Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Зависть - праматерь грехов наших


Зависть – великая сила. Созидающая, если порождена желанием превзойти соперника талантами, или разруши­тельная, если в ее основе – банальная ненависть к более удачливому. Белая, черная, разъедающая и даже созидательная… Это все о ней, о зави­сти. Ей подвержены сильные мира сего и простолюдины, богатые и бедные, мировые звезды и безвестные жители разных континентов. И братья библей­ского Иосифа, и отвратительная старуха с языком в виде змеи на картине Джотто 1300 года, и герои романа Юрия Олеши о советской эпохе «Зависть» – все они представители неистребимого племе­ни завистников, существующего во все исторические эпохи. Социологи и психологи едины во мне­нии: зависть является вневременным универсальным чувством. Она стара, как само человечество, и подобна рако­вой опухоли, которая сжирает организм изнутри, не подозревая, что погибнет вместе с ним. По словам американского публициста Джозефа Эпштейна, зависть является единственным смертным гре­хом, который не приносит удовольствия. Зависть – это смесь чувства неполно­ценности, враждебности и негодования. Достаточно осознать, что у кого-то есть над тобой неоспоримое преимущество, и тебя начинает поглощать ощущение несправедливости со стороны судьбы. Психологи Йельского университета установили, что в основе 60% всех раз­говоров между взрослыми людьми – чувство зависти. Скорее всего, среди детей и подростков процент выше: в этом возрасте особенно престижно быть лучшим из лучших – самым сильным, умным, красивым, удачливым. Мужская и женская… Католическими богословами зависть была названа смертным грехом. Число грехов и их градация зависят от оценки религиозных авторитетов в разные исто­рические эпохи. К примеру, с VI века зависть признана в качестве смертного греха в Католической церкви, уточняет немецкий профессор-теолог Хериберт Нидершлаг. В перечне десяти заповедей, которые Моисей принес с Синая, зависть стоит десятой. Кстати, десятая заповедь адре­сована исключительно мужчинам: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего». Проще говоря,считается, что мужняя жена – часть иму­щества. Унизительное приравнивание ее к ослу устами Творца женщина за­помнила. Она мстит, используя свое ис­пытанное оружие: красоту и интуицию. Но и сама не перестает быть жертвой зависти. Эксперты говорят: современ­ные женщины завидуют модной одежде, новой прическе, элегантным туфлям, цвету лака на ногтях, вниманию муж­чин к другим дамам. Главный объект за­висти для них – муж, любовник, друг, а потом уже социальный статус, зарплата, дача, машина. Мужчины же чувствитель­но реагируют на карьерный взлет, пре­стижность марки автомобиля или раз­мер коттеджа. Зависть, безусловно, претендует на ве­дущую роль в перечне моральных пора­жений. Она – праматерь грехов наших. Из глубины веков до наших дней Зависть была причиной первого на свете убийства. Старший брат, земледе­лец Каин, убил младшего, скотовода Аве­ля, как известно, по причине, связанной с родом занятий. Всевышний предпочел мясо в качестве жертвоприношения. Почему, не очень понятно. Считается, что Творец ни при чем, хотя, как извест­но из того же Священного Писания, без Его воли не упадет даже волос с головы человека. Так или иначе, но первые криминальные в человеческой истории ситуации – убийство и братоубийство – были спровоцированы завистью. Библейские истории о зависти много­численны. Отец Иосифа, Иаков, всегда выделял его среди других своих сыно­вей от разных жен. Иосиф возгордился и стал рассказывать братьям сон, где «солнце и луна и одиннадцать звезд по­клоняются мне». Число небесных светил обозначало обитателей дома Иакова. Понятно, братьям это понравиться не могло. Было решено разом покончить с ненавистным выскочкой. По чистой случайности они не убили Иосифа, но продали в