Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Так Ли Хорош STEINWAY, Как Его Восхваляют?


Музыкальный Вестник Курской Филармонии

~ Выпуск № 145 ~

Так Ли Хорош STEINWAY, Как Его Восхваляют?

    

 Здравствуй, дорогой подписчик и любитель музыки!  

В сегодняшнем выпуске рассылки Вы найдете копию статьи, которая появилась сегодня в блоге "Уголок слушателя Курской филармонии" в разделе "Из личного опыта". Статья называется "А всё-таки, к хорошему привыкаешь с головокружительной быстротой! (Так ли хорош STEINWAY, как его восхваляют? Личный опыт поисков истины от НЕ музыканта.)"

Читать эту статью в блоге

*****************************************************

А всё-таки, к хорошему привыкаешь с

головокружительной быстротой!

(Так ли хорош STEINWAY, как его восхваляют?

Личный опыт поисков истины от НЕ музыканта.)

*****************************************************

Причиной данных размышлений, начавшихся еще в 2009 году, послужили некоторые отдельные концерты филармонии и концерты фортепианной музыки, проходившие в Курской филармонии в 74-м и 75-м концертных сезонах. Данная статья потихоньку формировалась на протяжении 2010-2012 годов и вот теперь, я решила её закончить.  

Предыстория …

Часто приходилось слышать от музыковеда, особенно на самых первых концертах серии «STEINWAY вечера» и ранее (еще весной 2009 года), что у рояля STEINWAY звук особенный. Музыканты, конечно, эту разницу в звучании его величества «Стейнвэя» и любого другого рояля, который имеется в Курской филармонии, чувствуют очень остро и сразу. Что, в общем-то, и понятно. :) На то ведь они и музыканты!  

За музыкантов я, конечно, рада, что у них всё так легко и просто происходит. Но своя рубашка ближе к телу! Поэтому, меня больше заинтересовало продолжение этой высказанной мысли, где говорилось о слушателях. Мол, слушатели филармонии, конечно, тоже могут почувствовать эту самую разницу, опираясь на свои внутренние ощущения

- Вот, это уже гораздо интереснее! - Подумала  я. - Только каким образом можно проверить, отношусь ли Я к числу этих счастливчиков?  

Смогу ли именно Я услышать в звуке инструмента, которым все восхищаются, и который изготовила фирма с мировым именем (марка Steinway & Sons действительно является очень престижной), нечто особенное? То, чего Я раньше не слышала при исполнении на других роялях (не таких именитых и подешевле)?   

Да, такие вот эгоистичные мысли посетили… :)   

Действительно, а если, и взаправду что-то услышу, как я пойму, что мне это удалось??? По каким критериям это можно определенно распознать? Так что, сказанное музыковедом само по себе красиво, но как-то очень абстрактно и расплывчато. И как это можно применить на практике в отношении НЕ музыкантов, к сожалению, не совсем понятно... Ну, во всяком случае, не так очевидно. 

Например, прекрасно зная себя))))), я бы не стала так уж сильно доверять в этом вопросе «своим внутренним ощущениям». Дабы не получилось как в присказках: «Глухой не услышит, так придумает» или «Слышу звон, да не знаю, где он». Поэтому, хотелось бы найти более… авторитетный что ли, источник, прежде чем делать какие-то выводы. )))))) 

Но, с другой стороны, разве не удивительно, что люди, слушая одну и ту же мелодию, слышат и воспринимают ее совершенно по-разному? Музыканты - в первую очередь.

 

Чем и за что так «повезло» музыкантам? 

И всё-таки, почему одни люди, музыканты например, с легкостью улавливают все нюансы и оттенки звука, а другие – нет? Быть может, музыкантам просто больше «повезло» в плане каких-то способностей, чем всем остальным?  )))) 

А вот и нет!

