Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Звук гуслей как глоток чистого воздуха Гусли звончатые, клавишные, щипковые. Обозрение



Краткая историческая справка

История гуслей уходит в глубокую древность.

В трудах византийских историков VI - VII вв. Феофилакта, Анастасия и Феофана повествуется о трех славянах, взятых в плен греками в 590 году.

Вместо оружия в их руках были гусли.

Отвечая на вопросы греческого императора, пояснили: «С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях» (Н.М. Карамзин. История государства Российского // Н.М. Карамзин. Полное собрание сочинений. В 18-ти томах. Т.1. М., 1998, с. 157-158).

В знаменитом своде летописных источников XI-го века содержатся первые сведения об ансамблевой игре на народных инструментах: «Возьмите сопели, бубны, гусли и играйте» (Повесть временных лет. По Лаврентьевской летописи, 1377 г. Ч. 1. / Пер. Д.С. Лихачева, Б.А. Романова. М.-Л., 1950, с. 329).

Гусли воспевались в древних былинах и сказаниях, песнях, мифах, легендах.

В народе гусельные струны именовались золотыми: «А Садко, спускаясь к Царю морскому, берет он гусли звончатые со хорошими струны золоты...» (Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. Изд. 3. М., 1878, с. 237).

Самая древняя разновидность гуслей – гусли звончатые. Первоначально представляли собой миниатюрную гусельную «досочку» с несколькими натянутыми на ней струнами:

«Говорил ли тут Добрыня родной матушке:
- Ах ты свет ли, государыня моя матушка,
Свет честна вдова Емельфа Тимофеевна!
Принеси-тко мне-ка платье скоморошкино,
Принеси-тко мне-ка досочку гусельчатую».

(Гильфердинг А.Ф. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Изд. 4. В 3-х томах. Т. 3. М.-Л., 1951, с. 124).

Другой тип гуслей – щипковые (или - «гусли-псалтырь», или - «шлемовидные», или - «щипковые портативные».

Именно на таких гуслях, согласно «Слову о полку Игореву», легендарный Боян «свои вещие персты на живые струны возлагал, они же сами князьям славу рокотали» (Цит. по: История русской музыки: в 10-ти т. Т. 1 / Автор тома Ю.В. Келдыш. М., 1983, с.68).

Еще одна разновидность – щипковые стационарные гусли (помещенные в деревянный прямоугольный ящик, обычно устанавливаемый на ножках).

Известны имена первых виртуозных исполнителей на хроматических стационарных щипковых гуслях, получивших широкое распространение в России в конце XVIII – первой половине XIX вв.

Это – «Маньковский и Кондратович, служившие при дворе Анны Иоанновны в 30-е гг. XVIII-го века, Созон и Григорий Черняховские, придворные гуслисты Елизаветы Петровны, а также Василий Трутовский, знаменитый камер-гуслист Екатерины II» (Шишкина О. К вопросу о возрождении русских хроматических гуслей // Альманах «Гусли». Вып. 7.Псков, 2006, с. 24).

О широкой популярности хроматических щипковых гуслей в первой половине XIX века свидетельствует ряд изданий, содержащих уникальные образцы инструктивного и концертного репертуара того времени.

Особо интересна работа Федора Кушенова-Дмитревского, изданная в Петербурге в 1808 году.

Ее название звучит так: «Новейшая полная школа или самоучитель для гуслей, по которому легчайшим способом без помощи учителя, самому собою можно научиться правильно и верно играть на гуслях, с присовокуплением новых Русских песен, также Арий и Хоров из Русалки, Контр-дансов, Польских, Вальсов, Кадрилей и проч. сочиненное известным Российской публике любителем сего инструмента г. Федором Кушеновым-Дмитревским» (Шишкина О. К вопросу о возрождении русских хроматических гуслей // Альманах «Гусли». Вып. 7. Псков, 2006, с. 24).

С середины XIX века гусельное искусство, однако, быстро пошло на убыль.

По свидетельству известного инструментоведа XIX в. М.О. Петухова (это свидетельство относится к 1888 г.) - «в настоящее время почти забыт один из самых распространенных некогда у нас инструментов – гусли.
Сомневаюсь, чтобы на всю Россию пришлось более двух десятков лиц, умеющих играть на этом инструменте. Гусли, видимо, вымирают и вероятно, исчезнут в самом непродолжительном времени» (Цит. по: Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. М., 2008, с. 39).

