14-го Октября Эдуард Амбарцумян (г. Брянск) Откроет "Парад Дирижеров"
Музыкальный Вестник Курской Филармонии
~
Выпуск № 100 ~
14-го Октября Эдуард Амбарцумян (г. Брянск) Откроет "Парад
Дирижеров"
Здравствуй,
дорогой подписчик и любитель музыки!
В пятницу 14 Октября
концертом симфонического оркестра Курской государственной
филармонии откроется цикл концертов абонемента №1 «Парад
дирижеров». Место проведения большой зал филармонии, начало
в 19.00.
- Музыка Николо Паганини, Франца Шуберта, Сергея Рахманинова,
Джорджа Гершвина.
Руководить оркестром на этот раз будет приглашенный дирижер изБрянска – заслуженный артист России Эдуард Амбарцумян.
Некоторые сведения о дирижере и фрагменты интервью с ним можно
найти в конце данной заметки.
С симфоническим оркестром КГФ
выступит также приглашенный солист - Иван Нумеров (альт, г.
Санкт-Петербург).
Основная идея абонемента №1
как раз и состоит в том, что на каждом из трех концертов этого
тематического цикла оркестром управляет новый приглашенный дирижер.
Поэтому, абонемент №1 и называется «Парад дирижеров».
Дирижеров приглашают, разумеется, не потому, что своих недостаточно,
а для того, чтобы иметь возможность представить именно курской
публике новые для нее имена ярких интересных творческих личностей.
Повторюсь, что концерты
состоятся в Октябре, Ноябре и Декабре 2011 года. А в продаже
абонемент №1 будет находиться до 14 октября
(включительно), поэтому, нужно поторопиться. Кстати, с понедельника
10 октября в кассе филармонии, наконец-то, доступны ВСЕ 12
абонементов концертного сезона.
(Перечень абонементов 76-го сезона с названиями читать здесь)
Продолжаем разговор об
абонементе №1 «Парад дирижеров»… Если внимательно посмотреть на
его титульный лист, то можно заметить надпись «Комитет по культуре
Курской области». Это значит, что абонемент выпущен при поддержке
Комитета. А это в свою очередь означает, что чтобы стало возможным
организовать и провести концерты данного абонемента, этим
озаботилось гораздо большее количество людей, чем мы себе можем
представить.
В плане организации, конечно,
здесь всё очень непросто, поскольку необходимо договориться и
согласовать даты концертов со всеми приглашенными дирижерами и
солистами (на каждом концерте абонемента еще играют солисты, и в
двух случаях из трех – это будут приглашенные солисты).
В плане практической
реализации это едва ли проще. Каждый подобный концерт – это
серьезное испытание для симфонического оркестра. Поскольку известно,
что каждый дирижер видит произведение по-своему и дирижирует,
соответственно, в своей индивидуальной манере.
Так что, пожелаем нашему
курскому симфоническому оркестру УДАЧИ, она ему очень сильно
пригодится. И поддержим его, приобретя абонемент №1 и посетив
указанные концерты.
Эдуард Амбарцумян
окончил Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса по
специальности «композиция» в 1992 году, а в 1993-м — по
специальности «дирижер оперного и симфонического оркестров». Во
время учебы в консерватории работал главным дирижером камерного
оркестра Ереванской консерватории, в 1991-93 гг. — дирижером
Государственного симфонического оркестра радио и телевидения Армении
и дирижером в Ереванском академическом оперном театре им.
Спендиарова.
Эдуард Амбарцумян
— лауреат международных конкурсов. За все время работы он был
награжден множеством премий разных стран мира. А в одном из городов
Франции ему даже предлагали стать его почетным жителем.
Интернациональный биографический центр Кембриджского университета
включил Эдуарда Амбарцумяна в мировую антологию «Имена XXI века».
Сегодня дирижер Эдуард Амбарцумян и его
Брянский городской камерный оркестр — особое явление в культурной
жизни города Брянска, страны, мира. Потому что это — стиль. Потому
что это — образцовая музыкальная культура. Потому что это —
высочайший уровень профессионализма.
О Брянском камерном оркестре
(фрагменты интервью с Э. Амбарцумяном)
Брянский камерный оркестр ежегодно участвует в
Международном фестивале современного искусства им. Н. Рославца и Н.
Габо, в цикле концертов классической музыки «Майские ассамблеи», в
декаде искусств памяти княгини Тенишевой, Всероссийском фестивале
струнно-смычкового искусства, проходившем в г. Брянске в 1997 г.,
международном фестивале «Мир гитары» (г. Калуга), фестивале
классической музыки «Орловская осень» (г. Орел). В декабре 2006 года
по приглашению Международного фонда им. Г.В. Свиридова оркестр
принимал участие в фестивале, посвященном 100-летию со дня рождения
Д.Д. Шостаковича (г. Курск).