Точнее, вовсе не обязательно, что у всех музыкантов изначально с самого детства проявились какие-то неординарные выдающиеся способности. Безусловно, такие люди встречаются, но их не так уж и много. «Фишка» не в везении. А в том, что музыканты или те, кто хочет ими стать, всю свою сознательную жизнь пытаются свои способности развить. Без труда, как говорится, не вытащишь и рыбку из пруда! 

Навскидку, что отличает обычного среднестатистического слушателя (в моем лице, в данном случае) от музыканта?  

- Музыканты ежедневно занимаются на своем инструменте, чтобы постоянно быть в форме и развивать свои способности. 

- Прежде, чем стать профессиональными музыкантами, они, как правило, очень долго учились игре на инструменте. Сначала в музыкальной школе, потом в колледже или училище, а затем и в высших учебных заведениях.

Согласитесь, что после такой основательной и солидной подготовки вероятность того, что человеку как бы «повезёт» возрастает в геометрической прогрессии!!! :) 

- Бесспорно, музыкант имеет более глубокие понятия и представления о звуке вообще. И, если воспроизвести несколько нот музыканту и НЕ музыканту, первый извлечет из этих звуков гораздо больше информации, чем второй. Например, о высоте звуков, темпе их звучания, о том, как они были сыграны – слитно или раздельно и еще, пожалуй, о многих других вещах, о существовании которых Не музыканты и не подозревают.  

Если обобщить, то с позиции слушателя, музыканты могут и то и другое, и пятое и десятое. ))) А еще у них тренированная память и слух. Да слух не простой, а музыкальный!  

А у рядового слушателя нет особых умений и навыков, а есть только уши. Уши, причем, самые обыкновенные, не тренированные. Некоторые индивидуумы, правда, умеют ими шевелить.))) Но в данной ситуации это умение, к сожалению, не пригодится. 

С уровнем профессиональной подготовки музыкантов, и тех, кто приходит на их концерты, вроде как разобрались… И пришли к выводу, что нельзя сравнивать несравнимое.))))  

Поэтому, лучше проанализировать, чем именно посетители филармонии отличаются друг от друга. Правильно! Своим личным опытом или назовем это «стажем» слушания какой-либо музыки. Логично, чем больше человек слушал, например, классическую музыку, тем лучше он в ней будет разбираться и ориентироваться. От этого уже можно отталкиваться. 

Получается, требуется призвать на помощь свой слушательский опыт.  Теоретически это выглядит так.  Нужно просто покопаться в «багаже» посещенных концертов. Извлечь оттуда подходящие фрагменты и попытаться мысленно «сопоставить» звучание одного инструмента, слышанного ранее,  со своими впечатлениями от звучания рояля Steinway в реальном времени здесь и сейчас.    

 

Сравнила бы с удовольствием, да не с чем…

(В этом месте моего рассказа особо впечатлительные музыканты, если прочтут, возможно, могут упасть со стула. Или возмутиться тому, как можно было докатиться до такой жизни, что... Ну что ж, так оно в моем случае получилось. Но самое печальное, что я не одна «такая».)

Конкретно мой случай осложнялся еще и тем, что особо и не было у меня опыта слушания других роялей. Не знаю, повезло мне или нет, но концерты фортепианной музыки я стала посещать уже после приобретения филармонией рояля Steinway. )))  (Хотя, конечно же, знаю, что повезло.))))) 

Один или два концерта, где среди прочих инструментов звучал, в том числе, и «старый» рояль August Forster я еще застала. Но потом, мой слух, при каждом удобном случае (на концертах в большом зале), баловали и продолжают баловать звучанием Steinway’я.  А сложность заключается в том, что сравнивать мне, получается, и не с чем, если слышала я в своей жизни вживую, по сути, только один Steinway. (Во какие заморочки в жизни еще бывают :-)) 

И всё-таки, выход есть! 

А ведь всё ж таки, я эту разницу, почувствовала! ;) То есть, что Steinway выгодно отличается от прочих роялей филармонии.  

