое йогами всего мира – древними и современными, начинается с утверждения, что «Йога – это остановка превращений сознания». Сознание – это пространство нашего ума, в котором происходят все наши мыслительные и психические процессы. Ума как такового не существует, это лишь движения и колебания в нашем сознании. Правильная и длительная практика Хатха-йоги приводит к тому, что в теле и сознании йогина устанавливается равновесие сил Солнца и Луны. Результатом этого равновесия является состояние остановки ума и глубокого созерцания, когда все помехи для восприятия реальности такой, какая она есть, исчезают.
Раджа-йога – это «путь без пути», или «метод без метода». Это – высшая стадия любого другого вида йоги, когда йогин перерастает то, что он раньше практиковал и просто парит в состоянии Унмани ("за пределами ума"). Больше не требуется усилий, Унмани сопутствует йогину так же естественно, как зевание после сладкого сна. В терминах Хатха-йоги это означает, что два главных канала, творящих жизнь, Ида и Пингала, прекращают функционировать, и прана, покидая их, переходит в центральный канал – Сушумну, где и покоится, принося состояние глубинного покоя, полного разотождествления с внешним миром и свободы от любых форм страданий. Сознание тотально релаксирует, избавляясь от всех колебаний, превращений и модификаций, становясь свободным.

До встречи!!!


В избранное