Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

16 Марта. 200-Летию Фредерика Шопена И Ференца Листа Посвящается... Фортепианную Музыку Эпохи Романтизма Исполняет Павел Кушнир.


Музыкальный Вестник Курской Филармонии

~ Выпуск № 63 ~

16 Марта. 200-Летию Фредерика Шопена И Ференца Листа Посвящается... Фортепианную Музыку Эпохи Романтизма Исполняет Павел Кушнир.

    

 Здравствуй, дорогой подписчик и любитель музыки! 

Вы получили анонс концерта классической фортепианной музыки в рамках седьмого абонемента филармонии "STEINWAY вечера", который состоится 16 марта в 19.00 в большом зале филармонии.

Из анонса Вы узнаете, какие произведения Фредерика Шопена и Ференца Листа будут исполнены. А также, некоторые вехи биографии композиторов, написавших эту музыку. Возможно, эти краткие сведения немного помогут более глубокому и целостному восприятию музыки непосредственно на концерте.

Прочитать анонс также можно на блоге "Уголок слушателя Курской филармонии" перейдя по ссылке:

http://bit.ly/evfV4T

***

16-го Марта (Среда)

Большой зал. Начало в 19.00

Абонемент №7 "STEINWAY вечера"

В среду 16 марта в 19 часов состоится второй вечер фортепианной музыки в рамках абонемента №7 «STEINWAY вечера». Место проведения — большой зал филармонии.  

Концерт посвящен празднованию 200-летия со дня рождения композиторов Фредерика Шопена и Ференца Листа. В исполнении солиста Курской государственной филармонии Павла Кушнира прозвучат 24 прелюдии ор.28 (Ф. Шопен) и соната h-moll (Ф. Лист).  

Польский музыкант и композитор Фредерик Шопен (годы жизни 1810-1849) и легендарный венгерский пианист и композитор Ференц Лист (годы жизни 1811-1886) являются яркими представителями эпохи романтизма в музыке. (Подробнее об эпохе романтизма можно прочитать здесь).

***

Билеты можно приобрести в кассе филармонии.
Телефон кассы: 58-81-14.
Касса работает ежедневно с 10 до 19 часов.
Перерыв с 14:00 до 15:00.

***

Несколько слов о композиторах, чья музыка прозвучит на концерте 16-го марта... 

Фредерик ШОПЕН (годы жизни 1810-1849) - польский композитор, пианист-виртуоз и педагог — родился в 1810 году в деревне Желязова-Воля, близ Варшавы.

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях и прирождённым пианизмом.  

В 1818 году одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ — написала газета, — ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это — настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей». 

Единственным наставником Шопена по фортепиано был пианист Войцех Живный, чех по происхождению. Он начал заниматься Шопеном с 9-летнего возраста,  и занятия эти были серьёзные, несмотря на то что Фредерик, помимо того, учился в одном из варшавских училищ.  

Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Были композиторы, которые не признавали его талант, но это не мешало Шопену приобрести множество преданных поклонников как в артистических кругах, так и в обществе.  

В 1830 году композитор навсегда покидает родную Варшаву. Это обстоятельство послужило причиной его постоянной скрытой тоски по Родине.  

Создание Фредериком Шопеном своего знаменитого фортепианного цикла из 24-х прелюдий датируется 1838 годом.  24 прелюдии (ор.28) написаны во время пребывания на острове Майорка. Это сочинение Шопена явилось новым решением данного жанра в музыке. Шопен придал прелюдиям самостоятельное значение. То есть, каждая прелюдия представляет собой законченную мысль, не требующую никаких дополнений. Разнообразие форм прелюдий обусловлено многообразием их музыкально-поэтического содержания. 24 прелюдии - это концентрированный сборник поэтичных разнохарактерных миниатюр, рисующих тончайшие оттенки настроений.

Умер Шопен в 1849 году в Париже. Никогда — ни до, ни после Шопена — его родина, Польша, не давала такого музыкального гения. О Шопене глубоко скорбил весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Многие известные современники Шопена - музыканты, артисты, журналисты и литераторы преклонялись перед ним. В их числе и композитор Ференц Лист

*** 

Ференц ЛИСТ (годы жизни 1811-1886) - австро-венгерский композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. 

Ференц Лист - величайший пианист XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. 

Лист выступал в концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особого концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей формой. 

Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось неотъемлемой частью представления. Лист мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими импровизациями. Влияние Листа до сих пор ощутимо в пианизме разных школ. 

Игра гениального скрипача Никколо Паганини побудила Листа добиться ещё большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприсы Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. На Листа как на виртуоза имел также громадное влияние Шопен (который к Листу относился скептически, не успев увидеть расцвета его творчества после 1848 г. и видел в нём только виртуоза). 

Ференц Лист являлся блестящим исполнителем, который играл без нот, по памяти. Отказ от нот не был обязательным требова­нием в эпоху романтизма, но соответствовал новому образу вирту­оза, начавшему завоевывать тогдашнюю музы­кальную сцену. Создал этот образ Ференц Лист, который хотел играть на фортепиано так, как Никколо Паганини на скрипке, и стать, подоб­но итальянцу, непревзойденным виртуозом на своем инструменте, чтобы публика во всей Ев­ропе благоговейно легла у его ног. Лист - первый пианист, в одиночку дававший целый концерт, который принципиально играл наизусть. Он обладал не только великолепной памятью, но и редкой спо­собностью с первого взгляда так основательно схватывать совершенно незнакомые ноты, что даже самые трудные вещи играл практически без репетиций. 

Каким Лист был в жизни, таков он и в творчестве: бурный, временами холерический демагог, которому требуется фортепиано самой крепкой конструкции. Он способен был за один вечер загнать инструмент в преисподнюю.

Действительно, Лист мог в ходе одного-единственного концерта привести в негодность три фортепиано: у инструментов тогда еще не было металлической рамы, и они часто не вы­держивали его вихревой игры. 

Использованные источники:

- Дэниел Хоуп «Когда можно аплодировать? Путеводитель для любителей классической музыки» - М.: АСТ: Астрель, 2010 г.

- Википедия

- Биография Ференца Листа.

 

 

С наилучшими пожеланиями!

Щедрина Марина.

Постоянный слушатель филармонии

 

Мои проекты:

http://KGFblog.ru - Блог Щедриной Марины "Уголок слушателя Курской филармонии".

Рассылка «Музыкальный Вестник Курской Филармонии»

Курская филармония ВКонтакте

Новости Курской филармонии в Twitter

 

 


В избранное