Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Варга. Акустические и этнические музыкальные инструменты. Полевые испытания блок-флейты в условиях арт-рока и фолка


Варга
Акустические музыкальные инструменты
www.vargan.ru

№28
3 декабря 2007

Блок-флейта - полевые испытания

Ведущая рассылки Ольга Шотландия

 
Приемы игры

Полевые испытания блок-флейты в условиях арт-рока и фолка

Привет всем посетителям мега-сайта Варга!:-)
Я играю на блок-флейтах сопрано и альт и являюсь действующим участником харьковской группы Восьмой день. Примочки и прибамбасы - это, безусловно, то, что безумно оживляет игру на блок-флейте. Без них просто не обойтись, если ты играешь в каком-либо стиле кроме барокко:-). Барочная музыка требует строгого классического подхода, ну а рок, этно и фолк-рок, напротив, требуют прибамбасов! (Если, конечно, не жаждешь превратить заводную композицию в занудный инструментал:-))
Итак, охотно делюсь тем, что накопала в полевых испытаниях.

Блок-флейта в арт-роке

Помимо стандартного контраста нежного звучания флейты и тяжеленького звучания всего остального есть еще масса эффектов, которые, будучи применены творчески, подхватывают и уносят Бог знает куда:-). Один из них - это когда в самом звучании флейты присутствуют контрасты - переходы от плавных мелизматически-хроматических проигрышей к отрывистой игре стакатто в ключе основной темы по какой-нибудь пентатонике. Или когда при переходе от "тихого" проигрыша с флейтой к утяжеленной части флейта остается, но начинает "рычать", "ворчать" и т.п. Всяческое рычание и ворчание достигается артикуляцией - вместо стандартного ту мы говорим трррррррррррррррррррррру, ррррррру и тому подобное. Кстати, это называется трулла. Вдохновенный пример трулл присутствует в песне "Богиня Иштар" группы Мельница - слушать всем флейтистам :-)!

Трулла дает также интересные эффекты в сочетании с передуванием. Частично об этом будет еще сказано.

Блок-флейта в фолке

Эх, раздолье! Простенькие партии на трех-пяти нотах, не вылезая из той же пентатоники, зато какое обилие трелей, трелек, трелищ! Кстати, настало время поговорить и о передувании - в основном относительно альтовой блок-флейты. Если ноты первой октавы играть с легким передуванием, создавая эффект "грязной" ноты, получится очень интересная имитация какой-то... маленькой деревянной сопилочки, что ли... очень теплый и очень "этничный" звук! Если можно, поясню наглядно:

На маленькой блок-флейте этот прием звучит не столь ярко, но можно поэкспериментировать.

Ну а если вы решили сыграть что-то восточное, пригодятся слайды. Это тоже применимо больше к альтушке, потому что у нее дырки больше :-) и слайд звучит ярко и четко. На сопранке получается эдакий недослайд, но тоже - можно работать в этом направлении, поле-то поди непаханое. Слайдовый звук получается при постепенном соскальзывании пальца с предыдущего отверстия, когда он приоткрывает сначала щелочку, потом постепенно больше, больше...ну и т.д. Причем можно делать слайды не только через тон или полтона, а и через два, и через три. Для этого нужно плавно и одновременно соскользнуть с отверстий всеми "лишними" пальцами. Позвольте привести маленький звуковой пример.

Трели птиц, "лесные" звуки

Эта фишка способна украсить как фэнтезийные романтические композиции, так и этно-композиции, причем ее особенность заключается в том, что она при желании спокойно накладывается на ведущую партию вне зависимости от тональности, создавая на простом звучании потрясающую и интригующую глубину.
Прием является комбинацией отрывистой трели, слайда, передувания и труллы. Для начала возьмите на блок-флейте аппликатуру ноты ля (для сопранки) или ре (для альтушки) первой октавы. А теперь, играя эту ноту, "с протягом" убираем указательный и большой пальцы, как будто хотим сделать слайд ля-ре, но в гораздо более живом темпе. Как только попадаем на ре, делаем паузу. Причем говорим не ту, а что-то вроде тууть. Повторяем произвольное количество раз. Главное-не переборщить!

Далее можно сделать то же самое, переходя с фа-диез на соль на сопранке (или с си на до на альтушке) - отрывистый быстрый "недослайд". Чередуя эти две птичьи трели, получим уже перекличку двух птичек.

Ну и наконец для следующей "птички" применим труллу и передувание на нижних нотах. Взяв аппликатурно нижнее ре для сопранки, произносим в флейту что-то типа трррррррруть-фрррррррррруть совершенно произвольно и при этом беспорядочно лупим всеми шестью пальцами по дыркам :-)

Думаю, нелишним будет иллюстрация результата, поэтому маленький сэмплик

А какая красота вас ждет, если вы научитесь плавно и постепенно из всего этого хаоса и беспредела выводить основную мелодию! Ай, мама! Короче, творческих свершений вам, родные мои блок-флейтисты!

Эльга

 
Хорошие ссылки

Токэ-Ча, музыкальный проект музыканта-мультиинструменталиста Булата Гафарова . Булат ведет также другие интересныемузыкальные проекты - Азимут (этно-фьюжн, этно-джаз), Бюль-бюль (этническая музыка разных народов, архаика).

 
Анонс

Цикл семинаров по изготовлению бубнов

9-13 января 2008 года состоится цикл семинаров по изготовлению шаманских бубнов (г. Москва).

Проводит семинар Дима Равич – музыкант и музыкальный мастер, специализирующийся на изготовлении этнических барабанов, бубнов, театральных музыкальных инструментов, автор и изобретатель множества необычных музыкальных инструментов. Подробности >>>


В избранное