Умер Дирижер Духового Оркестра КГФ Заслуженный Работник Культуры России Василий Шабельник
Музыкальный Вестник Курской Филармонии
~
Выпуск № 163 ~
Умер
Дирижер Духового Оркестра КГФ
Заслуженный Работник Культуры России Василий Шабельник
Иногда я могу смотреть на
что-либо в упор, но не замечать ничего при этом. Особенно, если
задумаюсь. Но иногда всё-таки смотрю по сторонам и замечаю такие
вещи, после чего думаю, что лучше бы не смотрела и не видела...
Вчера 21 июня
замечательным, ярким и очень контрастным концертом
симфонического оркестра «Золотые мелодии 20 века» закрылся 76-й
сезон Курской филармонии. Перед началом первого отделения
последнего этим летом филармонического концерта, ожидая, когда
же можно будет занять свои места в зрительном зале, я увидела в
фойе фотографию второго дирижера нашего оркестра духовых
инструментов – Заслуженного работника культуры РФ Василия
Васильевича Шабельника. На фото была траурная лента…
Я не знаю никаких
подробностей, не знаю и, когда это случилось. Могу только
сказать, что буквально 9 июня состоялся концерт оркестра
духовых инструментов Курской филармонии на Театральной площади в
рамках проекта «Музыка для всех». И оркестром по очереди
руководили оба его дирижёра: Александр Карпович и
Василий Шабельник. Поэтому, известие о смерти Василия
Шабельника меня шокировало.
Творческая жизнь
Василия Васильевича Шабельника (не только дирижера, но и
профессионального валторниста), если не ошибаюсь, еще до
образования оркестра духовых инструментов КГФ была связана с
Курской филармонией – он играл в симфоническом оркестре. Так
получилось, что с духовым оркестром Курской
государственной филармонии Василий Васильевич в качестве
второго дирижера проработал не так много времени. Где-то 2
концертных сезона. Но за этот короткий промежуток было сыграно
много красивой музыки и танцевальной и серьезной классической.
И, наверняка, было не меньше планов на будущее: какие еще
мелодии ввести в репертуар оркестра.
Кстати, что касается
репертуара, мне кажется, что Василий Шабельник работал
над тем, чтобы наш духовой оркестр играл больше разной классики.
И хочу сказать, что временами мне доводилось на концертах в
большом зале филармонии слышать по-настоящему шикарные вещи
(ниже о них подробнее). И шикарны они не только тем, что их
таковыми записали на нотном стане композиторы (хотя и это тоже,
разумеется). Просто, плюс ко всему прочему, эта музыка была еще
и потрясающе исполнена нашим духовым оркестром! В
профессиональных способностях наших музыкантов я никогда не
сомневалась, да и они не давали для этого повода, но я думаю,
чтобы добиться настолько красивого и слаженного звучания всех
инструментов в совокупности, - тут уже видна именно работа
дирижера.
Теперь я хочу вернуться в
прошлый 75-й музыкальный сезон 2010-2011 годов. Потому что, 30
марта 2011 года состоялся концерт духового оркестра «От классики
до джаза», который мне очень запомнился... Как видите,
запомнился настолько, что даже по прошествии еще одного
концертного сезона, в котором была масса разных интересных
событий, я этот прошлый концерт все еще держу в памяти. Это
был, если не идеальный концерт, то он был близок к идеальному,
поскольку совпало сразу несколько факторов.
Музыка была подобрана
потрясающая и, очень удачно на мой взгляд, игра оркестра не
менее потрясающая – далеко не на каждом концерте (к сожалению)
бывает такой классный звук. Вела концерт Екатерина Демидова,
и со своей задачей музыковеда-ведущей она справилась тогда тоже
блестяще. Ее рассказ был интересен, местами даже немного с
юмором. Дословно не помню, но как-то так: «Вы не возражаете,
если оркестр сейчас немного покапризничает?». Это перед
исполнением «Каприччио», что можно перевести как «каприз».
Музыкантам, по-моему, эта шутка тоже понравилась.
Но главное, почему, я
упоминаю об этом концерте, потому как он запомнился мне одним из
наиболее ярких концертов с участием дирижера Василия
Шабельника. И один из наиболее запоминающихся концертов
духового оркестра, в частности. Мне очень многие вещи
понравились. Если бы этот концерт, к примеру, вышел на
DVD, я бы купила. Это реально удачный
концерт. Даже по реакции зрителей это было видно. Ну, и память…
Между дирижерами духового
оркестра существовало своеобразное «разделение труда» :), когда
в некоторых программах каждый из них «правил балом» ровно по
одному отделению концерта. Таким образом, даже своеобразная
интрига была, что один дирижер противопоставит другому, чем
удивит слушателей? Возможно и некий элемент «соревновательности»
в этом во всем присутствовал, насколько это слово вообще
применимо к дирижерам коллектива. Так вот, в первом отделении за
пультом дирижера находился Василий Шабельник, и это
отделение условно можно назвать, например «Торжество и величие
классики».
