Итак, мы обсудили вопрос важности физического тела как отправной точки практики йоги. Современные системы, именуемые себя йогой, рассматривают физическое тело как свой единственный объект, и рост в них подразумевает овладение все более и более сложными асанами. Такой подход, строго говоря, нельзя называть йогой, т.к. он не ведет к состоянию Йоги, т.е. – к объединению индивидуального сознания с Вселенским Сверхсознанием, когда вся Вселенная переживается как собственное «гигантское
тело». Как результат, исчезает ощущение собственной ограниченности и вместе с этим – страх смерти. Это – путь традиционной Хатха- и Кундалини-йоги.
Овладев физическим телом при помощи асан, последователь традиционной йоги идет дальше: не по пути усложнения этих асан, а совсем в другую сторону.
Постулат четвертый:
Облагороженное асаной физическое тело становится подходящим сосудом для управления праной.
Праной йоги называют любое проявление жизни и движения. Прана – это невидимая энергия, оживляющая человеческое тело, тела всех животных и растений, обеспечивающая работу нашего зрения, пищеварения и т.д., заставляющая двигаться планеты и сиять звезды, проявляющаяся в звуке голоса и шуме ветра, содержащаяся в воде, воздухе, земле и огне. Прана имеет множество форм, но сейчас нас интересует та ее форма, в которой она действует внутри нас, а не во внешнем мире.
В человеке прана проявляется физиологически и психоэмоционально. Ее состояние и количество обычно удовлетворяет целям обычной жизни, т.е. ее достаточно для того, чтобы утром просыпаться и идти на работу, выполнять свои повседневные обязанности, ходить, думать, разговаривать, иногда заниматься сексом, иногда веселиться, а иногда ругаться. Когда после подобной активности человек чувствует усталость, то он отдыхает, восстанавливая растраченный запас праны. Однако такого состояния совсем не достаточно,
чтобы заниматься высшей психической деятельностью, каковой является практика тех ступеней йоги, которые следуют за овладением физическим телом. Например, 20 минут пранаямы или дхараны требуют значительной степени устойчивости праны, которая приходит лишь с практикой асан.
Итак, после усовершенствования физического тела начинаются более тонкие уровни практики, для которых, во-первых, требуется повышенный запас праны, а во-вторых, большие массы праны должны иметь возможность быстро перемещаться в ту или иную часть нервной системы. Чтобы создать эти условия, йоги длительное время регулярно практикуют асаны. Когда тело становится гибким, выносливым, гармоничным, подвластным воле человека, способным на долгое время оставаться в различных позах без утомления, быстро
напрягаться и расслабляться – все это говорит о том, что прана беспрепятственно проникает во все части тела, тело очищено от основных загрязнений и готово к дальнейшим ступеням. На этой стадии в обычной жизнедеятельности человека происходят некоторые положительные изменения, например, повышается качество сна, эмоциональный фон и т.д., хотя это носит пока непостоянный или неярко выраженный характер.
Стоит обратить внимание на то, что, занимаясь асанами, достигать сверхгибкости, т.е. гибкости, превышающей естественные возможности конкретного человека, нет никакой необходимости, поскольку это будет лишней тратой времени, а также в будущем приведет, наоборот, к ухудшению состояния праны: прана снова будет блокироваться, но теперь уже из-за нарушенного баланса в суставах и сухожилиях. Человек достигнет внешних эффектов и сможет демонстрировать свои возможности на публике, вызывая удивление
и восхищение, но путь к высшим достижениям йоги для него будет сильно затруднен. Подчеркну, что речь идет именно о развитии гибкости, превышающей ваши индивидуальные природные склонности, которые у каждого свои. Например, если пурна-чакрасана – это не ваш «конёк», то не стоит ломать себе позвоночник (пусть медленно, но все равно ломать!), чтобы сравняться с кем-то другим, кому эта поза дана просто от рождения.
Четыре формы йоги
Сегодня мы завершим описание Хатха-йоги.
Метод Хатха-йоги чрезвычайно научен, и вначале в нем нет и намека на что-то мистическое. «Мистика» наступает позже, как естественное следствие грамотного и длительного применения тонких природных механизмов. Мы много говорили о физическом теле, и метод Хатха-йоги опирается как раз на физическое тело. Первое, что должен сделать начинающий хатха-йог, это – гармонизировать свои физиологические процессы. Это достигается тремя важнейшими средствами:
питанием в соответствии с определенными правилами,
правильным режимом дня,
специальными физическими упражнениями йоги.
По мере установления равновесия в физическом теле хатха-йог переходит к гармонизации более тонкой составляющей своего тела – так называемой пране, или жизненной энергии (см. предыдущую статью). Работа с праной в Хатха-йоге происходит за счет управления дыханием, и это называется пранаяма. Асаны (йогические позы) и пранаяма составляют практическую часть Хатха-йоги.
В результате практики Хатха-йоги человек становится неподверженным болезням, стрессам, его ум и психика становятся чрезвычайно устойчивыми, а внутренняя энергия вырастает в несколько раз.
Надо иметь в виду, что равновесие Хатха-йоги имеет очень тонкую природу, и его невозможно достичь какими-то кустарными или слишком прямолинейными методами, типа сыроедения, очищения по Малахову и т.п. народными методиками. Никаких крайностей и самоистязаний, никаких случайных экспериментов, только – точное знание и верное действие в соответствии с инструкциями учителя.
Если заниматься Хатха-йогой бессистемно и нерегулярно, то никакое равновесие Солнца и Луны будет невозможно. Если же заниматься слишком упорно и все также бессистемно, то можно еще больше усугубить дисбаланс, вызвав различные болезни и нарушения психики и тела. «Бессистемно» – это значит на свое усмотрение, идя то на один семинар, то на другой, обучаясь асанам у одного, а пранаяме у другого, включая в свою практику то, что нравится, и исключая то, что не нравится и т.д. Да,
безусловно, некоторые йоги какую-то часть своего пути переходят от одного учителя к другому, из одной школы в другую, пока ищут, пробуют то один подход, то другой, но затем, когда уже определятся, только тогда по-настоящему и начинается их путь. И тогда уже нельзя сворачивать с выбранного пути – иначе всё будет потеряно, или смешивать разные практики – т.к. эффект от них будет уничтожен или пойдет в неправильное русло.
Все вышесказанное объясняет, почему Хатха-йога, столь волшебная по своему замыслу, на деле остается довольно скупой на подарки к подавляющему большинству своих почитателей. Причина кроется в том, что Хатха-йога так и осталась секретной, не смотря на огромную популярность и бесчисленное количество школ и учителей. На самом деле никто специально не делал из нее секрета, но та самая неуравновешенность между «Ха» и «Тха», которая имеет место в современном человеке, приводит
к тому, что он искаженно воспринимает суть и метод Хатха-йоги, не может непосредственно ухватить ее смысл, пользуется ее техниками беспорядочно, на свое усмотрение, а затем еще и учит этому других.