Завтра 26 Октября в романсовой гостиной Курской филармониисостоится первый из трёх концертов абонемента №8 «Русские
вечера». Начало мероприятия в 19.00.
Концертная программа, которая завтра будет представлена любителям
народной песни, посвящена Лидии Андреевне Руслановой и в
честь этой великой русской певицы по праву носит название
«Русская легенда».
Леонид Утёсов о Лидии Руслановой: «Её имя стало почти
нарицательным: Русланова — это русская песня».
А
познакомит слушателей со страницами жизни и творчества великой
русской певицы-исполнительницы народных песен Лидии Руслановой
трио «Легенда».
В
составе трио солист Курской государственной филармонии
Сергей Сидоров (баян), Алексей Клевцов (баян), и вокалистка лауреат
Всероссийского фестиваля-конкурса им. Надежды Плевицкой Ольга
Чекаданова (народное пение).
***
Голос Руслановой
Исполнительский стиль
Руслановой, индивидуальный и яркий, восходит к традициям крестьян
Поволжья. Лидия Русланова обладала глубоким, грудным голосом
(лирическое сопрано, переходящее в драматическое, однако «народного»
плана) большого диапазона и могла переходить от контральто к верхним
нотам сопранового звучания. Голос Руслановой мощный, необыкновенно
богатого, насыщенного тембра, очень звонкий, даже резкий и
пронзительный.
Илья Набатов, её
многолетний партнёр по сцене, так отзывался о ней: «Певицы
такой, как Русланова, я за долгую жизнь на эстраде не встречал!
Если вы спросите, какой голос был у Руслановой — сопрано?
Меццо-сопрано? Колоратурное сопрано? Ни то, ни другое и не
третье.
У неё был русский голос со
всеми его оттенками, широтой звука, задушевностью и необычайной
силой воздействия. Широта её творческого диапазона была
необыкновенной — ей одинаково удавались и лирика, и
трагедийность, и безудержная, развесёлая удаль».
Репертуар Руслановой
Лидия Русланова, обладая
абсолютным слухом и превосходной музыкальной памятью, не стремилась
всё время исполнять один и тот же репертуар, собирая русские песни.
Русланова знала так много разнообразных песен — северных,
среднерусских, сибирских, казачьих — что могла бы удивить даже
опытных фольклористов.
Она исполняла памятные,
богатырские, молодецкие, разбойничьи, протяжные, заунывные, весёлые,
игровые, круговые, хороводные, плясовые, балагурные, бурлацкие,
скоморошьи, обрядные, свадебные, гулевые, подблюдные, бабьи,
посиделковские песни, а также былины, плачи, заплачки и думы.
Лидия Русланова была также
талантливым интерпретатором песен: могла спеть одну несколько раз, и
каждый раз по-новому. Многие из песен Лидия Андреевна
«реабилитировала». Самый яркий пример — её вариант шуточной песни
«Валенки», изначально — дореволюционной цыганской песни. Примитивная
мелодия и такие же примитивные слова Русланова обыграла блестяще,
сделав из деревенских страданий целый моноспектакль. Руслановские
«Валенки» не похожи ни на какие ранее известные напевы.
Лидия Русланова не
ограничивалась только русскими народными песнями. Она исполняла и
песни советских композиторов. Так, она первой запела песню
гражданской войны «По долинам и по взгорьям», песни «Партизан
Железняк» и «Враги сожгли родную хату» и другие. Одной из первых
исполнила «Катюшу».
Лёгкость, с которой Русланова
исполняла песни, давалась упорным трудом. Она не раз говорила:
«Хорошо петь — очень трудно. Изведёшься, пока постигнешь душу песни,
пока разгадаешь её загадку. Песню я не пою, я её играю. Это целая
пьеса с несколькими ролями».