16 Марта. 200-Летию Фредерика Шопена И Ференца Листа Посвящается... Фортепианную Музыку Эпохи Романтизма Исполняет Павел Кушнир.
Музыкальный Вестник Курской Филармонии
~
Выпуск № 63 ~
16 Марта. 200-Летию Фредерика Шопена И Ференца Листа Посвящается...
Фортепианную Музыку Эпохи Романтизма Исполняет Павел Кушнир.
Здравствуй,
дорогой подписчик и любитель музыки!
Вы получили анонс концерта
классической фортепианной музыки в рамках седьмого абонемента
филармонии "STEINWAY вечера", который состоится 16 марта в 19.00 в большом зале
филармонии.
Из анонса Вы узнаете, какие произведения Фредерика Шопена и
Ференца Листа будут исполнены. А также, некоторые вехи
биографии композиторов, написавших эту музыку. Возможно, эти краткие
сведения немного помогут более глубокому и целостному восприятию
музыки непосредственно на концерте.
Прочитать анонс также можно на блоге "Уголок слушателя Курской
филармонии" перейдя по ссылке:
В среду 16 марта в
19 часов состоится второй вечер фортепианной музыки в рамках
абонемента №7 «STEINWAY вечера».
Место проведения — большой зал филармонии.
Концерт посвящен празднованию
200-летия со дня рождения композиторов Фредерика Шопена
и Ференца Листа. В исполнении солиста Курской государственной
филармонии Павла Кушнира прозвучат 24 прелюдии ор.28
(Ф. Шопен) и соната h-moll(Ф. Лист).
Польский музыкант и композитор
Фредерик Шопен (годы жизни 1810-1849) и легендарный
венгерский пианист и композитор Ференц Лист (годы жизни
1811-1886) являются яркими представителями эпохи романтизма в
музыке. (Подробнее об эпохе романтизма можно прочитать
здесь).
***
Билеты можно приобрести в
кассе филармонии.
Телефон кассы: 58-81-14.
Касса работает ежедневно с 10 до 19 часов.
Перерыв с 14:00 до 15:00.
***
Несколько слов о композиторах,
чья музыка прозвучит на концерте 16-го марта...
Фредерик ШОПЕН (годы жизни
1810-1849) - польский композитор, пианист-виртуоз и педагог —
родился в 1810 году в деревне Желязова-Воля, близ Варшавы.
Уже в детские годы Шопен
проявил необыкновенные музыкальные способности. Подобно Моцарту, он
поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой
фантазией в импровизациях и прирождённым пианизмом.
В 1818 году одна из
варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной
пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе.
«Автор этого „Полонеза“ — написала газета, — ученик, которому ещё не
исполнилось 8 лет. Это — настоящий гений музыки, с величайшей
лёгкостью и исключительным вкусом исполняющий самые трудные
фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают
восторг у знатоков и ценителей».
Единственным наставником
Шопена по фортепиано был пианист Войцех Живный, чех по
происхождению. Он начал заниматься Шопеном с 9-летнего
возраста, и занятия эти были серьёзные, несмотря на то что
Фредерик, помимо того, учился в одном из варшавских училищ.
Исполнительский талант
мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам
Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный
отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не
может научить его.
В концертах Шопен
выступал редко, но в салонах польской колонии и французской
аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Были
композиторы, которые не признавали его талант, но это не мешало
Шопену приобрести множество преданных поклонников как в
артистических кругах, так и в обществе.
В 1830 году композитор
навсегда покидает родную Варшаву. Это обстоятельство послужило
причиной его постоянной скрытой тоски по Родине.
Создание Фредериком Шопеном
своего знаменитого фортепианногоцикла из 24-хпрелюдий датируется 1838 годом. 24 прелюдии
(ор.28) написаны во время пребывания на острове Майорка. Это
сочинение Шопена явилось новым решением данного жанра в
музыке. Шопен придал прелюдиям самостоятельное значение. То
есть, каждая прелюдия представляет собой законченную мысль, не
требующую никаких дополнений. Разнообразие форм прелюдий обусловлено
многообразием их музыкально-поэтического содержания. 24 прелюдии
- это концентрированный сборник поэтичных разнохарактерных
миниатюр, рисующих тончайшие оттенки настроений.
Умер Шопен в 1849
году в Париже. Никогда — ни до, ни после Шопена — его родина,
Польша, не давала такого музыкального гения. О Шопене глубоко
скорбил весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи
поклонников его творчества. Многие известные современники Шопена -
музыканты, артисты, журналисты и литераторы преклонялись перед ним.
В их числе и композитор Ференц Лист.
***
Ференц ЛИСТ (годы жизни
1811-1886) - австро-венгерский композитор, пианист, педагог,
дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального
романтизма.
Ференц Лист -
величайший пианист XIX века. Его эпоха была расцветом концертного
пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея
безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность
остается ориентиром для современных пианистов, а произведения —
вершинами фортепианной виртуозности.
Лист выступал в
концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые
считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов
пианистов и особого концертного стиля, сделавшего виртуозность
самодостаточной и захватывающей формой.
Порывая со старой традицией,
Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли
получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда
Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал
между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и
сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял
за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все
это являлось неотъемлемой частью представления. Лист
мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в
чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими
импровизациями. Влияние Листа до сих пор ощутимо в пианизме
разных школ.
Игра гениального скрипача
Никколо Паганини побудила Листа добиться ещё большего
совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от
концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для
фортепиано каприсы Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. На
Листа как на виртуоза имел также громадное влияние Шопен
(который к Листу относился скептически, не успев увидеть
расцвета его творчества после 1848 г. и видел в нём только
виртуоза).
Ференц Лист являлся
блестящим исполнителем, который играл без нот, по памяти. Отказ от
нот не был обязательным требованием в эпоху романтизма, но
соответствовал новому образу виртуоза, начавшему завоевывать
тогдашнюю музыкальную сцену. Создал этот образ Ференц Лист,
который хотел играть на фортепиано так, как Никколо Паганини
на скрипке, и стать, подобно итальянцу, непревзойденным виртуозом
на своем инструменте, чтобы публика во всей Европе благоговейно
легла у его ног. Лист - первый пианист, в одиночку дававший
целый концерт, который принципиально играл наизусть. Он обладал не
только великолепной памятью, но и редкой способностью с первого
взгляда так основательно схватывать совершенно незнакомые ноты, что
даже самые трудные вещи играл практически без репетиций.
Каким Лист был в жизни,
таков он и в творчестве: бурный, временами холерический демагог,
которому требуется фортепиано самой крепкой конструкции. Он способен
был за один вечер загнать инструмент в преисподнюю.
Действительно, Лист мог
в ходе одного-единственного концерта привести в негодность три
фортепиано: у инструментов тогда еще не было металлической рамы, и
они часто не выдерживали его вихревой игры.
Использованные
источники:
- Дэниел Хоуп «Когда можно
аплодировать? Путеводитель для любителей классической музыки» - М.:
АСТ: Астрель, 2010 г.