Столь пессимистический прогноз известного петербургского инструментоведа, к счастью, был опровергнут здесь же, в Санкт-Петербурге, усилиями основателя Великорусского оркестра В.В. Андреева и его сотрудников.

Эти знаменательные события произошли на рубеже XIX – XX вв. Гусли в Великорусском оркестре заняли свое особое, почетное место.

Три их разновидности - щипковые (1898), клавишные (1905), звончатые (1913) – были разработаны и приспособлены к участию в оркестре В.В. Андреевым, В.Д. Даниловым, Н.И. Приваловым, О.У. Смоленским, Н.П. Фоминым, мастерами Норманом и С.И. Налимовым.





Конструкция




ВЕРХНЯЯ ДЕКА – изготавливается из резонансной ели; к внутренней стороне деки приклеены деревянные рейки – «пружины», которые усиливают сопротивление деки и равномерно распределяют по ней звуковые колебания.

НИЖНЯЯ ДЕКА - изготавливается из клена, ореха или др.пород дерева; к внутренней  стороне деки приклеены деревянные рейки – «пружины», которые усиливают сопротивление деки и равномерно распределяют по ней звуковые колебания.

КОЛКИ — небольшие металлические цилиндры, в верхней части имеют четырехгранную головку с отверстием для струны, в нижней — очень мелкую насечку или мелкую резьбу.

Диаметр колка 7 мм, длина от 50 до 60 мм. Для более прочного крепления колков в месте их установки приклеивают брусок из более прочного дерева (бук, клен).

СТРУНЫ – изготавливаются из проволоки специальных сортов стали. Различаются  струны по длине и имеют сечение — от тонких 0,50 мм до более утолщенных 0,80 мм.

РОЗЕТКА (резонаторное отверстие) - необходимо для увеличения длительности и силы звучания инструмента.

ПОРОЖЕК–изготавливается из твердых пород дерева (клен, бук); в центр порожка вставлена ладовая пластина из латуни или меди.

ПОДСТАВКА - изготавливается из твердых пород дерева(клен, бук); в центр подставки вставлена ладовая пластина из латуни или меди МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПЛАСТИНА СО ШТИФТАМИ - служит для закрепления струн.

РАМА (обечайка) – изготавливается из легких, упругих пород дерева (ель, сосна).


Гусли звончатые соло


Ольга Шишкина (Россия, г. Санкт-Петербург). К.Шаханов. Дрема


Посмотреть ролик
Посмотреть ролик


Гусли звончатые в ансамбле


Ансамбль «Стиль пяти» (Россия, г. Санкт-Петербург). Дебюсси К. «Лунный свет»



Гусли звончатые  в оркестре


Шаханов К. (Санкт-Петербург) «Кельтские танцы» для для гуслей звончатых и камерного оркестра, I ч.







Конструкция



1. Прямоугольный футор, изготавливается из бука и сосны.
2. Дека с перпендикулярно приклеенными снизу рейками - «пружинами», изготавливается из ели.
3. Чугунная рама.
4. Ножки.
5. Колки и штифты для закрепления струн.
6. Струны натянуты в одной плоскости.
7. Ориентировочная планка под струнами (с изображением фортепианной клавиатуры).
8. Клавиатура (механика) клавишных гуслей, устроенная по принципу фортепиано (одна октава).
Нажатие клавиш поднимает демпфера над соответствующими струнами во всех октавах (освобождая их для звучания).
9. Клавиша для исполнения хроматического глиссандо, поднимающая демпфера по всему диапазону гуслей.



В. Городовская и Н. Чеканова - По небу по синему

(ролик Е.Суслова)



Посмотреть ролик
Посмотреть ролик

Гусли клавишные в оркестре

Елена Гришина (гусли клавишные). К.Тидеман - Пойте, гусли


Конструкция



1. Прямоугольный футор, изготавливается из бука и сосны.
2. Дека с перпендикулярно приклеенными снизу рейками - «пружинами», изготавливается из ели.
3. Чугунная рама.
4. Ножки.
5. Колки и штифты для закрепления струн.
6. Струны натянуты в двух плоскостях. Верхний ряд струн образует гамму ля-мажор, в нижнем ряду – остальные звуки.


источник http://folkmanystringedinstruments.spbu.ru/

 

 

 

Рассылку подготовил - Василий Лычковский

ksm-uzda@list.ru


В избранное