рабство купцам, направляв­шимся в Египет. Классики и современники Аристотель одним из первых подчер­кнул связь зависти с неравным рас­пределением богатства. Философ Артур Шопенгауэр назвал ее ядовитой жабой, Вильям Шекспир – зеленоглазым мон­стром. Это чудище заставляет людей совершать социально неприемлемые действия, побуждая вмешиваться пра­восудие в конфликты, чаще всего быто­вого характера. Наличие яркой лопатки у соседского ребенка, который копошится в песоч­нице; более высокие оценки у признан­ного отличника в классе; мускулы на торсе товарища, который занимается в секции единоборств; путевка на Сей­шельские острова, где вы всю жизнь мечтали побывать… Все может стать поводом для ревнивого от­ношения: от пакетика вполне до­ступных любому чипсов до часов Rolex 2012 года за «скромные» 350 тысяч рублей. На кого обижаемся? Истоки завистливого отноше­ния – в осознании особенно­стей, которые имеются у другого и которых у вас нет. И хотелось бы ими обладать, но не тут-то было. Возникает ощущение не­полноценности, наступает разо­чарование, порой охватывает гнев. Человек обижается, по сути, не на счастливчика, а на самого себя. У него нет голоса, как у испанского тенора Пласи­до Доминго, и яхты, как у рос­сийского олигарха Романа Абра­мовича. Нет и никогда не будет. Но ведь хочется и спеть, и отпра­виться в круиз… В принципе, петь можно в семейном кругу, а покататься на велосипеде. Мир от этого не станет менее интересным. И окружающие смогут по достоинству оценить наши таланты. Известность тоже будет. Правда, в ином масштабе. Но ведь хочется удивить мир. Как ей противостоять? Она – как чума, утверж­дает Людвиг-Георг Браун, бывший президент Торго­во-промышленной палаты Германии. Если зависть – вид недуга, то есть ли противоядие? Конечно. Соб­ственное сердце. Но поскольку природа человека все же несовершенна и чер­пать доброту попросту неоткуда, надо искать другие средства. Вот, например, ритуальная практи­ка. Этот опыт подтвержден как древней историей человечества, когда люди стремились утишить зависть богов, неся к жертвенникам первые плоды нового урожая, так и реалиями сегодняшнего дня. В Олонецком районе России, что в Карелии, местный камень шунгит стал универсальным средством. Шарик из него используют в качестве виагры, пирамидку – как защиту от негативной энергетики, кубик – как гарантию успе­ха в бизнесе. Роль шунгита в практике фэн-шуй исполняет, к примеру, фигурка лягушки с монеткой во рту. Считается, что так в дом притягивается ма­териальное благополучие. По сей день в ряде куль­тур практикуются амуле­ты против дурного глаза – зависти ближайшего родственника и перво­го встречного. В Туве, к примеру, люди все чаще обращаются к шаманам, ламам и разным бабкам, чтобы избавиться от порчи и сглаза, которые, как они считают, вызваны чьими- то магическими заклина­ниями, проклятием или просто злобным взглядом. Немецкий социолог Гельмут Шёк убежден: зависть можно победить, нахо­дясь в группе доброжелательно настро­енных людей. Зная ее разрушительный нрав, люди способны противостоять ей, обмениваясь, к примеру, имуществом, теми предметами, которые вызывают зависть. Однако для умного, инициа­тивного и талантливого человека чужой успех – замечательный повод для активизации собствен­ных усилий. Почему он смог, а я нет? Да я не хуже, а много лучше. Таков ход размышлений очень многих представителей высшего общества. По мнению социолога Зигхарда Некеля, который провел соответствующие исследования, этим объясняются многие успехи в среде национальных элит. Ро­скошной жизни других не надо завидовать – надо ее создавать самому. Зависть как повод для созида­ния, самосовершенствования, оригинальных проектов – самый продуктивный путь. По этой при­чине международное рекламное агентство Young & Rubicam изо­брело слоган: «Все, что вам нужно для успеха, – зависть».

В избранное