—
Давно ли сформировался ваш коллектив?
—
Вы знаете, в 1993-м, когда я только пришел в
филармонии уже существовал оркестр, коллектив уже был сформирован.
Но тогда его деятельность ограничивалась лишь пропагандой музыки в
различных учреждениях — школах, детских садах... Все это было больше
похоже на самодеятельность.
—
С того времени состав изменился или остался прежним?
—
Изменения произошли. Кто-то ушел, но пришли новые
музыканты...
—
Сколько сейчас в оркестре человек?
—
Количество музыкантов зависит от программы, которую
мы исполняем. Это может быть и 20-25 человек, а может быть и 60. Для
сравнения: в симфоническом оркестре Македонии, которым я дирижирую,
— 120 человек. Так что наши 60 совсем даже немного.
—
Но, так или иначе, коллектив все же большой. Как вы
справляетесь, выстраивая отношения с таким количеством людей, тем
более музыкантов?
—
Конечно, к каждому нужен свой подход. Но, прежде
всего, надо самому понимать, чего ты хочешь и что делать. Тогда все
получится. И люди будут это понимать и заниматься делом, ведь у нас
оно общее. Когда идет репетиция, тем более концерт, все посторонние
мысли должны остаться за пределами зала.
—
Ваш сын тоже играет в оркестре?
—
Да. Вообще у меня двое сыновей. Старшему, Гору, — 20
лет, младшему — 8. Гор сейчас играет в нашем оркестре на контрабасе.
—
Ваш оркестр исполняет разную музыку. Это и классика,
и произведения современных авторов, и даже джаз. Есть ли у вас
любимое?
—
Могу сказать так: надо любить то, над чем работаешь.
Когда мы играем какое-то произведение, оно на данный момент и есть
любимое. Вот сейчас работаю над оперой «Мадам Баттерфляй». Очень
нравится. А какого-то одного любимого произведения нет.
—
Скажите, сколько времени уходит на то, чтобы
подготовить программу?
—
Если для симфонического оркестра, то можно
подготовить за неделю. А вот для камерного — не меньше месяца.
—
Скажите, чувствуется ли разница между зрителем 90-х
годов и современным?
—
Да. Сейчас на каждом нашем концерте собираются полные
залы. Раньше такого не было, и мне это очень приятно. Основная наша
публика — интеллигенция. Люди, выбравшие классическую музыку — это
умные люди, хорошо воспитанные, с хорошим вкусом.
—
Вы выступали на разных сценах по всему миру. На ваш
взгляд, есть ли разница между тем, как принимает наш зритель и
западный?
—
Да, есть. Западный зритель много видел, он избалован
в некотором смысле. У нашего же, как говорится, нет большого выбора
— чем богаты, тем и рады. Несомненно, я хотел бы пригласить в Брянск
известных дирижеров, но, к сожалению, для этого у нас пока нет
необходимых средств. И тем не менее лучшая публика все же наша. Она
очень восприимчива. Я чувствую ее настроение, хотя на концерте стою
спиной к залу, по аплодисментам, просто по атмосфере, царящей в
зале. Так же и слушатели чувствуют мое настроение.
—
Кстати, вы сами ходите на эстрадные концерты?
—
Нет, не хожу. Я не вижу для себя там ничего
интересного. Сейчас на нашей эстраде практически нет достойных
исполнителей. А ходить на концерт, отдавая несколько тысяч рублей,
чтобы послушать фонограмму, да еще и не самую качественную, мне
кажется, просто глупо.
О работе и планах
Эдуарду Амбарцумяну неоднократно поступали
предложения о работе не только в других городах, но и за границей.
Но, тем не менее, он решил остаться и работать в Брянске с камерным
оркестром.
—
Что планируете на ближайшее будущее?
—
Сейчас начинается музыкальный сезон. В качестве
дирижера поеду на концерты в Хорватию, Македонию, Косово. В январе
наш камерный оркестр был приглашен на гастроли в США. В декабре
этого года вместе с Государственным камерным оркестром (Москва) я
еду на гастроли в Китай.
—
Есть ли у вас заветная мечта, что бы вы хотели
осуществить?
—
Я хочу создать в Брянске музыкальный театр с
оркестром и хором. Но опять же, на это необходимы средства. Так что
пока в городе это сделать невозможно. Но есть надежда, а наш
коллектив своим творчеством будет всячески этому способствовать,
чтобы власти уделяли больше внимания развитию культуры. И тогда
музыкальное искусство в Брянске выйдет на более высокий уровень.