Итак, мы выяснили, что необходим определенный опыт. А если его нет, то что нужно сделать? Правильно, приобрести этот опыт! )))  

Замечу, что специально я ничего для этого не делала. Наоборот, у меня была роль пассивного наблюдателя. Это как раз тот случай, когда время все само расставило на свои места. Поэтому, данный метод идеально подойдет для ленивых. ))) 

Со временем, у меня накопился определенный опыт слушания ОДНОГО И ТОГО ЖЕ музыкального произведения (просто, так гораздо легче ориентироваться, особенно начинающему слушателю). А именно, это были «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. Всё гениальное просто. 

Считаю, что условия данного эксперимента были достаточно «чистыми» и результатам можно доверять. Дело в том, что возможности «спутать» звучание рояля Steinway с каким-то другим роялем у меня, в данном конкретном случае, просто не было. :)  

Итак, обо всем по порядку.  

Впервые в жизни фортепианный цикл «Картинки с выставки» в живом исполнении и в полном объеме я услышала 18 марта 2010 года на концерте абонемента Курской филармонии «STEINWAY вечера». Судя по названию абонемента, понятно, что произведение было исполнено как раз на «Стейнвэе». А за роялем тогда был молодой пианист из Москвы Георгий Чаидзе.    

Если, еще до моих первых походов в филармонию, я и слышала отдельные фрагменты этого произведения, то не знала, что это были «Картинки с выставки». Да и слышать я их могла только в записи. Поэтому, мой опыт «дофилармонического» периода смело можно приравнять к нулю.   

[Если в прошлый раз особо впечатлительные музыканты сумели удержаться на стуле, то сейчас, наверно, точно упали. Потому что, «Картинки с выставки» - это одно из популярнейших произведений для фортепиано. И, если человек с ним не знаком (даже в случае, когда он не любит и принципиально не желает слушать классику), – это незнание, скажем так, является определенным показателем. :))) Причем, не в пользу этого человека. Так что, я сейчас в таких крамольных вещах сознаюсь))))))] 

«Филармонический» опыт слушания фрагментов «Картинок» был также в исполнении оркестра русских народных инструментов КГФ. Но ОРНИ – это не рояль, поэтому, данный опыт тоже «к делу не пришьёшь». )))  

Второй раз «Картинки с выставки» я слушала по ТВ (канал «Культура»). Признаюсь честно, что произведение это мне понравилось. Поэтому, когда я увидела анонс передачи, то мне захотелось еще раз этот цикл прослушать. Но данный опыт тоже не будем учитывать, поскольку запись – это не живое исполнение. Да и в придачу ко всему, телик – не лучшее устройство для воспроизведения качественной музыки. А, играли тоже на рояле Steinway – на это я специально обратила внимание, когда руки пианиста показывали крупным планом.  

Начиная с этого момента, я уже осознанно стала «коллекционировать» различные исполнения этого произведения. Потому как поняла, что разные пианисты будут исполнять его по-разному. Это все равно как буквы алфавита одни и те же, но почерки у всех людей разные.  

Третий раз это произошло 2 декабря 2010 года в рамках фестиваля им. Георгия Свиридова. И снова на сцене был Steinway. Мне крупно повезло, поскольку произведение это прозвучало в блестящем исполнении народного артиста СССР Николая Петрова (ныне ушедшего от нас).

Ну а в четвертый раз «Картинки с выставки» исполнил 18-го марта 2011 года солист Курской государственной филармонии пианист Павел Кушнир. [Кстати, интересное совпадение – день в день ровно год с момента первого моего прослушивания этого произведения. :) С годовщиной меня!] 

Только принципиальная разница была в том, что концерт проходил не в большом зале, а в романсовой гостиной, где стоит рояль Estonia. И произведение было сыграно, к сожалению, не полностью, а избранными фрагментами.  

И вот тут-то я очень явственно ощутила, что Steinway и, например, та же Estonia – это «две большие разницы»!!!!!! )))))   

Я не знаю, с чем это можно сравнить. Это похоже, как если бы человека три дня возили по городу на крутой иномарке, а на 4-й день «с ветерком» прокатили бы в отечественном авто. Первая же неровность дороги показала бы, В ЧЕМ принципиальная разница. Причем, у жертвы этого эксперимента не возникло бы никаких сомнений и вопросов, чувствует он отличие или нет. Ушибленная макушка не позволила бы замаячить даже тени сомнений. 