Повторюсь в очередной раз,
что от этого первого отделения я была в восторге и неудачных или
«лишних» композиций там не было, поэтому, выбрать аудио для
демонстрации трудно. Было, например, интересное и сложное
произведение: Бах-Вивальди Органный концерт a-moll,
часть 1. Интересно оно, в первую очередь тем, что в Курской
филармонии нет органа, и духовой оркестр замещал/имитировал
собой звучание этого сложного и величественного инструмента.
Постоянные слушатели
филармонии, наверное, уже хорошо запомнили молодого саксофониста
Владимира Еськова. Так вот, по-моему, на данном концерте
он впервые выступил в качестве солиста (М. Готлиб – 2-я часть
концерта для саксофона-альта), как и Михаил Клочков (соло
на тубе в «Юмореске» Д. Браславского).
Парочку видеофрагментов
концерта 30 марта 2011 года я уже выкладывала в прошлом сезоне,
их можно найти, например, в группе Курской филармонии Вконтакте.
А сейчас предлагаю послушать другие 2 произведения в исполнении
оркестра: «Иванова ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского и
«Крещендо» К. Брухманна.
«Иванова ночь на Лысой
горе» исполнялась духовым оркестром и позднее, но второй раз у
меня, почему-то, впечатление смазанным получилось. Эта премьера,
которую привожу здесь, мне больше понравилась.
Кстати, если кому это
интересно, именно во время этого произведения получился один
«странный эффект». :) Я сидела в амфитеатре партера, поэтому я
его и прочувствовала … эээ… пятой точкой. Дело в том, что в
эпизоде, который на прилагаемой записи располагается где-то в
промежутке времени 0.50 мин – 1.30 мин. (энергичный довольно
фрагментик). Пол под стульями амфитеатра слегка ходил ходуном.
))) Затрудняюсь оценить, сколько баллов это было по шкале
Рихтера, но ощутимо весьма. Ничего подобного ни «до», ни «после»
мной не наблюдалось. Уж что с чем там в резонанс вошло, история
умалчивает.)))))) Духовой оркестр – это вам не шутки, там
серьезные ребята играют. )))))
К. Брухман «Крещендо».
А этим произведением триумфально завершилось первое отделение
концерта. Особенность композиции, очень в придачу ко всему
зрелищной, заключается в передаче своеобразной «эстафетной
палочки» одним солирующим инструментом другому основной темы
произведения. Т.е., солисты, будь то 1 инструмент или группа
играют одну и ту же тему, но поскольку каждый раз ее
подхватывают различные инструменты, она звучит немного иначе. От
начала до конца произведения сила звука постепенно нарастает и
крепнет. Если в начале слышны соло одного-двух инструментов, то
к концу мелодии подключаются уже солирующие группы инструментов.
И обратите, пожалуйста, внимание на шикарный барабанный ритм, на
протяжении всей композиции!
К сожалению, у меня нет видео этого номера. Было
бы гораздо проще сориентироваться, и в случае чего, не сильно
позориться, но все же попробую описать технический процесс
действа с моей собственной интерпретацией. ))) Такие вещи,
по-моему, желательно бы включать в программу концертов на
открытом воздухе, как раз из-за зрелищности в том числе.
Не думаю, что до меня это произведение еще кто-то
так себе представлял, как ниже расписано. Это из серии "Не дай
Бог, музыканты прочитают". А ведь кто-то и увидит, пожалуй...
В самом начале солируют по
очереди гобой, кларнет, потом еще раз кларнет, но уже другого
музыканта, сидящего рядом. Второй кларнетист как бы говорит
первому, что «я тоже это могу сыграть, не хуже тебя». Потом,
кажется, подключается саксофонист: «Ишь, разыгрались тут
кларнетисты на пару, послушайте-ка теперь, как это надо играть
на саксе!» Затем, солирует трубач: «Ну что вы там бубните себе
под нос? И бубнят и бубнят, кто вас слышит-то?». А дальше… мне
уже сложно различать ))) Подключаются группы инструментов,
играющих в унисон. Они «ворчат» на трубу сообща, потому что,
вероятно, решили, что в одиночку кому-то её утихомирить будет
уже трудно: «У-у-у-у, труба раскричалась!..» Ну, и так далее, и
тому подобное. ))))
В целом же про обе
предлагаемые аудиозаписи хочу сказать, что здесь и оркестр в
целом – молодец, и все солисты – умнички. Особенно в «Крещендо».
Как таковых «официальных» солистов, когда музыкант покидает свое
место в оркестре, выходит вперед к зрителям и играет соло, – не
было. Но в данных произведениях есть «кусочки», где хорошо
различимы сольные партии тех или иных инструментов на фоне
общего звука оркестра. Поэтому, я и называю их здесь солистами.
Внимание!
Если Вы хотите написать мне сообщение или оставить комментарий к
заметке в блоге, НЕ отвечайте на данное письмо рассылки в поле
"Быстрый ответ" или "Ответить" в самом низу этого письма, т.к.,
я Вашего сообщения не получу.
Чтобы
оставить комментарий к статье, нужно открыть её именно в
блоге, например, щелкнув по одной из ссылок, приведенной в
данном письме рассылки и заполнить форму комментария,
расположенную в самом конце статьи.