Так и я. Слушала и думала, что на Steinway это звучало совсем иначе. И дело не в таких вещах как эмоциональность исполнения или громкость подачи звука. Звук и его оттенки сами по себе были «другими». Ярче всего «несоответствия» заметны были в тех местах, которые мне особенно нравились. Поскольку, естественно, я их лучше всего и запомнила.  

Вывод:

Да, приходится признать, что STEINWAY действительно хорош!

А к хорошему привыкаешь быстро! А, учитывая, что мой НЕИСКУШЕННЫЙ по части фортепианной музыки слух «избаловался» до такой степени, чтобы моментально среагировать на «подмену» инструмента, всего лишь за год… К хорошему привыкаешь просто с головокружительной быстротой!!!!   

Только понять, что ты уже «привык к хорошему», не всегда бывает просто. Ведь профессиональный музыкант может продемонстрировать «высший пилотаж», достучаться до мыслей и сердца слушателя  и на более скромном инструменте (я помню прекрасные исполнения различных произведений на той же «Эстонии» в романсовой). Поэтому, в обычных условиях, когда сегодня послушал одну концертную программу в романсовой гостиной. А через неделю - совершенно другую на «Steinway» в большом зале – разница не особо заметна. Но когда по одной и той же дороге сначала проедешься на иномарке, а потом на «девяточке»… ))) Комментарии будут излишними. Так что, в некоторых показательных случаях проще пользоваться как раз доказательством от противного. ;)))) Поскольку, очень часто переход от менее комфортных условий к более комфортным ощущается менее остро и воспринимается человеком «как должное». Зато переход от комфортного состояния к менее комфортному без внимания не останется! 

Теперь бы еще для полноты коллекции услышать «Картинки с выставки» в полном объёме в исполнении Павла Кушнира, но уже в большом зале и на Steinway. Подождём… )))) 

Приходится признать еще и то, что музыковед говорил правду и о слушателях. Считаю, если мне удалось самостоятельно прийти к выводам, описанным выше, это может, при желании, сделать абсолютно каждый! И что в действительности нет в этом чего-то архисложного. Я уже убедилась в том, что «тайные знания» и умения, доступные только музыкантам, для этого не требуются! )))

А самое главное - слушайте хорошую музыку в исполнении любых инструментальных составов и всегда получайте от этого удовольствие!!! 

Дата ближайшего концерта, где можно услышать звучание нашего рояля «Steinway» совсем уже скоро – 5 апреля  (четверг). Это будет вторая встреча в рамках абонемента №7 «STEINWAY вечера» в текущем сезоне. В исполнении солиста Курской филармонии Павла Кушнира прозвучат вариации для фортепиано Иоганна Себастьяна Баха, Андрея Веберна и Сергея Рахманинова. 

******************************************************

Билеты можно приобрести в кассе филармонии.

Телефон кассы: 58-81-14.
Касса работает ежедневно с 10 до 19 часов.
Перерыв с 14:00 до 15:00.

******************************************************

Хотелось бы сделать еще одно важное дополнение к статье, основанное уже в большей степени на слушательском опыте текущего 76-го концертного сезона. И касается оно, как ни странно, непосредственно рояля «Steinway» и концертов не инструментальной, а вокальной музыки. 

В этом сезоне я поняла, что оказывается, мы слушаем «Steinway» в основном только на концертах инструментальной музыки. Например, концерты для фортепиано с оркестром, сольные концерты пианистов в рамках абонемента «STEINWAY вечера», концерты джазовой музыки. Но в рамках филармонических концертов услышать «Steinway» в качестве аккомпанирующего голосу инструмента можно достаточно редко. И, наверно, это является огромным упущением для филармонии. 

Пытаюсь вспомнить, когда же я слышала «Steinway» в выступлениях вокалистов КГФ. В текущем сезоне могу назвать, пожалуй, только сольный концерт Ольги Тарабаровой, состоявшийся 4-го марта 2012г. Дуэт Ольги и концертмейстера Константина Маркелова в первом отделении, посвященном романсу, очень украсил концерт. В прошлом сезоне это было открытие фестиваля им. Г. Свиридова, когда на нашей сцене выступили гости Дмитрий Сибирцев (рояль) и Тарас Штонда (бас).   

Возможно, из посещенных мной концертов,  «Steinway» мог также промелькнуть 20 января 2011 года – юбилейном концерте Олега Овчаренко, или ранее весной 2010 на концерте «Нежность и страсть гитары» ансамбля «Олег Овчаренко+» (пианист Константин Маркелов, вокалистка Надежда Алябьева). Но не уверена, что это был не «August Forster», поскольку не обратила тогда на это внимания. И еще, пожалуй, аккомпанемент «Steinway» мы слышали на закрытии 75-го сезона филармонии: вокалистка - заслуженная артистка РФ Надежда Пикуль (сопрано), пианист – заслуженный артист РФ Виктор Хмелевской. Больше похвастаться нечем, это при том, что я посещаю концерты часто. Могла я, конечно, и пропустить какое-то мероприятие, но думаю, что не более 1-3 концертов ещё наберется за последние 2 года в общей сложности.  

Получается, что аккомпанемент на рояле «Steinway» мы можем услышать в 50% случаев на концертах гастролирующих артистов. Как это было, например, 23 октября 2011 года «Дуэль теноров и баритонов» - проект Давида Гвинианидзе (концертмейстер Владимир Родионов), 10 марта 2012 года – проект Давида Гвинианидзе «Гала-концерт трех теноров» (концертмейстер Михаил Егиазарьян). Или совсем недавно, концерт тенора Евгения Южина 31 марта 2012 года (концертмейстер Константин Ганшин).   

Обычно, когда я слушаю романс, в первую очередь обращаю внимание на голос исполнителя, слушаю его интонации. Но на концерте 10 марта я несколько раз ловила себя на том, что меня что-то от слушания вокала как бы слегка уводит и заставляет прислушаться еще внимательней. Первое время, я не поняла в чем причина. А это был голос нашего рояля!!! Очень богатый и красивый. Можно сказать, что я открыла для себя этот рояль заново, но уже в новом качестве. Вот тогда я поняла, насколько круто «Steinway» звучит в качестве аккомпанемента, многократно усиливая и дополняя эффект, производимый голосом солиста. А сравниваю я перечисленные выше концерты с вечерами романса, которые проходят у нас. Хотелось бы и наших солистов филармонии + «Steinway» чаще иметь возможность слушать в большом зале. Пусть это будет не вечер романса, а хотя бы 1 или 2 номера в концерте, но это лучше, чем ничего!

 

С наилучшими пожеланиями!

Щедрина Марина - постоянный слушатель филармонии.

*****************************************************************

Внимание! Если Вы хотите написать мне сообщение или оставить комментарий к заметке в блоге, НЕ отвечайте на данное письмо рассылки в поле "Быстрый ответ" или "Ответить" в самом низу этого письма, т.к., я Вашего сообщения не получу.

Для связи со мной можете отправить письмо на ящик kgfnews@yandex.ru

Или воспользоваться контактной формой непосредственно на сайте www.KGFblog.ru

Чтобы оставить комментарий к статье, нужно открыть её именно в блоге, например, щелкнув по одной из ссылок, приведенной в данном письме рассылки и заполнить форму комментария, расположенную в самом конце статьи.

Мои проекты:

http://KGFblog.ru - Блог Щедриной Марины "Уголок слушателя Курской филармонии".

Рассылка «Музыкальный Вестник Курской Филармонии»

Курская филармония ВКонтакте

Новости Курской филармонии в Twitter

 

 


В избранное